Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий
Государственноеуправление в области функционирования и охраны, особо охраняемых природныхтерриторий, их объявления, преобразования и прекращения функционированияосуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством РеспубликиБеларусь, местными Советами депутатов, местными исполнительными ираспорядительными органами, Министерством природных ресурсов и охраныокружающей среды.
В компетенциюПравительства Республики Беларусь в области функционирования и охраны, особоохраняемых природных территорий входит:
— определение государственнойполитики в области функционирования и охраны особо охраняемых природныхтерриторий;
— утверждение Схемырационального размещения особо охраняемых природных территорий республиканскогозначения;
— принятие решений обобъявлении, преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемыхприродных территорий республиканского значения;
— утверждение границ,площадей и состава земель особо охраняемых природных территорийреспубликанского значения;
— утверждение положенийоб особо охраняемых природных территориях республиканского значения;
— определениегосударственного органа, в оперативное управление которого передается особоохраняемая природная территория республиканского значения;
— установление порядкалицензирования деятельности по обеспечению регулируемого туризма, отдыха иоздоровления населения на территории национальных парков;
— обеспечениефинансирования функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий;
— установление порядкаосуществления государственного контроля охраны и использования особо охраняемыхприродных территорий [7, ст. 7].
В компетенцию местныхСоветов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в областифункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий входит:
— принятия решения оботмене решений местных исполнительных и распорядительных органов об объявлении,преобразовании и прекращении функционирования особо охраняемых природныхтерриторий местного значения, не соответствующих требованиям нормативныхправовых актов Республики Беларусь;
— осуществлениегосударственного контроля охраны и использования особо охраняемых природныхтерриторий [7, ст. 9].
К органам общейкомпетенции в области государственного управления, функционирования и охраны,особо охраняемых природных территорий относится Управление делами ПрезидентаРеспублики Беларусь. Управление делами Президента Республики Беларусьосуществляет обеспечение сохранности особо ценных природных комплексов имеющихнациональное и международное значение. Согласно ст. 3 Закона РеспубликиБеларусь «Об особо охраняемых природных территориях» особо ценными природнымикомплексами являются заповедники, национальные парки.
Управление деламиПрезидента Республики Беларусь осуществляет руководство и контроль задеятельностью подведомственных заповедников и национальных парков, обеспечиваетразвитие их научно-технической, производственной и законодательной базы.
Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды разрабатывает и вносит в установленномзаконодательством порядке предложения по вопросам охраны окружающей среды ирационального использования природных ресурсов для включения их в проектыпрогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь, втом числе в области функционирования особо охраняемых природных территорий.
Таким образом, из вышесказанного делаем вывод, что государственное управление в области функционирования и охраны,особо охраняемых природных территорий, их объявления, преобразования ипрекращения функционирования осуществляется Президентом Республики Беларусь,Правительством Республики Беларусь, местными Советами депутатов, местнымиисполнительными и распорядительными органами, Министерством природных ресурсови охраны окружающей среды.
Компетенция Правительство Республики Беларусь в области функционирования и охраны, особо охраняемыхприродных территорий, а также в их объявлении, преобразовании и прекращении функционирования изложена в ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об особоохраняемых природных территориях».
Компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов в области функционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий, в их объявлении, преобразовании и прекращении функционирования определена ст. 9 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Также,компетенция местных Советов депутатов, местных исполнительных ираспорядительных органов в области функционирования и охраны, особо охраняемыхприродных территорий закреплена ст. ст. 9, 24 и 25 Закона Республики Беларусь«О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь».
Министерство природныхресурсов и охраны окружающей среды осуществляет свои задачи в областифункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий в соответствиисо ст. 8 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях»и Положения о Министерство природных ресурсов и охраны окружающей средыРеспублики Беларусь.
Управление деламиПрезидента Республики Беларусь относится к органам общей компетенции в областигосударственного управления, функционировании и охраны, особо охраняемыхприродных территорий. Одной из главных задач Управления дела ПрезидентаРеспублики Беларусь является обеспечение сохранности особо ценных природныхкомплексов, имеющих национальное и международное значение.
Финансированиефункционирования и охраны, особо охраняемых природных территорий осуществляетсяза счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетных фондовохраны природы, средств поступающих от научной, туристической деятельности.