По принципу «одного окна» посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (редакции от 22.12.2012), Плана мероприятий организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийском автономном округа - Югры от 01.12.2012 № 718-рп: Утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (Приложение Б).

В целях совершенствования процесса предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» рекомендовано поэтапное осуществление мероприятий:

Этап перехода на предоставление услуги в электронной форме (этап перехода)– показатель, характеризующий долю и типы взаимодействий, которые при оказании услуги могут осуществляться в электронном виде. В соответствии с Федеральным законом № 210 под поэтапным переходом на предоставление услуг в электронном виде понимается реализация следующих мер:

- на I этапе завершение размещения информации об услуге в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале;

- на II этапе завершение размещения на Едином портале форм заявлений и иных документов, необходимых для получения услуги, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде;

- на III этапе обеспечение возможности для заявителей представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала;

- на IV этапе обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала мониторинг хода предоставления услуги;

- на V этапе обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале.

Целевой этап перехода– этап перехода на предоставление услуги в электронном виде, который должен быть реализован для данной услуги на момент проведения мониторинга. Целевой этап перехода определяется на основании законодательно установленных сроков либо по факту декларации ответственным органом власти или местного самоуправления достижения определенного этапа (например, факт размещения информации об услуге на Едином портале рассматривается как декларация того, что I и II этап перевода в электронный вид для данной услуги реализован). Последнее обстоятельство связано с тем, что пользователи Единого портала могут не располагать информацией об утвержденных нормативными правовыми актами сроках перевода услуг в электронный вид, а значит, их ожидания в отношении доступных типов электронного взаимодействия могут основываться на информации, фактически размещенной на Едином портале.

МФЦ создается в целях исполнения отдельных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно, по предоставлению государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, в том числе и в электронной форме; обеспечения быстрого, удобного и экономически эффективного процесса оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям за счет реализации принципа «одного окна» на основании соглашений, заключенных с органами и организациями, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, повышения комфортности условий получения заявителями государственных и муниципальных услуг, эффективного использования бюджетных средств и имущества, закрепленного за ним собственником, а также для обеспечения удовлетворения потребностей населения государственными и муниципальными услугами.

Функции МФЦ:

- Прием запросов заявителей о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

- Представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, предоставляющими государственные услуги, органами предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно- технологической и коммуникационной инфраструктуры.

- Представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями.

- Информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в учреждении, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

- Взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, направления межведомственных запросов о предоставлении документов и информации (в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг) с использованием информационно- технологической и коммуникационной инфраструктуры.

- Заключение соглашений с уполномоченным многофункциональным центром Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

- Выдача заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

- Организация работы филиалов, удаленных рабочих мест муниципального учреждения, созданных в городских и сельских поселениях Сургутского района, находящихся в зоне обслуживания учреждения.

- Взаимодействие с привлекаемыми организациями ФГУП «Почта России», ОАО «Сбербанк России» по предоставлению государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям Сургутского района в их отделениях и филиалах.

- Организация информирования населения по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг учреждением посредством официального сайта учреждения, средств массовой информации, изготовление памяток, буклетов.

- Прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, в том числе с использованием информационно- технологической и коммуникационной инфраструктуры, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии и иное не предусмотрено федеральным законом.

- Сопровождение официального сайта учреждения со ссылкой на Портал государственных и муниципальных услуг Российской Федерации, возможностью электронной записи на прием в учреждение, получение дистанционной консультации специалиста учреждения.

- Бесплатный доступ заявителей к федеральной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», к справочным правовым системам.

- Функционирование автоматизированной информационной системы учреждения, которая подключается к единой системе межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

- Обработка персональных данных, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, обеспечение надлежащего хранения и использования персональных данных при их обработке в информационных системах.

- Организация работы центра телефонного обслуживания населения по вопросам информирования о порядке и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг.

Компетенция учредителя учреждения - администрации Сургутского района:

1) определяет приоритетное направление деятельности учреждения, принципы формирования и использования его имущества;

2) утверждает Устав учреждения, а также утверждает изменения и дополнения в Устав учреждения, утверждает Устав в новой редакции;

3) создает, реорганизует, ликвидирует и изменяет тип учреждения;

4) назначает на должность руководителя учреждения, утверждает его должностную инструкцию, увольняет, применяет меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания к руководителю учреждения; осуществляет функции работодателя в отношении руководителя учреждения в соответствии с полномочиями, установленными федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами Сургутского района.

5) создает комиссии и проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

6) утверждает систему оплаты труда для работников учреждения;

7) разрабатывает и устанавливает тарифы на услуги, предоставляемые учреждением, если иное не предусмотрено федеральными законами;

8) закрепляет муниципальное имущество за учреждением на праве оперативного управления;

9) заключает договор о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления;

10) выдает согласие учреждению на отчуждение и распоряжение иным способом имуществом, а также при наличии оснований оформляет мотивированный отказ в даче такого согласия;

11) изымает в порядке установленным действующим законодательством, излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению муниципальное имущество, закреплённое за учреждением на праве оперативного управления, либо приобретенное учреждением за счёт средств, выделенных собственником на приобретение этого имущества;

12) согласовывает отчёт о результатах деятельности учреждения и об использовании закреплённого за ним муниципального имущества в порядке, установленном постановлением администрации Сургутского района;

13) получает необходимую информацию о деятельности учреждения;

14) осуществляет контроль за деятельностью учреждения в порядке, установленном постановлением администрации Сургутского района;

15) при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени муниципального образования Сургутский район отвечаетадминистрация Сургутского района;

16) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральным законодательством и муниципальными правовыми актами Сургутского района.

Компетенция комитета экономического развития администрации Сургутского района:

1) выступает инициатором создания, реорганизации и ликвидации учреждения, осуществляет контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией казённого учреждения и выполнением всех соответствующих мероприятий;

2) осуществляет подготовку проектов муниципальных правовых актов и других документов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией учреждения, обеспечивает согласование проектов муниципальных правовых актов, связанных с созданием, реорганизацией и ликвидацией казённого учреждения и их подписание, а также иных проектов муниципальных правовых актов, необходимых для осуществления функций и полномочий учредителя;

3) определяет цели, предмет деятельности учреждения;

4) согласовывает Устав учреждения, а также вносимые в него изменения и дополнения;

5) вносит главе района кандидатуру руководителя учреждения, предложения по применению мер дисциплинарного воздействия и мер поощрения;

6) в случае выполнения функций главного распорядителя бюджетных средств формирует муниципальное задание для учреждения в соответствии с видами деятельности, предусмотренными в Уставе учреждения;

7) утверждает бюджетную смету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Сургутского района;

8) согласовывает отчёт о результатах деятельности учреждения и об использовании закреплённого за ним муниципального имущества в порядке, установленном постановлением администрации Сургутского района;

9) согласовывает с учётом требований, установленных муниципальными правовыми актами Сургутского района, распоряжение имуществом, закреплённым за учреждением;

10) принимает участие в организации финансового обеспечения деятельности учреждения в соответствии с бюджетной сметой;

11) утверждает план финансово-хозяйственной деятельности учреждения в соответствии с установленными требованиями;

12) согласовывает штатное расписание учреждения;

13) осуществляет контроль за деятельностью учреждения, в том числе за обеспечением качества и объема оказываемых государственных и муниципальных услуг (выполняемых работ) и исполняемых муниципальных функций, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном муниципальными правовыми актами Сургутского района;

14) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, в соответствии с муниципальными правовыми актами и (или) доверенностями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Совершенствование системы государственного управления является одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. С этой целью в стране проводится административная реформа, приоритетным направлением которой, начиная с 2007 г., стал проект по созданию многофункциональных центров, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в режиме «одного окна».

Значительное внимание развитию сферы муниципальных услуг уделяется в Концепции административной реформы в Российской Федерации 2006–2008 годов, а также в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», принятом в июле 2010 года. Однако отдельные аспекты организации предоставления муниципальных услуг по-прежнему остаются непроработанными. В частности, планирование деятельности создаваемых многофункциональных центров предоставления услуг на федеральном уровне до 2013 года велось в единицах. И только в настоящее время начата работа над базовыми параметрами создания многофункциональных центров, которые напрямую зависят от фактической численности населения, проживающего в муниципальном образовании.

В соответствии с утверждённой Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011–2013 годы одной из главных задач является повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям, в том числе и посредством нового вида учреждений – многофункциональных центров.

В настоящее время отсутствуют единый перечень муниципальных услуг, система количественно измеримых характеристик их качества, что затрудняет общую объективную оценку деятельности органов местного самоуправления в данном направлении. В муниципальных образованиях не осуществляется системный мониторинг результатов предоставления муниципальных услуг, не проводится анализ соотношения затрат на их предоставление с извлекаемым доходом и удовлетворенностью получателей. Неопределенность в сфере закрепления центров ответственности за производство и предоставление муниципальных услуг приводит к снижению поступлений средств в местные бюджеты, что вызывает падение эффективности муниципальной экономики.

Таким образом, актуальность темы исследования была определена необходимостью поиска и внедрения новых подходов к организации предоcтавления муниципальных уcлуг населению органом местного самоуправления. Цель исследования состояла в разработке рекомендаций по совершенствованию организации предоставления муниципальных услуг посредством многофунционального центра в условиях муниципального района.

Нами установлено, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» (редакция от 22.12.2012), Плана мероприятий организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержденного распоряжением Правительства Ханты-Мансийском автономном округа - Югры от 01.12.2012 № 718-рп: Утвержден Перечень муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (Приложение Б).

В целях совершенствования процесса предоставления муниципальных услуг по принципу «одного окна» рекомендовано поэтапное осуществление мероприятий:

Этап перехода на предоставление услуги в электронной форме (этап перехода)– показатель, характеризующий долю и типы взаимодействий, которые при оказании услуги могут осуществляться в электронном виде.

Целевой этап перехода– этап перехода на предоставление услуги в электронном виде, который должен быть реализован для данной услуги на момент проведения мониторинга. В ходе мониторинга услуга оценивается на соответствие требованиям целевого этапа перехода, а также всех более ранних этапов.

Фактический этап перехода– этап перехода на предоставление услуги в электронном виде, требованиям которых соответствует услуга (по итогам проведения мониторинга).

Группы показателей, оцениваемых в рамках мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде – в рамках мониторинга оцениваются три группы показателей:

1. Собственно качество предоставления услуг в электронном виде.Данная группа показателей позволяет оценить, насколько электронная услуга соответствует требованиям законодательства и удобна для пользователей.

2. Статистические показатели перехода на предоставление услуг в электронном виде. Показатели из этой группы характеризуют востребованность электронной услуги (а также, косвенно – экономическую эффективность перевода ее в электронный вид).

3. Качество наполнения сводного реестра государственных и муниципальных услуг. Анализ наполнения реестра позволяет выявить факторы, обусловливающие некоторые проблемы предоставления электронных услуг, которые не могут быть выявлены в рамках анализа содержания Единого портала.

Процедура проведения мониторинга осуществляется с использованием средств автоматизации, обеспечивающих:

- организацию рабочей среды для экспертов и специалистов, непосредственно осуществляющих мониторинг;

- заполнение опросных листов (экспертных анкет и отчетов), ввод и корректировку экспертами значений, измеряемых в ходе мониторинга индикаторов в соответствии с установленной методикой и регламентом мониторинга;

- регистрацию объектов мониторинга;

- управление процессом мониторинга;

- импорт данных об объектах мониторинга в формате XML из Единого реестра государственных и муниципальных услуг, иных внешних информационных систем, предоставляющих отчетные данные о ходе оказания государственных и муниципальных услуг по установленным стандартам;

- построение диаграмм и графиков по данным мониторинга в соответствии с заданными шаблонами с возможностью группировки данных по региональному, ведомственному признаку, тематическому классификатору услуг;

- информационное обеспечение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере перевода государственных услуг в электронный вид, а также граждан и организаций в части общедоступной информации.

При организации предоставления муниципальных услуг посредством многофункционального центра жители муниципального района получат возможность доступа к услуге по месту проживания, снизятся затраты времени на посещение организации с 5 до 2, снизятся значительно сроки предоставления услуг, что позитивно отразится на качестве жизни населения в целом.

Наши рекомендации