Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и об­щественную жизнь

Власть имеет многообразные проявления, различается источ­никами, масштабами, возможностями и способами влияния.

Она есть регулятор общественных взаимосвязей, средство достижения личных, групповых и общественных целей. С ее помощью удовлетворяются общезначимые, групповые и час­тные интересы.

Власть проявляет себя во всех сферах общественной жизни. Основные типы власти: политическая и неполитическая.

Власть имеет определенную структуру, включающую субъ­екты, объекты, источники, функции, ресурсы (рис. 1.4).

Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и об­щественную жизнь - student2.ru Рис. 1.4. Структура власти

В политической науке получили закрепление различные толкования власти: теологические, бихевиористские, психоло­гические, системные, функциональные, анархистские и др. Вместе с тем четко просматриваются общие подходы. Суть их сводится к следующему.

1. Власть есть особые отношения между субъектом и объек­том. Субъект — носитель власти: господствует, управляет, при­нимает решения и обеспечивает их выполнение. Он диктует свою волю объекту и побуждает его повиноваться. С помощью авторитета, убеждения, стимулирования или принуждения ре­ализует свои цели и интересы.

2. Власть — это влияние, право и возможность управлять объ­ектом, подчинять его своей воле. Господство властвующего и подчинение подвластного его приказам, требованиям и распо­ряжениям, жесткая субординация — универсальные принципы власти.

3. Власть выражается в правилах, стимулах, санкциях, пси­хологическом воздействии.

4. Власть—это постоянный источник борьбы социальных суб­ъектов за обладание ее возможностями и ресурсами.

Политическую власть можно охарактеризовать как полити­ческое влияние в обществе, способность социальных субъектов ле­гитимно действовать и реализовать свою властную волю, ис­пользуя институты, полномочия и ресурсы государства.

Формы политической власти:

► государственная, партийная;

► общественно-политических объединений и движений.

Особенности политической власти:

► это нормативно закрепленная система социальных отно­шений;

► политическое влияние служит средством (инструментом) социальных преобразований;

► политико-властные отношения являются высшей фор­мой человеческого общения, направленного на удовлет­ворение общественных интересов;

► политическое властвование представляет собой легитим­ное управление обществом институтами государства и участие граждан в этом процессе, регулируемое законами государства.

Социальное предназначение политической власти:

► удовлетворение общественных интересов и потребностей;

► управление обществом, активное содействие его стабиль­ности и прогрессу, реализации прав и свобод личности;

► совершенствование общественных отношений на основе принципов и норм демократии и гуманизма;

► обеспечение гарантий демократического формирования и функционирования властных институтов, обществен­ного контроля их деятельности;

► защита, укрепление и развитие суверенной государствен­ности.

Политически господствующей силой в обществе является государственная власть. Это верховная (доминирующая) власть, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следующем.

► Действует единая система институтов, наделенных леги­тимными функциями и полномочиями для управления обществом.

► Государственная власть суверенна в отношениях с други­ми формами власти.

► Только институты государства вправе обеспечивать кон­ституционный правопорядок, используя насильствен­ные средства и методы.

► Государственная власть осуществляет непрерывное и ус­тойчивое политическое влияние на общество.

Источник государственной власти — народное волеизъяв­ление. Властные институты государства образуются в установ­ленном законом порядке. Они выполняют конкретные обязан­ности, наделены широкими полномочиями и располагают ре­сурсами общества для удовлетворения интересов граждан. Их решения обязательны для исполнения всеми социальными субъектами. Эта власть формирует систему законов и иных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, обладает правом на применение не только методов убеждения и стимулирования, но и принуждения (насилия).

Основные принципы организации и деятельности государ­ственных институтов:

► разделение властей;

► демократичность сотрудничества властных институтов;

► законность;

► принятие управленческих решений и обеспечение их ис­полнения;

► гласность деятельности властных институтов, их подот­четность гражданам;

► невмешательство государственных органов в деятель­ность общественных объединений.

Разделение властей означает распределение государственной власти между тремя независимыми ветвями — законодательной, исполнительной и судебной. Их функции и полномочия разграниче­ны; ветви обладают равной ответственностью и возможностью взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация это­го принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование «системы сдержек и противове­сов», предупреждающей злоупотребления властью.

Идея разделения государственной власти возникла еще в древности. Здравомыслящие политики понимали разруши­тельные последствия для общества всеобъемлющей и бескон­трольной власти в обществе тех или иных институтов, социаль­ных групп, индивидуумов.

М. Т. Цицерон, древнеримский политический деятель, ора­тор и писатель, допускал, что небольшая группа людей или один диктатор могут узурпировать высшую государственную власть и использовать ее в неблаговидных целях. Он предлагал контролировать и нейтрализовать действия политиков, стре­мящихся к монопольному властвованию (см. Цицерон. Диало­ги. - М., 1996. - С. 21-23).

Французский политический мыслитель Ш. Монтескье лако­нично выразил суть принципа разделения властей: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы вза­имно сдерживать друг друга» (Монтескье Ш. Избранные произ­ведения. — М., 1955. — С. 289).

Принцип демократизма в организации и деятельности госу­дарственных органов воплощается в совокупности показателей:

► легитимности государственных органов, качественном исполнении общественных обязанностей, уважительном отношении к интересам и мнениям гражданам, законам, политическим и моральным нормам;

► согласованности действий институтов власти и мораль­ной ответственности за результаты управленческой дея­тельности;

► открытости власти для общества, подотчетности ее пред­ставительных органов гражданам, а бюрократии — поли­тикам;

► последовательной реализации государством политичес­кого курса общества, прав и свобод личности, принципов социальной справедливости;

► гармонизации и удовлетворении общегосударственных, групповых и местных (региональных) интересов, разви­тии политической активности граждан;

► демократизации отношений между государством и граж­данским обществом.

В процессе подготовки к семинарским занятиям рекомен­дуется осмыслить демократические принципы организации и де­ятельности государственных органов, их влияние на стабиль­ность, благополучие и безопасность общества. Полезно ис­пользовать исторические факты, личные наблюдения полити­ческих явлений и процессов в Республике Беларусь.

Механизм государственной власти в обществе включает:

► Конституцию — свод писаных и неписаных правил; это Основной Закон, определяющий ценности и цели обще­ства, обязанности, полномочия и функции властных ин­ститутов, их отношения между собой и с гражданами;

► систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения;

► государственную политику;

► три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

► государственных служащих (бюрократию);

► вооруженные силы и полицию (милицию);

► ресурсы и методы властвования.

Характер государственной власти определяется наукой по ее сущностным признакам:

► субъекту властвования (законодательная, исполнитель­ная, судебная, правительственная, президентская, парла­ментская);

► форме правления (монархия, республика);

► режиму правления (демократическая, авторитарная, тота­литарная);

► формам власти (автократия, полиархия, политая, олигар­хия, аристократия и др.).

Способы овладения государственной властью: демократичес­кие выборы, насильственные (революция, государственный переворот), наследование.

Наиболее действенными «ограничителями» всевластия госу­дарства и его институтов, предупреждения злоупотреблений властными полномочиями являются:

► конституционные гарантии прав и свобод личности;

► демократическая культура граждан;

► разделение властей;

► зрелое гражданское общество, контролирующее власть;

► правовая государственность.

Политическая власть государства формируется в условиях жесткой конкуренции субъектов политики. Победившие груп­пы (институты) обретают право выступать от лица государства и общества, использовать для достижения политических целей ресурсы общественной системы.

Государственная власть является источником мощной энер­гии, без которой невозможна цивилизованная жизнь общества. Именно поэтому политическая сфера играет по отношению к экономической, социальной, духовной приоритетную, «верхо­венствующую» роль — в том смысле, что политические реше­ния, санкционированные государственной властью, подлежат обязательному выполнению всеми социальными субъектами.

Вместе с тем государственная власть может быть не только источником созидания и общественного блага, но и многих со­циальных «болезней», если ее могущество используется неуме­ло или злонамеренно субъектами политики. Исторический опыт свидетельствует о пагубных последствиях концентрации государственной власти в руках одного человека или узкой группы лиц. Не оправдала себя и практика «элитизма» — управления обществом «избранными», немногочисленными профессиона­лами, которым граждане делегируют полномочия в деле приня­тия стратегических решений. Наиболее перспективный путь совершенствования и повышения эффективности государ­ственной власти — расширение социального представительства, политического участия большинства граждан, демократизация процесса формирования институтов и практического осущес­твления управления обществом.

Непременное условие существования государственной власти — легитимность: общественное признание законности власти, доверие к ней граждан, их согласие подчиняться ее уста­новлениям и требованиям.

Немецкий социолог М. Вебер различал три типа легитим­ности власти.

► Традиционную. Она основывается на авторитете традиций и обычаев. Была характерна для древних восточных им­перий — Египта, Вавилона, Персии, Китая, а также сред­невековой Европы.

► Харизматическую. Покоится на вере в личные достоин­ства, исключительную одаренность политического лиде­ра, доверии к нему подданных.

► Рационально-правовую. Ее отличает понимание властью обязательности соблюдения правовых норм, выполнения долга перед обществом. Граждане доверяют не отдель­ным представителям этой власти, а устройству государ­ства, законам, согласно которым функционируют инсти­туты власти.

Эти типы легитимности М.Вебер называл идеальными типа­ми политического господства. Но в своем «чистом» виде они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные сочетания отмеченных выше типов легитимности.

Уровень легитимности — степень поддержки гражданами власти — может изменяться. Возможны кризисы легитимнос­ти, дестабилизирующие политическую систему. Поэтому власть, уважающая мнение общественности, обязана реальны­ми делами поддерживать свой авторитет, умело использовать конституционные средства и методы преодоления кризисных тенденций в социальной жизни.

Политическая власть и собственность

Собственность — категория не только экономическая и юридическая, но и, бесспорно, политическая. Ничто так не ли­хорадило общество во все времена, за исключением его перво­бытной стадии, как отношение к собственности (см. раздел «Информация и проблемы для дискуссии»). И сегодня на обшир­ном постсоветском пространстве кипят страсти вокруг соб­ственности. Одни выступают за частную собственность, другие высказываются против нее, считая ее злом, антиподом спра­ведливости, благополучия каждого человека, сотрудничества и взаимопомощи.

Так кто же прав?

С точки зрения политэкономического подхода, собствен­ность представляет собой общественные отношения по поводу производства материальных благ, их распределения, обмена (обращения) и потребления.

Юристы рассматривают ее как совокупность средств и про­дуктов производства, принадлежащих определенным лицам — индивидам или коллективам.

Политологи акцентируют внимание на экономической и социальной политике государства, влиянии политической сис­темы на отношения собственности.

Собственность всегда была связана с политической властью, хо­тя отношения власти и собственности в условиях различных куль­тур и цивилизаций существенно различаются. И это обстоятель­ство наложило отпечаток на общественное сознание. Частная со­бственность рассматривается и как двигатель цивилизации, и как источник социального неравенства и антагонизмов. В одних странах отношения «власть—собственность» приобрели устойчи­вый характер, в других государствах к частной собственности — прохладное или резко негативное отношение.

Необходимо уяснить некоторые выводы о взаимоотношениях политической власти и собственности.

► Политические концепции нежизнеспособности частной собственности и рыночного хозяйства не выдержали ис­пытания временем.

► Социально-экономический и политический прогресс общества невозможен без создания государством усло­вий для развития частной и других форм собственности, предпринимательства, образования «среднего класса» как социальной опоры демократических перемен.

► Политическая власть государства взаимодействует с эко­номической системой общества. Однако ее вмешательство в рыночную экономику должно быть минимально необхо­димым и максимально содействовать ее самоорганизации и саморегулированию, развитию деловой активности.

► Политико-властное содействие бизнесу означает реаль­ные шаги государства по обеспечению политической ста­бильности общества и развитию рыночной инфраструк­туры. Это предполагает наличие прогрессивного и ста­бильного законодательства, принятие и реализацию ком­промиссных политических решений, устраивающих большинство граждан.

► Конструктивные взаимоотношения власти и предприни­мателей невозможны без взаимной ответственности. Их позиции должны быть прозрачны, правомерны и привле­кательны для общества.

Рыночная экономика неразрывно связана с государствен­ной властью, что обеспечивает ее общественную полезность и эффективность. Даже в условиях зрелого гражданского общес­тва она не освободится от государственного регулирования. Ее развитием будут управлять более демократичные и совершен­ные инструменты власти государства — законы, социаль­но-экономическое планирование, кредиты, налоги, санкции против недобросовестного предпринимательства и другие ме­ханизмы. Русский политический мыслитель XIX в. И. Г. Черны­шевский точно выразил объективную зависимость экономики от власти государства. «...Там, где саморегуляция не срабатыва­ет, — писал он, — где практика доказывает недостаточность разрозненных индивидуальных усилий и невмешательство в экономику грозит большими потерями и разными социальны­ми несправедливостями, там разумное участие государства по­лезно и обязательно. Невмешательство должно быть правилом, а вмешательство — исключением» (Поликарпова Е. В. Н. Г. Чер­нышевский об «участии государства в экономических делах» // Власть силы и сила власти. — М., 1996. — С. 91).

Тема 6

Структура и функции политической системы

Понятие политической системы. Структура политичес­кой системы. Характеристика подсистем политической системы общества: институциональной, нормативно-ре- гулятивной, функциональной, коммуникативной, куль­турно-идеологической. Функции политической системы на «входе» и «выходе».

Критерии соответствия политической системы общес­твенным потребностям.

Типы современных политических систем.

Американский политолог Д. Истон отмечал, что «политическая наука — это наука о функционировании и жиз­недеятельности политических систем». В широком смысле это утверждение отражает суть политики как целостной системы.

Политическая система — конкретно-практическое отраже­ние политики, ее институционально-властный механизм в дей­ствии. Это совокупность институтов государственной власти и общественных объединений, политических отношений и дей­ствий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечиваю­щих управление обществом.

Термин «политическая система» был введен в политологию в середине XX в., что отразило научные достижения в познании системного характера политики. Политология пополнилась те­ориями политической системы Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча и других политологов. До этого времени для описания влас­тных отношений использовалось понятие «система правле­ния». Его употребление сводило политику преимущественно к деятельности государственных структур.

Политическая система взаимодействует с обществом и ре­шает конкретные задачи:

► определяет и реализует стратегический курс государства и общества;

► формирует институты власти и обеспечивает их функци­онирование;

► мобилизует и распределяет коллективные ресурсы, необ­ходимые для удовлетворения потребностей граждан;

► интегрирует и регулирует поведение субъектов политики.

Ключевым свойством политической системы является ее способность к гибкому и конструктивному реагированию на тре­бования общества, удовлетворению его интересов. От этого свой­ства зависит ее самосохранение, стабильность, обновление и качественное переустройство.

Политическая система обладает верховенством и относи­тельной автономией по отношению к другим общественным сферам, но ее характер обусловлен окружающей средой. Она должна чутко реагировать на общественные импульсы в форме требований и запросов, предотвращать и оперативно урегулиро­вать социальные конфликты, своевременно принимать и реа­лизовать политические решения, необходимые обществу.

Какова структура политической системы? (см. рис. 1.5).

Как показано на рисунке, структура политической системы включает пять подсистем, ответственных за ее жизнедеятель­ность.

Институциональная подсистема включает все государствен­ные и общественные институты. Каждый их них играет специ­фическую роль в механизме власти, по-разному влияет на по­литическое управление обществом. Ведущая роль среди них принадлежит государственным органам и учреждениям.

Нормативно-регулятивная подсистема аккумулирует, кор­ректирует и обогащает политико-правовые и нравственные нормы, политические обычаи и традиции, которые направля­ют и упорядочивают деятельность, поведение и отношения субъектов политики.

Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и об­щественную жизнь - student2.ru Рис. 1.5. Структура политической системы

Культурно-идеологическая подсистема включает политичес­кую культуру и идеологию. Они служат ценностной основой развития и совершенствования политической системы.

Коммуникативная подсистема ответственна за взаимодей­ствие всех элементов политической системы на основе обмена информацией, соблюдения действующих норм политических отношений.

Функциональная подсистема представляет собой средства и методы реализации политической системой социальных инте­ресов и властных полномочий, характер ее взаимосвязей с об­ществом, государством и личностью.

Каковы основные функции политической системы? (см. рис. 1.6).

Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и об­щественную жизнь - student2.ru Рис. 1.6. Функции политической системы

Выполняя указанные функции, политическая система обеспе­чивает:

► приобщение граждан к политике, формирование и обога­щение политической культуры общества;

► взаимодействие элементов политической системы, ее взаимосвязей с общественной средой;

► управление общественными процессами посредством нормотворчества, контроля соблюдения законов, иных нормативных актов и выполнения решений властных ин­ститутов;

► выражение, обобщение и согласование интересов;

► мобилизацию материальных и человеческих ресурсов на удовлетворение интересов;

► распределение материальных благ, привилегий и услуг;

► поддержание стабильности общества на основе общих целей и ценностей;

► заполнение должностей в политических институтах госу­дарства.

Политическая система — рационально сконструированный и апробированный жизнью институционально-властный механизм управления обществом. Она предстает как совокупность видов деятельности, связанных с выражением, согласованием и удов­летворением интересов граждан, оценкой информационных потоков, принятием и осуществлением законов и управленчес­ких решений, мобилизацией и распределением ресурсов, регу­лированием политических отношений, стимулированием по­литического участия.

Взаимодействие системы с общественной средой принято объ­яснять с помощью терминов «вход» и «выход». Понятием «вход» обозначается влияние общества на систему, а понятием «вы­ход» — влияние системы на общество (см. рис. 1.7).

На «входе» политическая система воспринимает требования общества и, реагируя на них, осуществляет:

► артикуляцию и агрегирование интересов;

► политическую социализацию и «рекрутирование» учас­тников политического процесса;

► политическую коммуникацию.

На «выходе» политическая система, отреагировав на запро­сы общества, обеспечивает:

► нормотворчество;

► применение санкционированных государством правил;

Власть — это система социальных отношений «господ­ства—подчинения», способность влиять на индивидуальную и об­щественную жизнь - student2.ru Рис. 1.7. Механизм взаимодействия политической системы с общественной средой

► контроль соблюдения норм, претворения в жизнь управ­ленческих решений, стратегического курса государства и общества.

Требования среды — общественное мнение по поводу целе­сообразного или нежелательного распределения ценностей и коллективных ресурсов. Они могут быть связаны с обеспечени­ем политических прав, повышением зарплаты, улучшением ус­ловий получения образования и т. д. Требования, предъявляе­мые системе, имеют тенденцию ослаблять ее. Реагируя на них, власть принимает решения по распределению ресурсов и цен­ностей, имеющие обязательный характер. Организуется испол­нение этих решений, контролируется ход их реализации.

Удовлетворение требований общества предполагает целе­направленные, эффективные действия. Реагируя на импульсы (требования) среды, система разрешает (или не разрешает) со­циальные, экономические, политико-идеологические и духов- но-нравственные проблемы. Если она обеспечивает назревшие преобразования и потребности граждан, то общество устойчи­во и динамично развивается, демонстрируя доверие властным институтам. Обострение противоречий политической систе­мы, выражающееся в ее полной или частичной неспособности к эффективному выполнению своих функций, гибкому при­способлению к изменяющимся условиям, сигнализирует о ее банкротстве.

Наши рекомендации