Каковы основные признаки государства?

Будучи на протяжении всей истории развития человечества ключе­вым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики развития стран, государство как институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных (существовавших до не-

См.: Теория государства и права. М., 1955. С. 50—51. 248

го) и негосударственных (существующих наряду с ним), институтов и ор­ганизаций своими специфическими признаками.

Выявление и изучение их открывает путь к более глубокому и разно­стороннему пониманию не только прошлого, но и настоящего нашей страны и других стран.

За всю историю развития человечества великими мыслителями и по­литическими деятелями разных времен было высказано множество са­мых различных мнений и суждений об основных признаках государства.

Так, древнегреческий ученый и философ Демокрит (460—370 до н. э.) считал специфической особенностью государства то, что в нем должны быть представлены всеобщее благо и справедливость. «...Хорошо управляемое государство, — писал он, — есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда она сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

Знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) рассматривал в качестве одного из основных признаков государства дело, «достойное народа». Причем под народом им понималось «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли видел признак государства в политическом состоянии общества. В чем оно за­ключалось? Говоря кратко, в установлении и поддержании отношений между властвующими и подвластными; в наличии органов юстиции и за­конов; в существовании тем или иным, образом организованной полити­ческой власти. «Все государства, все державы, обладающие властью над людьми, были суть либо республики, либо государства, употребляемые единовластно», — писал оно в своем знаменитом сочинении «Государь».

Каковы же основные признаки, отличающие государственную орга­низацию от догосударственной и негосударственной (политических пар­тий, общественных организаций и пр.)?

Прежде всего это наличие выделенного из общества и нередко стоя­щего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей, основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замеще­ния. Основными составными частями аппарата власти и управления, т. е. аппарата государственной власти, являются органы законодательной, ис­полнительной власти, суда, прокуратуры и др.

Важнейшими признаками государства являются, кроме названных, следующие: выступление государства в качестве официального предста­вителя «своего» общества; теснейшая связь государства с правом, одним из важнейших проявлений которой является издание или санкциониро-

вание государством актов, содержащих нормы права; обладание сувере­нитетом; наличие налогов и займов; наличие у каждого государства сво­их символов, памятных дат, различных атрибутов; территориальная орга­низация населения.

Общеизвестно, что каждое государство имеет свои гимн, флаг, тради­ции, формы обращения людей друг к другу и приветствия, правила офи­циального поведения. Вместе с присущими каждому государству основ­ными признаками все эти отличия позволяют провести четкую грань ме­жду государственной организацией, с одной стороны, и догосударствен-ной и негосударственной организациями — с другой.

Что означает публичная власть как один из основных признаков

Государства?

Под публичной властью в научной литературе понимается государст­венная власть, точнее, аппарат власти с «материальными придатками» в виде лагерей, тюрем и другими принудительными учреждениями, а также с особыми отрядами вооруженных людей.

Следует отметить, что в науке понятие публичной власти толкуется неоднозначно. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства, реже — как синоним государства. Однако, несмот­ря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие пуб­личной власти имеет принципиальный характер для любой государствен­ной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытно-общинной организации.

В условиях первобытного строя власть имела общественный харак­тер, совпадала непосредственно с населением. В обществе не было лю­дей, которые бы не занимались производительным трудом, а только вла­ствовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управле­нию делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объедине­ний, существовавших в рамках первобытно-общинного строя, выполня­лись не выделявшимися из общества и не ставившими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации, а занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общест­ва.

Властные функции осуществлялись как через систему органов само­управления — советы родов, фратрий, племен и др., так и путем непосред­ственного участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейши­ны родов, военачальники, жрецы и другие лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми. Они избирались из числа са­мых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство с его разветвленным аппаратом и прину­дительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирал­ся лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения.

Общественная власть, возникшая и укрепившаяся в условиях перво­бытного общества, основанного на материальном и социальном равенст­ве всех его членов, не могла успешно функционировать на более поздних этапах, когда произошел раскол общества по материальному и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичной властью, опиравшейся на политический по своему характеру аппарат на­силия и принуждения.

Наши рекомендации