По М. Веберу: «Власть – это способность одного индивида в определённых социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого» (М. Вебер).

«Власть есть вероятность волевого преобразования социальных отношений субъектом вопреки сопротивлению и не зависимо от того, на чём основывается эта вероятность», - писал М. Вебер.

Такой подход, связанный с конфликтной парадигмой исследования политики получил название «нулевой суммы» власти, так как власть не суммируется, а только вычитается или делиться, и чем больше власти у одного, тем меньше её у другого.

1. Концепция власти М. Вебера (1864-1920) связана с его пониманием природы социального и спецификой социального поведении, которое понимается Вебером как внутренняя и внешняя позиция человека, ориентированная на поступок или воздержание от него, по смыслу соотнесённые с поведением другого человека.

2. Социальное поведение воплощается в социальную связь, если ориентированные друг на друга поступки индивидовсовершаются регулярно.

Регулярность социальных связей приводит к интеграции индивидов всообщество и общество.

Первое основывается на аффективной или религиозной (традиционной) мотивации. Второе –на заинтересованности.

3. Обществоне является гармонической целостностью, аформируется в ходе борьбы и согласия, но борьба – основополагающая социальная связь.

Борьба может не включать применение физического принуждения и быть конкуренцией,если же угрожает физическому существованию, то является отбором.

4. Борьба социальных субъектов может иметь как стихийный, так и политически регулируемый характер. Политика предполагает установление централизованного принуждения, которое опирается не только на силу, но и на согласие, то есть становится легитимным принуждением.

Поэтому понятием “господство” (Herrshaft), которое он рассматривал как частный случай власти, является в политическом смысле более правильным и чётким.

Господин – это тот, кто имеет шанс рассчитывать, что ему будут повиноваться те, кто ему подчинён.

М.Вебер описывает типы господства, понимая их как разные типы легитимности власти, которая со стороны субъекта власти выступает как „шанс на послушание”, а со стороны объекта как „мотив покорности”.

5. В отличие от Маркса, с которым постоянко заочно полемизировал М. Вебер, понятия „класс”, ключевое для марксизма, Вебер не связывает исключительно с собственностью на средства производства и считает предпочтительнее понятие «Stand» - сословие, состояние, положение, „страта”, которое предполагает дифференциацию групп людей по таким признакам, как:

а) уровень дохода; б) уровень образования; в) престижность профессии; г) ценностные ориентации д) близость к власти.

По Веберу, классы (Stand) –это группы людей с примерно одинаковыми жизненными шансами, интересами и ценностными ориентациями, общность экономического положения которых отличает их друг от друга и создаёт возможность классовых конфликтов.

Ой вопрос.

Политическая система - взаимодействие в рамках признанных политических ролей и функций, направленное на сохранение социальной стабильности и обеспечение социальной динамики путём эффективного распределение ресурсов и ценностей в обществе и принятия такого распределения как обязательного.

Системные концепции к власти формировались в середине 20 века и включают три подхода: 1) макросоциальный (общество как система) 2) мезосоциальный (семья, производственная группа как система) 3) микросоциальный (социальное взаимодействие индивидов)

Талкотт Парсонс (1902-1979), профессор кафедры социальных отношений в Гарварде, созданной П. Сорокиным

Сын священника. Изучал биологию и философию в колледже в Амхерсте (штат Массачусетс), учился в Лондонской школе экономики и политики, Гейдельбергском университете. В 1927—1973 преподавал в Гарварде, где создал и возглавил междисциплинарный Отдел социальных отношений.

С 1949 года президент американской социологической ассоциации и главный редактор журнала «Американская социология».

Автор книг: «Структура социального действия» (1936) «Социальная система» (1951), «Политика и социальная структура» (1969), «Социальная структура и личность» (1965)

В противоположность веберовскому подходу концепцию власти Парсонса называют концепцией «ненулевой суммы власти”.

Эта концепция отвергает конфликтную парадигму власти, заменяя её консенсусной, допуская что власть - это коллективный ресурс, используемый для всеобщей выгоды.

1. Власть, по Т. Парсонсу, это “генерализованная способность обеспечить выполнение элементами системы своих обязанностей, которая легитимизируется тем, что направлена на достижение коллективных целей и предполагает в случае неповиновения применение негативных санкций”

В основе концепции власти Парсонса лежит его понимание

социальности и как стремления к согласию (консенсусу) заложенное в самой природе социального, которая в современном демократическом обществе проявляется как социетальность.

Социетальность – лояльность по отношению к обществу в целом и различным коллективам внутри него вследствие принадлежности одних и тех же людей к разным социальным группам,что делает невозможным узурпацию привилегий одной из них.

Социетальная общность — ядро всей социальной системы, упорядоченной на основе единых нормативно-ценностных образцов.

В качестве обобщённого средства взаимообмена между людьми в социетальном обществе признаются «влияние» и «солидарность», а не деньги, принуждение или персональные качества.

2. Власть в социетальном обществе– один из аспектов статуса в любом коллективе, признающий верховенство политической власти, имеющей недиффузный характер, означающий узаконенное право контролировать действия других.

Власть в социетальном обществе становится производной авторитета, понимаемого как институционализированное право лидеров ожидать поддержки членов коллектива.

По Т. Парсонсу, политическая «власть – это узаконенное право (и/или) обязанность контролировать действия других…», а потому лидер имеет право ожидать поддержки членов коллектива.

Право на насилие – это важный вид социального преимущества, Но оно конкретно, а не диффузно, то есть оно не предусматривает никакого обобщения преимущества.

„Полисмен – регулировщик имеет власть остановить автомобиль важной особы, преимущества (верховенство) которой в общей системе престижа намного выше его собственной”

3. В концепции “ненулевой суммы” “количество” власти можетбыть увеличено аналогично кредитованию экономики.

Индивиды “инвестируют” свое доверие в тех,кто ими правит, выигрывая от процесса осуществления власти, поскольку власть обеспечивает реализацию коллективных целей.

В системной концепции Парсонса власть выступает как безличное свойство, как атрибут политической системы.

Ий вопрос.

М. Крозье:родился 5 ноября 1922 г. в Сент-Менеул, Франция (умер в 2013);
Изучал коммерческую деятельность в Высшей школе коммерции в Париже. Получил докторские степени по юриспруденции и филологии в Сорбоннском университете;
В конце 1947 М. Крозье уехал из Франции и провел год в США. Там во время многочисленных поездок по стране он проинтервьюировал около 600 простых людей.

М. Крозье хотел выяснить насколько успешно может вести борьбу с крупным бизнесом левое крыло американских профсоюзов (Американская федерация труда), возглавлявшаяся в то время лидерами, близкими к троцкистам.

В 1951 г. он издал книгу о заводах и профсоюзах США, содержание которой основывалось на результатах его американских наблюдений.
С 1952 г. был в числе основателей Центра социологии организаций в Париже;

Создал теорию бюрократии и методологию анализа организованных систем коллективного действия
Основные работы:

«Феномен бюрократии» (1963)

«Мир офисного работника» (1965)
«Действующие лица и системы» (совместно с Э. Фридбергом) (1977)

Бюрократияявляется самоподдерживающейся системой, представляющей собой своего рода порочный круг, не способной исправлять свои ошибки, создающей внутренние преимущества для своих членов, способных минимизировать дискреционные вмешательства в их собственные ситуации со стороны вышестоящего начальства.

Наши рекомендации