Проблемы и перспективы развития федерации в России. Укрупнение субъектов в РФ.
Объединение регионов Российской Федерации — России — политический и экономический процесс административного объединения двух или нескольких граничащих между собой и тесно экономически взаимосвязанных субъектов Российской Федерации, начавшийся в 2003 году при активной поддержке федерального центра.
Процесс объединения регионов Российской Федерации — России в первую очередь затронул «сложносоставные» субъекты Российской Федерации — края и области со входящими в их состав автономными округами.
В результате объединения (по сути — включения автономных округов в состав краёв и областей) 2003 — 2008 годах число субъектов федерации сократилось с 89 до 83; прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов, а три области (Пермская, Камчатская, Читинская) сменили название на края (соответственно Пермский, Камчатский, Забайкальский).
Население шести присоединённых автономных округов на начало 2007 года составляло 0,3 % от населения России.
К 2008 году процессы дальнейших объединений приостановились и уже не представляются некоторым политикам однозначно целесообразными и необходимыми[1][2].
Процесс иногда именуют парадом объединений[3] по аналогии с предыдущей политической кампанией административных переустройств территорий СССР и РСФСР — парадом суверенитетов.
В истории РСФСР были также исторические периоды аналогичных укрупнений регионов — в 20-е, и в 40-е—50-е годы XX века, между которыми происходили обратные процессы разукрупнения регионов (см. История административно-территориального деления РСФСР и Список упразднённых и переименованных регионов РСФСР).
Порядок объединения регионов
Порядок объединения регионов России (в более широком понимании — порядок образования в Российской Федерации нового субъекта, не связанного с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части) установлен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации»[4].
Инициатива образования нового субъекта Российской Федерации (в том числе при объединении регионов) принадлежит заинтересованным субъектам Российской Федерации, на территории которых предполагается образовать новый субъект. Предложение об образовании нового субъекта Российской Федерации направляется Президенту России. Вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. В случае, если вопрос получил одобрение на референдумах всех заинтересованных субъектов Российской Федерации, Президент России вправе внести в Государственную Думу проект федерального конституционного закона об образовании нового субъекта Российской Федерации. В случае, если хотя бы в одном из субъектов Российской Федерации вопрос не был одобрен, повторный референдум может быть проведён не ранее, чем через год.
Тема 8.Система государственных органов в РФ. ( 2 часа)
1. Орган государственной власти в РФ : понятие, признаки. Виды и система органов государственной власти в РФ.
2.Федеральные органы государственной власти РФ.
3.Органы государственной власти субъектов РФ.
4.Иные государственные органы в РФ.
5.Конституционные принципы организации и деятельности государственных органов в Российской Федерации.
1. Орган государственной власти в РФ : понятие, признаки. Виды и система органов государственной власти в РФ.
Орган государства – это звено государственного аппарата, реализующее то иное направление государственной деятельности и наделённое в этой связи властными полномочиями. Государственные органы являются одним из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть.
Признаки органа государства:
Во-первых, это самостоятельный элемент механизма государства, неотъемлемая часть единого государственного организма;
Во-вторых, действует от имени государства и по его поручению;
В-третьих, он образован и функционирует на основе нормативно-правовых документов;
В-четвертых, выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя соответствующие формы и методы;
В-пятых, он состоит из государственных служащих и подразделений, скрепленных единством целей;
В-шестых, действует на определенной территории.
Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться следующим образом:
Во-первых, по порядку образования – на органы, избираемые непосредственно народом, и органы, формируемые другими государственными органами;
Во-вторых, по форме реализации государственной деятельности – на законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.
Согласно принципу разделения государственной власти органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные. В соответствии с иерархией различают органы федеральные, республиканские, местные. В зависимости от характера подчинённости существуют органы исключительно «вертикального» подчинения и органы «двойного», «вертикально-горизонтального» подчинения.
Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов, каждая из которых позволяет познать определённую группу подобных органов, а также всю их систему в целом.
Государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Она образуется и функционирует на основе общих принципов, под которыми понимаются исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию системы государственных органов.
Главное, определяющее качество системы государственных органов РФ – её единство. Оно обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности Российской Федерации, на единстве системы государственной власти. Единство системы государственных органов России проявляется:
Во-первых, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов;Во-вторых, в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости; в рамках, установленных государством, одни органы единой системы властвования избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчётны другим; между всеми органами государственной власти существует тесная организационно-правовая связь.