Вопрос. Понятие, признаки и функции права.
Ответы на билеты № 4 и № 5 по Тгип
Билет №4
1 вопрос. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди
жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Ка-утский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основ-ные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, по-рабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инст-румент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойства-ми человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог воз-
) Гумплович Л Общее учение о государстве СПб. 1910. С 47,120–121
никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
Вопрос
ных тысячелетиями правилах общежития (воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи, возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, воздаяние людям заслуженного наказания). Это — предписания естественного права. Таким образом, естественное право,как считает Гроций, «есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым...». Этим оно отличается от других форм права, являясь их основой. Естественное право он называет правом в собственном, тесном смысле слова, отмечая, что право в более широком смысле (т.е. формы волеустановленного права) является правом в конечном счете постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.
Вслед за Аристотелем Гроций делит право на естественноеи волеустановленное.Последнее — на человеческое и божественное,источником которых является свободная воля Бога или человека. И та, и другая формы права должны соответствовать предписаниям естественного права. По его мнению, естественное право столь незыблемо, что не может быть изменено даже Богом. «...Подобно тому, как Бог не может сделать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро». Поэтому естественное право распространяется на акты и последствия как человеческой, так и божественной воли.
В свою очередь человеческое право мыслитель делит на внутригосударственное и международноеправо (право народов). Первое исходит от гражданской власти, правил господства и подчинения в государстве, воли народа, закрепленных в законах. Второе — «получает обязательную силу волею всех народов или многих из них». Матерью внутригосударственного права он называет обязательство, принятое по взаимному соглашению (договору), получающее силу от естественного права. К нему в государстве присоединяется польза сообщества, предписанная в законах: «те, кто предписывает законы другим, обычно тем самым преследуют какую-нибудь пользу или, по крайней мере, должны ее преследовать». Право народов возникает в силу взаимного соглашения между ними. Когда во время войны внутригосударственное право не имеет силы для враждующих сторон, то сохраняет силу право неписаное, т.е. естественное право или установленное взаимным соглашением народов, т.е. международное право, считает автор трактата. Таковы источники, природа права.
ПравоГроций определяет в трех значениях. 1. Право «не что иное, как то, что справедливо, ... то, что не противоречит справедливости. Противоречит же справедливости то, что противно природе существ, обладающих разумом». 2. Право «есть нравственное качество, присущее личности, в силу которого можно законно владеть
Билет № 5
Вопрос
Сущность государства – это совокупность наиболее важных характеристик, устойчивых связей и внутренних закономерностей, присущих такому социальному явлению как государство.
Существуют два основных подхода к трактовке сущности государства:
1. Классовый подход (интересы господствующего класса)
Классовый подход раскрывает сущность государства как выражение интересов господствующего класса, который навязывает собственную волю остальному населению государства. Классовый подход характерен для марксистского понимания государства, трактовавшее государство как орудие подавления пролетариата.
2. Общесоциальный подход (интересы всего общества)
Общесоциальный подход раскрывает сущность государства как выражение интересов всех социальных слоев. Основывается на способности государства выступать арбитром общественных отношений, создать возможность компромисса между различными социальными классами и группами. Общесоциальный подход характерен для большинства современных демократических правовых государств.
Кроме того, существуют второстепенные подходы к трактовке сущности государства:
Вопрос
1 вариант
Социологическая концепция государства и права (С. А Муромцев, М М Ковалевский)
Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910, «Определение и основное разделение права», «Очерки общей теории гражданского права») — председатель I Государственной думы, один из наиболее ярких представителей социологического подхода к пониманию права в России. Методологической основой творчества С. А. Муромцева был социологической позитивизм. По мнению мыслителя, не следует ограничиваться познанием догмы права, а надо рассмотреть проблему возникновения и функционирования права («динамику» права) во взаимосвязи с другими многообразными социальными факторами, отношениями и т.п. Исследуя право эмпирически, во взаимодействии с другими социальными явлениями, Муромцев исходит из господствовавшей среди позитивистов теории множественности факторов, отрицая определяющую роль экономики по отношению к праву, отстаиваемую представителями марксизма. Муромцев понимает право как живой правопорядок, создаваемый правотворческой деятельностью судей и администраторов, практической жизнью и потребностями самого общества часто в противовес и вопреки «мертвой» норме, выраженной законе. Рассмотрение права начинается, по Муромцеву, не с нормы и статьи, а с лежащей в их основе простейшей социальной связи - общественного отношения.
Господствующие в обществе отношения нуждаются в защите, которая может быть организованной (юридическая норма защиты, осуществляемая при помощи специальных (государственных) органов и заранее установленным способом) и неорганизованной. Таким образом, общественные отношения включают два компонента: фактические отношения и юридические отношения защиты, объединение которых составляет субъективное право (право в субъективном смысле).
Совокупность всех прав, существующих в определенное время в данном обществе, - правовой порядок, или «право в собирательном смысле». В основу понятия права Муромцевым положена не юридическая норма, а правоотношение. Фактический правопорядок и есть реальное право, которому должны соответствовать юридические нормы. Если какая-либо норма не соответствует праву как порядку общественных отношений, то она становится «мертвой». Зная «действительные фактические интересы», суд и администрация должны применять только нормы, которые соответствуют этим интересам. Если норма противоречит праву («справедливости»), то юристы должны уклоняться от ее применения или интерпретировать ее применительно к новому содержанию. Таким образом, реальными творцами правовых норм являются суд и администрация, а не законодатели.
Максим Максимович Ковалевский (1851 — 1919, «Очерки истории распадения общинного землевладения в кантоне Владт»; «Общественный строй Англии в конце средних веков»; «Очерк происхождения и развития семьи и собственности»; «Происхождение современной демократии») — юрист, социолог, профессор Петербургского университета — стремился рассматривать политические явления в тесной связи с социальными факторами и процессами, используя исторический подход к государству и праву.
Основным принципом социологического подхода к государству и праву провозглашает «солидарность». Противоречие как факт действительности не отрицается, но оценивается как препятствие поступательному движению общества. На место борьбы противоположностей как источника развития вводится «замиренная среда», которая возникает на ранних ступенях эволюции человечества, в родовом обществе, обеспечивает условия для гражданского оборота, а затем играет решающую роль в возникновении государства. Важным средством обеспечения «солидарности» Ковалевский считал право. Оно существовало еще в доклассовом обществе и менялось по мере развития общества в соответствии с модификациями требований «справедливости», поэтому право первично по отношению к государству. Критикует юридический позитивизм, указывает на общественные отношения, не предусмотренные в русском праве, но требующие судебной защиты, на возможность использования судом «нравственных критериев» при решении ряда дел. Поддерживает ряд идей «школы свободного права», оправдывающей решения судей, противоречащие закону.
Право является отражением требований солидарности, порождаемой ею «идеи долга», которая заставляет индивидов взять на себя обязанности с целью сохранения «интереса группы». Это право предшествует государству и является основой позитивного права. Законодательство тесно связано с другими социальными регуляторами, особенно с моралью и обычаями, которые в процессе исторического развития опережают право, т.к. право закрепляет уже сложившиеся отношения. Особая роль в обеспечении солидарности отводится государству, которое представляет собой «одну и далеко не первичную форму общежительного союза, при котором народ-племя находит возможность политического самоопределения под властью признаваемого им общего правительства». В отличие от союзов, основанных на признании родства входящих в него семей, которые предшествовали государству, государство обладает суверенной политической властью. Ковалевский признает наличие классов, их борьбы, влияние этой борьбы на формы государства, но отмечает, что классовая борьба должна завершиться неким «компромиссом» («замиренная среда»), решающую роль в достижении которого призвано играть государство. Для России лучшей формой воплощения идей солидаризма является «демократическая монархия», где парламент наряду с наследственным монархом призывался бы к управлению государством. Парламент в «демократической монархии» двухпалатный: верхнюю палату составляет умственная аристократия («люди знания и практического опыта»), которая назначается монархом и представляет собой нечто вроде академии, а нижнюю палату составят различные социальные группы: промышленники, торговцы, сельские и городские рабочие. Основная роль депутатов парламента — быть компетентными советниками при царе, сохраняющем за собой в соответствии с исторической традицией законодательную власть. Опасаясь чрезмерного усиления нижней палаты парламента, Ковалевский предлагает провести децентрализацию власти путем предоставления дополнительных прав местному самоуправлению (земствам).
Концепция права как живого правопорядка являлась теоретическим выражением либерально-реформистских взглядов российской оппозиции.
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества. Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — демократическое собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса,который выбирал своего старейшину.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Поэтому причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы.
Ответы на билеты № 4 и № 5 по Тгип
Билет №4
1 вопрос. Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.
К наиболее известным относятся следующие теории:
1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.
Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производ-на от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.
2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.
3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (пат-римониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.
4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди
жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.
5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Ка-утский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основ-ные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, по-рабощения одних народов другими.
По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.
К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инст-румент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.
6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойства-ми человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.
7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог воз-
) Гумплович Л Общее учение о государстве СПб. 1910. С 47,120–121
никновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.
Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.
Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.
1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.
2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.
3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.
4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.
5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.
6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.
7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.
8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.
вопрос. Понятие, признаки и функции права.
Право — единая система норм (правил), обязательная для всех членов обще-ства. Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляе-мые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения тру-да и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое пра-во); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных ор-ганов, органов государственного управления (конституционное право, админист-ративное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отноше-ний (семейное право).
Существует несколько теорий о происхождении права.
Теологическая теория (некое первосущество создав человека, предписало ему какой-то набор правил, например у христиан — 10 заповедей).
Намботивистическая теория (Ганс Хельбр — основоположник) — предпо-лагает, что существует некая основная норма, которая дана каждому человеку для его ощущения, социально активные люди и формируют, согласно своим ощуще-ниям, конституционное право (второй уровень норм), затем избранные народом законодатели, на их основе формируют текущее законодательство, а судьи и ад-министраторы приспосабливают его к реальности.
Теория естественного (возрожденного) права. Возникла в XVIII веке. Её развитием занимались: Руссо, Локк и другие. Они полагали, что каждый человек рождается с некоторым набором естественных и неотчуждаемых прав (все рав-ны), затем в результате каких-то конфликтов возникла необходимость в механиз-ме реализации этих прав (так как не все согласны, что «мои права кончаются там, где начинается свобода другого»). Согласно этой теории существующее в обще-стве право делится на две части: позитивное право (которое выражено в законах, поддерживается государственным авторитетом, каждая страна имеет своё право, это право должно соответствовать справедливости) и естественное право (вечно, неизменно, выше позитивного права, одинаково для всех народов). «Джон Локк отвергает теорию врожденных идей, в частности факты истории и географии, учение врожденности фундаментальных принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу „первых принципов“ (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевид-ность же некоторых истин (например, истин арифметики) еще не свидетельствует об их врожденности. В основе всякого знания, по Локку, лежат два вида чувст-венного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на орга-ны чувств, порождают „простые идеи“; душа при этом пассивна, это „чистая дос-ка“, на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии над соб-ственной деятельностью души. Для соблюдения этих прав нам и пришлось от-дать их часть государству».
Марксистская теория. Право — воля господствующего класса, облеченная в форму закона и опирающаяся на принуждение со стороны государства. Первона-чально теория происхождения и понятия права строилась на концепции, в кото-рой право рассматривалось или как общественное отношение или как правовое отношение. Государство видит совокупность отношений, которые и оформляют в виде закона. Эта точка зрения была раскритикована в 38 году, и право стало по-ниматься, как система правил поведения отражающих господствующий способ производства и социально-экономическую формацию, установленных или санк-ционированных государством. Это чисто нормативная точка зрения.
Социологическая (Гарвардская) школа права — одно из направлений науки права ХХ в. «Социологи исходили из того, что право формируется из обществен-ной практики, но свое юридическое закрепление находит в судебных решениях. Сторонники социологической школы права считали, что действующие правовые акты не всегда адекватны экономическим и социальным условиям». Основные положения данной теории состоят в том, что всё право в обществе состоит из двух частей: книжное «мёртвое» право, записанное в конституции; и действую-щее «живое» право, в виде решений судебных органов, с которыми люди сталки-ваются в своей деятельности. В этой связи социологи придавали большое значе-ние свободе судейского усмотрения, т. е. меньшей связанности суда правовыми нормами для защиты интересов личности. Крупнейший представитель социоло-гической школы права — американский ученый Р. Паунд. Широкое распростра-нение получила в США. Другое название — Гарвардская школа.
Существенные признаки права.
Одним из определяющих признаков, свойств права является норматив-ность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нор-мативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из дру-гих норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или уста-навливается) государством. Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения, формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).
Функции права.
Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.
Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, кото-рые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Важней-шим средством регулирования общественных отношений является договор 1. Ре-гулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная функ-ция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.
Политическая функция — право является регулятором, организующим поли-тическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.
Воспитательная функция — формирует политико-правовую культуру и по-литико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.
Теоретическая функция — выражается в её способности описывать и объяс-нять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.
Методологическая функция — оказывает прямое влияние на процесс иссле-дования путей и способов познания предмета права.
Идеологическая функция — воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отноше-ние.
Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном кон-троле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.
Другая функция — урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следую-щая — перераспределение между людьми товаров и услуг 2. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека 1.
Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкцио-нированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.
Вопрос
ных тысячелетиями правилах общежития (воздержание от чужого имущества, возвращение полученной чужой вещи, возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, воздаяние людям заслуженного наказания). Это — предписания естественного права. Таким образом, естественное право,как считает Гроций, «есть предписание здравого разума, коим то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе, признается либо морально позорным, либо морально необходимым...». Этим оно отличается от других форм права, являясь их осново