Понятие, признаки и виды административных государственных и муниципальных услуг в РФ. Принципы предоставления административных государственных и муниципальных услуг в РФ.

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда,

исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;

2) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;

Базовые признаки государственной услуги:

– является специфической деятельностью уполномоченного на оказание государственной услуги органа;

– обладает свойством юридического факта;

– имеет конкретный адресный характер;

– возникает по инициативе физического или юридического лица;

– влечет за собой наступление позитивных для услугополучателя последствий.

Виды:

1.по юрид. природе: государственные: - их предоставление – это функция государственных и региональных органов и муниципальные: - их предоставление – это обязательная муниципальная функция

2. По наличию промежуточного результата:

1) государственная услуга простая - подразумевает однократное обращение в исполнительный орган государственной власти с получением конечного результата;

2) государственная услуга сложная - подразумевает множественное обращение в исполнительный орган (органы) государственной власти с получением промежуточных результатов имеющих самостоятельную ценность.

3. По содержанию результата:

1)информационно- консультационные;

2) коммуникационные;

3) финансовые;

4)предоставление правообеспечивающих документов. 4. По условиям оказания: программные и нормативно-правовые. 5. По потребителям: для граждан и для предпринимателей (юридические и физические лица). 6. По целям услугополучателей:

- Реализующие конституционные права граждан - Обеспечивающие содействие услугополучателям в реализации их законных обязанностей - Реализующие законные интересы услугополучателей

7. По причине обращения : Вынужденные и Добровольные

8. По доступности : Доступные и Малодоступные

9. По количеству услугополучателей • Массовые и Индивидуальные

10. По наличию стандартов: Стандартизированные и Не стандартизированные По наличию регламентов: Регламентированные и Нерегламентированные

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются:

1) правомерность предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставления услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

2) заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;

3) правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, указанными в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг;

5) доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

6) возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

17. вопрос Система и структура органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровне, предоставляющих государственные и муниципальные услуги.

Орган исполнительной власти -это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ.

На федеральном уровне исполнительную власть исполняют: Правительство РФ – высший коллегиальный орган исполнительной власти и три вида федеральных ведомств: федеральные министерства (20), федеральные службы (34), федеральные агентства (25). Система и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ от 21.05.2012 – один из первых документов после вступления Президента в должность.

На уровне субъектов РФ исполнительная власть также имеет систему органов исполнительной власти: глава исполнительной власти субъекта РФ и правительство субъекта РФ (как высший коллегиальный орган, который возглавляет глава субъекта РФ.

На уровне местного самоуправления также предусмотрены органы исполнительной власти и действующее законодательство при этом представляет вариативность их формирования и наделения компетенцией:

1. Глава муниципального образования является главой муниципальной власти, является выборным, формирует органы исполнительной власти;

2. Представительный орган муниципального образования (городской совет депутатов) по конкурсу назначает главу местной администрации.

Первый вариант является вариантом с сильным мэром, второй вариант является вариантом с ситименеджером (главой муниципального образования является представитель представительного органа).

* Утверждение Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки административных регламентов предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций) и порядок их утверждения, а также порядок проведения экспертизы административных регламентов в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и методическими рекомендациями, одобренными Правительственной комиссией по проведению административной реформы;

* разработка и принятие административных регламентов предоставления (исполнения) федеральных, региональных и муниципальных услуг (функций), которые включены в соответствующие перечни;

* разработка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих закрепление единообразного подхода к порядку утверждения административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), включающих в том числе описание административных процедур, связанных с проведением проверок при осуществлении государственного контроля (надзора);

* административные регламенты, утвержденные до принятия Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", должны быть приведены в соответствие с нормами указанного Федерального закона.

Федеральный реестр содержит сведения о предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услугах и исполняемых этими органами государственных и муниципальных функциях, а также об иных услугах, предусмотренных Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Федеральный реестр является информационной основой единого портала.

Федеральный реестр должен являться базовым источником информации об указанных услугах (функциях), порядке их предоставления, местах предоставления, требуемых от заявителя документах (с образцами), а также о нормативных правовых актах, регламентирующих их предоставление

(исполнение), и иной необходимой справочной информации. При этом должна быть установлена ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за недостоверность публикуемых в федерИнформация, публикуемая в федеральном реестре, должна позволять проводить анализ нормативной правовой базы, регламентирующей предоставление (исполнение) соответствующих услуг (функций), в целях устранения пробелов, избыточности и дублирования в предоставлении государственных услуг.

Необходимо обеспечить единообразие публикуемой в федеральном реестре информации на федеральном, региональном, местном уровнях, вносить при необходимости изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие предоставление (исполнение) соответствующих услуг (функций).

Кроме того, необходимо обеспечить юридическую значимость размещаемой в федеральном реестре и предназначенной для публикации на едином портале информации. В дальнейшем одним из условий предоставления (исполнения) соответствующих услуг (функций) должно стать размещение полной и достоверной информации о них в федеральном реестре.

Уполномоченный орган по ведению федерального реестра должен обеспечить необходимое организационное, нормативно-правовое и методическое сопровождение наполнения и ведения федерального реестра.

В субъектах Российской Федерации должны быть определены уполномоченные органы, ответственные за формирование реестра государственных услуг (функций) субъекта Российской Федерации.

Формирование реестров государственных услуг (функций) субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с примерными перечнями государственных и муниципальных услуг (функций), разработанными Министерством экономического развития Российской Федерации и размещенными в федеральном реестре в качестве классификаторов.

Координацию заполнения реестров муниципальных услуг осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.альном реестре сведений о соответствующих услугах (функциях).

При реализации мероприятий по оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг отдельно следует рассматривать вопросы взимания платы за указанные услуги.

В соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за

исключением случаев, если за их предоставление взимается государственная пошлина, установленная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также если взимание платы за услуги для заявителя предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (до момента признания утратившими силу положений нормативных правовых актов, устанавливающих плату за услуги).

В целях предотвращения случаев взимания платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами, необходимо провести мероприятия по упорядочению взимания платы с заявителей при предоставлении государственных и муниципальных услуг с внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты (отмена платы или ее перевод в государственную пошлину).

дельным направлением оптимизации государственных и муниципальных услуг является совершенствование порядка предоставления наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

В качестве приоритетных на федеральном уровне выделяются следующие из них:

* выдача документов, удостоверяющих личность;

* регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания;

* воинский учет;

* сдача квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством и выдача соответствующих удостоверений (автомототранспортные средства, самоходные машины, маломерные суда);

* регистрация транспортных средств (автомототранспортные средства, самоходные машины, маломерные суда);

* постановка объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрация прав на объекты недвижимости и сделок с ними;

* назначение пенсий и социальных пособий;

* регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

* постановка на учет в налоговом органе, учет во внебюджетных фондах.

При реализации настоящей Концепции предполагается ежегодное утверждение Правительством Российской Федерации планов по оптимизации также и иных наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг.

В рамках комплексной оптимизации наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг должно быть обеспечено существенное снижение нагрузки на заявителя за счет увеличения количества мест получения государственных и муниципальных услуг, сокращения количества предоставляемых документов, сокращения сроков получения государственных и муниципальных услуг, возможности предоставления услуг в электронном виде, а также обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" в многофункциональных центрах.

На региональном и муниципальном уровнях целесообразно проводить следующие мероприятия:

ежегодное формирование перечней услуг, подлежащих оптимизации на основе оценки их качества, востребованности и значимости для граждан и бизнеса;

выявление основных проблем для граждан и юридических лиц, возникающих при предоставлении им соответствующих услуг;

формирование планов по решению выявленных проблем с принятием конкретных нормативных правовых актов.

Наши рекомендации