Система права и система законодательства
В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, её объективированная форма.
Система права – внутренняя форма права, его строение по отраслям и институтам.
Система законодательства – внешняя форма права, это система источников (форм) права, в которых отрасли и институты права выражены.
И право, и законодательство обладают функциональной общностью, выступая как средство регуляции и саморегуляции общественных отношений.
На построение системы законодательства в большей степени оказывают влияние субъективные факторы – уровень развития юридической науки, юридической техники и другие моменты.
Вертикальная структура системы законодательства строится на основе юридической силы того или иного нормативно-правового акта, а вертикальная структура системы права представляет из себя иерархию отраслей, подотраслей, институтов права.
Горизонтальная структура системы законодательства складывается исходя из сфер регулируемых общественных отношений. В этом смысле структура законодательства в определенной мере может совпадать со структурой права.
Отрасль законодательства близка по своей структуре к отрасли права, если она представлена актами одной юридической силы – законами, а число актов невелико (конституционное, уголовное право).
Такая ситуация нетипична, т. к. правотворчество в каждой сфере общественной жизни осуществляется не одним, а многими государственными органами в пределах их компетенции и всегда представляет собой непрерывный процесс.
Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства является отдельная статья.
Система законодательства по объему содержащегося в ней материала шире системы права. В систему законодательства входят различные определения, программные положения, указания на цели и мотивы издания нормативно-правовых актов и т. д.
Однако существует и противоположная точка зрения. Сторонники теории естественного права считают, что система права шире системы законодательства, т. к. существуют естественные права человека, не отраженные в законодательстве.
Отраслей законодательства больше, чем отраслей права. Новые отрасли права формируются гораздо позже, чем отрасли законодательства.
Таким образом, система права и система законодательства различаются как по своей структуре, так и по объему содержащегося в них материала.
Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и в определенной степени автономный от воли законодателя характер.
Под системой права понимается исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. |
Типология права
Французский правовед Рене Давид отмечал: «Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для общества с весьма различными структурами, нравами, верованиями»[15].
Неравномерность социального и экономического развития обусловливает существование на одном историческом этапе самых разных уровней правового развития. Уровень правового развития находит своё концентрированное выражение в понятии «правовая система».
При этом не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». Система права отражает внутреннее строение права.
Под правовой системой понимается правовая организация общества, право определенного государства, национальная правовая система, включающая в себя совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных юридических средств, институтов и учреждений, с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества. Структуру национальной правовой системы характеризуют с трех сторон:
- нормативной, которую определяют правовые принципы и юридические нормы;
- организационной: совокупность правовых учреждений, юридическая практика, законность и правопорядок, правосудие, правотворчество и правоотношения;
- мировоззренческой: правосознание, правовые доктрины – совокупность правовых взглядов, идей, представлений, свойственных данному обществу.
Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям, характеризуются единством. Это позволяет творчески применить системно-структурный и сравнительный методы в исследовании правовой действительности
Право доминирует в правовой системе. Все другие элементы правовой системы являются фактически производными от права. Всякие изменения в праве неизбежно порождают изменения в других элементах правовой системы. Но здесь, как и в любой системе, существуют и обратные связи. И надо помнить, что конечные цели правового регулирования достигаются только с помощью всех элементов, составляющих правовую систему общества.
Правовая система – это важнейшая категория правоведения, которая дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные её компоненты.
Каждое государство имеет свою правовую систему, которая характеризуется как общими чертами с правовыми системами других государств, так и специфическими особенностями. Эти особенности отражают историческую, национальную, культурную специфику развития общества.
В каждой национальной правовой системе можно обнаружить признаки:
- всеобщие – свойственные праву вообще;
- внутрисемейные и внутригрупповые – характерные для определенных групп права;
- специфические – свойственные только конкретной национальной правовой системе.
В настоящее время наблюдается интенсивное сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе международного права.
Типология – сложный мыслительный процесс, предполагающий обобщение, отвлечение от несущественных признаков явлений и выделение существенных.
Тип права – совокупность национальных правовых систем, обладающих общими существенными признаками. Для обозначения этого понятия используются различные термины: «правовые круги» (К. Цвайгерт), «форма правовых систем» (И. Сабо), «правовые системы» (А. Х. Саидов). Наиболее часто используется термин «правовая семья», введенный в оборот французским правоведом Р. Давидом. Этот термин не имеет никаких биологических корней, никак не связан с браком. Он используется лишь в дидактических целях.
Категория «правовая семья» служит для обозначения группы национальных правовых систем, имеющих сходные признаки, позволяющие говорить об относительном единстве данных систем. Сходство правовых систем является результатом их конкретно-исторического и логического развития.
В сравнительном правоведении существует множество подходов к типологии правовых систем. Для классификации используются различные основания (этические, расовые, географические, религиозные, юридическая техника и т. д.).
Для выявления общих закономерностей развития и функционирования правовых явлений необходимо синтезировать все существующие национальные правовые системы в сравнительно небольшое число правовых семей, чтобы не погрузиться в массу эмпирического материала.
В отечественном правоведении длительное время господствовал формационный подход к типологии права. С точки зрения формационного подхода каждой общественно-экономической формации соответствовал свой тип права. Отсюда выделяются: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое право. Основным критерием для такой типологии является экономический. Такая типология отражает, какую собственность защищает рассматриваемое право.
Однако такой подход к типологии права не позволяет выявить юридические закономерности общественного развития. Эту задачу решает юридический подход к типологии права. При юридическом подходе к типологии права за основу берутся источники права и другие собственно-правовые критерии. Этот подход предполагает использовать для обозначения типа права понятие «правовая семья».
Под правовой семьей понимается широкая совокупность национальных правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, обусловленные сходством их конкретно-исторического развития. Общие признаки выделяются на основе таких правовых явлений, как источники права, структура права, понятийно-категорийный аппарат, юридическая техника.
Каждая из предложенных классификаций правовых семей имеет определенную долю условности, не может отобразить все многообразие правовых систем. Поэтому с прагматической позиции, в самом общем виде, взяв за основу критерии, предложенные Р. Давидом, а именно: систему источников права; исторический генезис правовых систем; структуру системы права – можно выделить три основные правовые семьи современности:
- романо-германскую;
- англо-американскую;
- религиозно-традиционную.
Романо-германская правовая семьявозникла на основе рецепции римского права, т. е. применялось не непосредственно римское право, а его понятийный фонд, структура, внутренняя логика, юридическая техника.
Романо-германская правовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII–XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была изложена доходчиво и просто, на языке, которым пользовались и ученые, и церковники – на латыни.
Процесс, получивший название «рецепция римского права», сначала имел чисто научное значение: римское право непосредственно не применялось, изучались его структура, юридическая техника и понятийный аппарат. Сначала так называемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглоссаторы подвергли римское право переработке. Рецепция римского права привела к тому, что ещё в эпоху феодализма правовые системы европейских стран приобрели определенное сходство. Значительное влияние на формирование континентального права оказало каноническое (церковное) право.
Буржуазные революции XVII–XVIII вв. способствовали становлению принципиально новых государственно-правовых институтов, формированию нового права, которое основывалось на интересах личности, гражданина, на формальном юридическом равенстве субъектов.
Романо-германская правовая семья, возникшая в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока. Это объясняется колониальной политикой и высоким уровнем кодификации в Европе к концу XIX в.
Для романо-германской правовой семьи характерно:
- преобладание писаного права;
- единая иерархическая система источников права;
- деление права на отрасли, на публичное и частное;
- общий категорийно-понятийный фонд;
- высокая степень кодифицированности;
- значительная роль подзаконных нормативно-правовых актов;
- единая система правовых принципов.
Источники (формы) права:
- нормативно-правовой акт – доминирующий;
- нормативный договор;
- правовой обычай;
- юридический прецедент.
Правовой обычай и юридический прецедент играют второстепенную роль.
Правовая доктрина не признается источником (формой) права. Однако она играет большую роль в правотворческой деятельности, а также при толковании и применении законов. Правовая доктрина играет важную роль как источник права в идеальном смысле.
В структурном отношении правовые системы романо-германской семьи делятся на две большие группы: публичное и частное право.
В силу ряда причин (своеобразие исторического развития, колониальная политика, идеологическое влияние и т. п.) к романо-германской системе права можно отнести отдельные группы национальных правовых систем, которые имеют свои особенности, но отвечают основным признакам, присущим романо-германской правовой семье.
Латиноамериканское право представляет собой кодифицированное по европейскому образцу право. Его основной особенностью является значительная роль делегированного законодательства, что связано с президентской и военной формами правления. В сфере публичных отношений на латиноамериканское право существенное влияние оказала правовая система США. Однако судебная практика в большинстве латиноамериканских стран не рассматривается в качестве источника права.
Скандинавское право отличается определенной самостоятельностью и самобытностью. Уже более ста лет с целью унификации законодательства большинство нормативных актов принимается в результате сотрудничества Скандинавских стран. Судебная практика играет здесь более значительную роль, чем в странах континентальной Европы. Это в какой-то мере сближает его с общим правом. Но скандинавское право развивалось совершенно независимо от английского права. Оно практически не использует правило прецедента, основными источниками права являются законы. В скандинавском праве не имеет четкого выражения деление права на публичное и частное. Скандинавское право использует юридическую технику, сходную с романо-германской. Основным источником (формой) права здесь признается нормативно-правовой акт. По основным критериям можно отнести к романо-германской правовой семье.
Дальневосточное право также имеет свои особенности. Восточные цивилизации имели много общего в своем историческом развитии. В то же время в отличие от европейских стран восточные государства отличались определенной степенью закрытости, что сказывается и в наличии особенности в правовых системах этих государств. Решающее влияние на формирование восточных правовых систем оказали индийская, китайская и японская цивилизации. Основное отличие от европейского права заключается в том, что важнейшие вопросы социальной жизни регулируются не столько правовыми нормами, сколько нормами морали и обычаями. В правовых системах дальневосточных стран сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы, так и реципированные нормы романо-германской правовой системы.
На национальную правовую систему Японии определенное влияние оказали нормы права США. Традиционная китайская концепция полагает, что право необходимо для тех, кто не заботится о морали (преступники, иностранцы). Китайцы предпочитают регулировать свои отношения на основе соглашения и гармонии. Правовые нормы по их взглядам должны выполнять только регулятивную функцию.
Несмотря на наличие определенных особенностей национальные правовые системы большинства дальневосточных стран, в том числе Индии, можно отнести к романо-германской правовой семье.
Англо-американская правовая семья (семья общего права) признает основным источником права юридический прецедент. К данной правовой семье относятся Англия, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие англоязычные страны (36 государств – членов Британского содружества). Особое место в этой семье занимает США.
Основные источники (формы) права для национальных правовых систем, составляющих англо-американскую правовую семью:
- юридический прецедент;
- правовой обычай;
- нормативно-правовой акт.
Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании права. Если в странах романо-германской правовой семьи юристы придавали приоритетное значение вопросам установления прав и обязанностей субъектов (материальному праву), то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процессуальных вопросах. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. В случае отсутствия сходства обстоятельств судья сам создает правовую норму. В английском праве существует около 300 тыс. прецедентов.
На развитие правовой системы Англии большое влияние оказало формирование и действие права справедливости. Оно основано на принципах, применяемых при рассмотрении лордом-канцлером обращений к королю подданных, добивающихся справедливого судебного решения. Эти принципы были задействованы из канонического и римского права, что помогло преодолеть многие устаревшие нормы общего права. В результате наряду с общим правом сложилось «право справедливости». Реформа 1873–1875 гг. сформировала на базе общего права и права справедливости единую систему прецедентного права.
К традиционным источникам английского права относится система статутного права, включающая законы и подзаконные акты. Они играют второстепенную роль, дополняя судебную практику. Вместе с тем роль и значение статутного права во всех странах с данной правовой системой постоянно возрастает.
Таким образом, система английского права имеет как бы тройную структуру:
- общее право – основа;
- право справедливости, дополняющее и корректирующее общее право;
- статутное право – писаное право парламентского происхождения, играет вспомогательную роль.
Нормы общего права являются более гибкими и менее абстрактными, но в то же время такой подход к праву делает его более казуистичным и менее определенным.
Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и его толкованием в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования». Поэтому нельзя утверждать, что парламентское законодательство как источник права стоит выше прецедента.
В этой системе не выражено деление на публичное и частное право. Нет резко выраженного деления на отрасли, поскольку суды могут разбирать различные категории дел, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа.
Английская система права имеет широкое распространение или влияние в бывших колониях.
Особое место в этой семье занимает правовая система США. На её формирование оказали большое влияние революция и связи с континентальной Европой. Английские поселенцы на территории США привезли с собой и английское право. Но оно применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии». Американская
революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права. Предполагался полный отказ от английского права.
В 1787 г. была принята письменная Конституция США. В ряде штатов приняты уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный кодексы, в других принимаются кодифицированные акты романского типа. В отдельных штатах большое влияние на формирование права оказали правовые системы Франции (Луизиана) и Испании (южные штаты).
Вместе с тем основным источником американского права стала судебная практика, деятельность юристов, а нормативно-правовые акты играют второстепенную роль и принимаются после их неоднократного толкования судьями.
Американское право усложняется наличием правовых систем штатов. Органами конституционного контроля являются Верховный суд США и Верховные суды штатов. Эти органы могут признать неконституционными любой федеральный закон или соответственно закон отдельного штата. Право конституционного контроля подчеркивает роль судебной власти в американской системе правления.
Принципиальное отличие англо-американской и романо-германской правовых систем состоит в том, что юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность установленных правил, их интересует, как регламентирована данная ситуация. Английские правоведы считают правом то, к чему приведет судебное рассмотрение, в каком порядке проблема должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.
Семья религиозно-традиционного права занимает особое поло-
жение. Принципы, которыми руководствуются страны Востока, бывают двух видов:
- признается ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе. Имеет место переплетение права и религии (мусульманские государства, индусские и иудейские общины);
- отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться другим путем, на основе традиций (ряд африканских государств).
Мусульманское право – это выраженная в религиозной форме и основанная на исламе система норм, в той или иной степени санкционированных и поддержанных государством. Поскольку мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы человеческой жизни, а не только правовую сферу. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. В мире проживает около миллиарда человек, исповедывающих ислам. Однако надо иметь в виду, что существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринимающие мусульманское право.
Основная цель мусульманского права – сохранить связь между законодательством государства и его первичными источниками.
Наряду с писаным правом в мусульманских странах действует и обычное право – адаты.
В основе мусульманского права лежат четыре источника:
- священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к пророку Магомету. Он состоит в основном из предписаний морального, нравственного характера, содержит нормы поведения общего свойства;
- Сунна – сборник традиционных правил, содержащих высказывания Магомета и предания о нём, воспроизведенных рядом посредников. Содержит предписания относительно семейного, наследственного и судебного права;
- иджма – конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых богословов;
- кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются толкованием предыдущих трёх источников.
В действительности единственным источником мусульманского права являются труды ученых-богословов. При рассмотрении дела кади ссылается не на Коран, а на его толкование тем или иным автором, авторитет которого общепризнан.
В последнее время наметилось значительное проникновение в мусульманские страны европейского права. Однако необходимо отметить и определенную активизацию ислама.
Индусское право имеет влияние в системах права Республики Индия, распространено в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.
Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Конституция Индии 1950 г. отменила все правила об ответственности за нарушения норм кастовой принадлежности. Но исторические традиции ещё имеют сильное влияние. Главная черта индусского права – тесная связь с религией.
Индусская система права одна из древнейших в мире. Первыми источниками права были Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и предисловий, созданные во 2-м тыс. до н. э. Они содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения.
В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы угодного богу поведения людей. В шастрах выражены различные основы:
- дхарма – наука о поведении, о добродетели;
- артха – наука о политике.
Развитие индусского права связано с дхармашастрами, обширными сводами религиозных правил поведения, которые приписывались первой касте – брахманам (жрецам). Наиболее известные из них законы легендарного царя Ману (2-е тыс. до н. э.). В них содержится система правил, которые с долей условности можно назвать юридическими.
Светские трактаты о политике называются артхашастры. Они являлись творениями представителей второй касты – кшатриев.
Система индусского права претерпела существенные изменения под влиянием английского колониального владычества. Укоренились многие нормы общего права.
Индусское право и индийское право – есть разные понятия. Индийское право – это национальное право, действующее на всей территории страны. Его нормы обязательны для всех проживающих на территории Индии. В настоящее время проводится большая работа по кодификации индийского законодательства. Повышается роль нормативно-правовых актов. Сфера действия правовых обычаев сокращается.
Индусское право сегодня – это религиозно-правовая система, право общины, исповедующей индуизм. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией.
Под индусским правом сегодня также можно понимать личное право индусов, видоизмененное законами и ещё действующими обычаями.
Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем, в то же время наблюдается сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны. |
Норма права
Весь смысл существования права состоит в поддержании определенного порядка, в предупреждении и разрешении индивидуальных и социальных конфликтов и споров, а также в упорядочении самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях.
Юридическая норма – это общеобязательное государственно-власт-ное предписание, регулирующее общественные отношения, установленное или санкционированное определенным образом, подкрепленное принудительной силой государства.
Основные признаки (свойства) нормы права:
- норма права регламентирует наиболее важные общественные отношения;
- связь с государством: норма права является повелительным предписанием государства; государство остается правотворческим органом и при санкционировании не им созданных норм (обычаев, правовых доктрин, договоров); государство играет решающую роль в реализации правовых норм; предусмотрены меры государственного принуждения в случае нарушения требований нормы права;
- норма права представляет собой определенную модель регулируемых отношений, которая содержит обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников регулируемых этой нормой отношений; взаимные права и обязанности; санкции за невыполнение обязанностей;
- формальная определенность. Формальная определенность правовых норм во многом зависит от системы источников (форм) права. Она присуща правовым системам в разной степени;
- норма права носит волевой характер: она адресована свободной воле участников общественных отношений; она определяется государственной волей господствующих или наиболее влиятельных в обществе социальных групп, воздействующих на правотворческий процесс;
- норма права имеет общеобязательный характер. Обеспечение обязательности юридической нормы осуществляется факторами внутреннего и внешнего порядка; внутренняя природа обязательности проявляется в том, что личность осознает необходимость их исполнения; внешняя – обусловлена воздействием внешних факторов, которые обеспечиваются государством;
- норма права имеет конкретное содержание и абстрактного адресата. Она носит конкретно-неопределенный характер. Норма как абстрактная модель поведения рассчитана на неопределенный круг лиц и предполагает её неоднократные действия;
- системность: каждая норма права представляет собой систему, имеющую определенную структуру, элементы которой взаимодействуют между собой и с внешней средой; все нормы права входят в систему права; органически включаясь в правовую систему, правовые нормы приобретают социально-волевую направленность, свойственную данному праву в целом.
Юридические нормы моделируют не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности, объектный и субъектный состав. Они несут информацию о признаках правовых явлений и понятий, пределах, методах, принципах правового регулирования.
Сущность нормы права – это общеобязательное веление, выражающее определенную общественную волю, выраженное в виде государственного предписания.
Содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, на упорядочение которых она направлена.
Содержание нормы права представляет собой единство всех составляющих её элементов, свойств, их взаимодействие между собой и регулируемыми общественными отношениями. Оно многоаспектно.
Логическое содержание сводится к заключенному в ней суждению, т. е. мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо о предметах или явлениях объективной действительности.
Социально-юридическое содержание нормы представляет собой определенное общественное отношение в единстве его объективного и субъективного составов.
Волевое содержание юридической нормы заключается в стремлении властвующей группы определенным образом урегулировать общественные отношения, прежде всего в своих интересах.
Субъектом выражения потребностей социальной действительности в праве выступают правотворческие органы и должностные лица. Так как в их деятельности не всегда соблюдается принцип научности – нередко принимаются ошибочные нормы, противоречащие естественному праву и потребностям общественного развития. Поэтому содержание норм права имеет в определенной мере субъективный характер и не всегда отвечает социальным потребностям, а также принципам научности, профессионализма и другим принципам правотворчества.
Содержание юридической нормы облекается в определенную форму. Такой формой является законодательное нормативное предписание.
Любая система права содержит множество предписаний, но не все из них являются правилами поведения. Ряд предписаний нормативного характера закрепляют определенные юридические понятия, принципы, задачи и цели правового регулирования, описание юридической техники и т. д. Они придают правовой системе логическую стройность и стабильность, вносят единообразие в правоприменительную деятельность. Но так как они непосредственно не воздействуют на поведение субъектов, не закрепляют прав и обязанностей, не содержат условия их применения и меры обеспечения, то они не являются правилами поведения. Однако все эти предписания нормативны и имеют правовой характер. Факт включения этих предписаний в законодательный акт придает им юридические свойства. Это такие нормы права, как понятие сделки, обязательства, преступления, порядок вступления актов в силу, закрепление законом формы собственности и др. Таким образом, неправомерно считать правовыми нормами только правила поведения, установленные или санкционированные государством, хотя нормы-правила поведения составляют наиболее распространенную разновидность юридических норм.