Структура политической системы общества.
Политическая система общества – особый социальный механизм, обеспечивающий целостность его политической жизни. Политическая система представляет собой подсистему общественной системы, взаимодействующую с другими подсистемами: социальной, экономической, правовой, культурой и т. д. Политическая система состоит из подсистем и элементов. Подсистема обладает собственной целью, но это не означает, что она может существовать от главной системы отдельно, ведь цель подсистемы подчинена политической системе в целом. Политическая система общества состоит из следующих взаимодействующих подсистем: 1) институциональная (государство, политические партии и иные общественные объединения); 2) нормативная (правовые, моральные, нравственные и иные регулятивные факторы, влияющие на выбор поведенческих мотивов граждан); 3) функциональная (содержит в себе совокупность применяемых государством методов осуществления властных полномочий); 4) коммуникативная (определяет совокупность форм взаимодействия, принятых внутри политической системы и вне нее - во взаимодействии с другими политическими системами).
Политическая система общества состоит из совокупности учреждений и организаций, деятельность которых носит политический характер. Основные элементы политической системы общества: 1) государство; 2) негосударственные структуры; 3) органы местного самоуправления.
Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности. Политической организацией является, прежде всего, государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся политические партии. Первой массовой политической партией была созданная в 1861 г. либеральная партия в Англии; в 1863 г. возникла первая массовая рабочая партия - Всеобщий германский рабочий союз, основанный немецким социологом и философом Р. Лассалем. К концу XIX в. массовые партии (в основном - социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы. В конце XX в. крупнейшей массовой партией являлась Коммунистическая партия Китая, насчитывающая более 50 млн. человек. Особый характер имели партии, возникшие в экономически отсталых странах Азии, Африки и Латинской Америки. Здесь они вырастали из национально-освободительных движений, отличались тесной связью с общинными, племенными и религиозными структурами, нередко являли собой своеобразные партии-фронты. Широкое распространение получили национально-демократические и революционно-демократические организации и партии. В середине 90-х годов XX столетия в России количество зарегистрированных политических партий и общественных движений составляло более 140.Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы. Такого рода влияние осуществляется в следующих основных формах: 1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов; 2) участие в выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.
Довольно распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные (т.е. запрещенные и находящиеся вне закона), партии-лидеры (т.е. оказывающие решающее влияние на принятие политических решений) и партии-аутсайдеры (лишенные такой возможности и находящиеся «на обочине» политической жизни), партии, правящие монопольно (единолично) и правящие в составе коалиции и т.д. По социально-классовому содержанию и идеологической направленности принято выделять четыре основных модели или типа политических партий: коммунистическую, социал-демократическую, буржуазно-реформистскую и консервативную (неоконсервативную).
Политические партии также классифицируют в зависимости от их ориентации на ту или иную идеологию. В соответствии с этим признаком выделяются: 1) левые партии, выступающие за ту или иную степень социального равенства, усиление регулирующих функций государства в экономике, за целенаправленную политику в отношении лиц наемного труда и социально ущемленных слоев (коммунистические, социалистические и социал-демократические партии различных стран мира); 2) центристские партии, стремящиеся в своей деятельности примирить и согласовать интересы различных слоев общества, проводить политику в интересах большинства граждан (общенациональные и общегражданские партии различных стран); правые партии либерального толка, отстаивающие в своей деятельности ценности частной собственности и основанного на равноправной конкуренции свободного рынка, индивидуальные права и свободы и одновременно решительно выступающие против активного вмешательства государства в экономику и частную жизнь граждан (например, Республиканская партия США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в ФРГ); 3) правые партии националистического толка, ставящие на первый план интересы нации, сильного государства и общенационального единства, нацеленные на укрепление исторических сложившихся ценностей определенного народа и защиту их от разлагающего иностранного влияния (Национал-республиканская партия ФРГ, Национальный фронт во Франции, Национал-либеральная партия Румынии и т.д.). Политические партии, действующие в пределах определенной страны и политической системы, вместе составляют единое целое, именуемое партийной системой. Понятие партийной системы отображает способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть. В Приднестровской Молдавской республике зарегистрированы и действуют следующие партии:Социал-демократическая партия (зарегистрирована в 2007 году); Коммунистическая партия Приднестровья, Либерально-демократическая партия Республики Приднестровье (2006 г.); Возрождение (2012 г.); Народная воля (2006 г.); Обновление (2006 г.) и т.д.
В структуру политической системы включают и политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей. Приведем некоторые примеры:
Общероссийское политическое общественное движение «Женщины России». Уставными целями данного общественного движения являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан; участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов; обеспечение равного участия мужчин и женщин в общественно-политической жизни России, добиваться их паритетного представительства в органах власти, на всех уровнях принятия решений; добиваться реализации Конституционного положения, направленного на соблюдение равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни; добиваться соблюдения Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и других международно-правовых актов, направленных на улучшение положения женщин, семьи и детей и т.д. В числе политических движений находятся: Общероссийское политическое движение «В поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки» Общероссийское общественно-политическое движение «Народно-патриотический Союз Молодежи», Общероссийское общественное политическое движение «Моя семья», Общероссийское политическое общественное движение «Шахтеры России». В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности - выражение не политических, а экономических или иных интересов. К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации.
Профессиональные союзы появились на определенном этапе исторического развития как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. Профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.
Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Церковь - общественная организация, объединяющая людей, придерживающихся определенной религиозной веры или конфессии. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей. В последнее время влияние Церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.
Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации(СМИ). СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы. Сильны позиции в современной России всевозможных экологических объединений «зеленых». Это и полуэкстремистские «Хранители радуги», «Гринпис» и вполне ангажированные властями региональные движения. Выражая общечеловеческие интересы, «зеленые» не без оснований рассчитывают на поддержку всех слоев населения («Кедр» А. Тарасова). Существуют также многочисленные объединения "по интересам", например, общества книголюбов, филателистов, любителей музыки и т.п. Их влияние на власть и политику будет преимущественно интеллектуальным.
Виды политических систем.
Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Для демократическойполитической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем. В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь. В целом наблюдается огосударствление всей жизни общества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки. Инакомыслие, другие формы общественной и хозяйственной жизни, если они противоречат партийной идеологии, беспощадно подавляются. Гражданское общество оказывается поглощенным государственными структурами, политизируется, партийное влияние проникает во все его поры, регулируя частную жизнь граждан. Государство, скрепляемый его властью в единое целое народ объявляются высшей ценностью, подчиняющей себе индивида. Само государство имеет сугубо полицейский характер. Расширение его управленческих функций вызывает гигантский рост управленческого аппарата — бюрократии, являющейся истинной хозяйкой государства, страны.
Существует классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытыеполитические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.). Развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем.
Если обобщить принципиальные, коренные признаки основных групп политических систем, то можно говорить о трех главных моделях (типах) политической системы: командной, соревновательной и социо-примирительной. В данной классификации учитываются несколько признаков, но среди них есть доминирующий. Основной политический индикатор первой системы - командный стиль управления обществом, администрирование, принуждение, хотя последнее может осуществляться в разных формах, в том числе путем мягкого руководства дирижера. Главный показатель второй - политическое противостояние, противоборство различных сил, их состязательность в политическом процессе. Третья система характеризуется в качестве основной черты поисками компромисса. Конечно, данная типология, как и всякая классификация, в известной мере условна. Так, элементы командной системы присущи и второй из названных систем (например, США) и третьей (Норвегия). Соревновательность в какой-то мере является чертой всех систем (за исключением военных режимов), в определенных условиях к поискам компромисса вынуждена прибегать командная система. Тем не менее, три главные типологические единицы в современных условиях можно выделить более или менее определенно.