Т.Гоббс о происхождении государства и характеристиках государственной власти
Томас Гоббс(16-17в.) был первым писателем Нового времени, который, основываясь на началах естественного права, создал полное и систематичное учение о государстве. Будучи зрителем революционных потрясений середины XVII в. В Англии , он выступал против революций. В своих представлениях он исходил из безопасности государства как главной политической ценности , причем для ее достижения он нашел средство – абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых устоях естественного закона. Политико-правовая теория Гоббса. Гоббс разработал новое политическое понятие – “естественное состояние",состояние, где нет власти, держащей людей в страхе, состояние “войны всех против всех”. Пагубность такой ситуации побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния, взаимному отказу от права на все. Таким образом, люди отказываются от своих естественных прав(т.е. свободы делать все, чтобы удовлетворить свои потребности в самосохранении и безопасности) и переносят их на свое государство, власть суверена в котором неограниченна. Поданные не имеют никаких прав в области политики, а поддержание справедливости в области частноправовых отношений, в том числе сохранение каждым того, что ему принадлежит, соблюдение незыблемости договоров, беспристрастная защита каждого в суде и т.д. вменены в обязанности суверену. Суверен – носитель верховной власти. Возможность поступать по своему смотрению граждане могут лишь в том случае, если суверен не предписал никаких правил. Естественное состояние “война всех против всех”. В естественном состоянии все люди равны и между ними возникает вражда. Причины этой вражды лежат в природе человека, и основных причин три: соперничество, недоверие, жажда славы. Соперничество равных по природе людей протекает с использованием насилия, оно возникает по поводу их притязаний на объекты собственности, будь то имущество другого человека или он сам, или его жена, дети, скот и прочие. Недоверие между людьми ведет к тому, что люди употребляют насилие в целях самозащиты. Жажда славы приводит людей к использованию насилия с целью добиться других почестей, признания своего превосходства, большего уважения и прочего. Гоббс не согласен с хорошо известным в истории политической мысли Аристотелем с тем, что человек - это общественное животное и без общения жить не может. Напротив, Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить жить их вместе способна только верховная власть, держащая всех в подчинении и обеспечивающая порядок и мир в обществе. Гоббс убежден, что “пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе , они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех”. В этом естественном состоянии нет места для трудолюбия , так как ни кому не гарантированы плоды этого труда, нет земледелия, торговли, судоходства, удобных зданий, ремесла, литературы – одним словом нет общества. Зато у людей, живущих в естественном состоянии есть вечных страх и постоянная опасность насильственной смерти , а жизнь человека одинока, беспросветна и кратка. Состояние войны также характеризуются тем, что понятия как правильное и неправильное, справедливое и несправедливое не имеют здесь места. Мерой добра и зла у человека, который находится в естественном состоянии, являются лишь его личные влечения. Там, где нет верховной власти, там нет закона, а где нет закона, нет и несправедливости. В естественном состоянии нет частной собственности, владения, нет разграничения на “мое” и “твое”, человек находится в плохом положении, выйти из которого он может с помощью собственных страстей или разума. Страсти, делающие людей склонными к миру,- это страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Эти условия суть того, что называют естественными законами. Государство. Цель создания государства – достижение мира и порядка в обществе. Томас Гоббс дал определение государству:”Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты”. Государство Гоббс сравнивал с мифическим Левиафаном. Мысль Гоббса была хорошо проиллюстрирована на титульном листе его сочинения в 1651г. На нем изображен по пояс огромный человек, состоящий из множества лиц, в обоих руках этого человека были изображены символы власти, а сам человек возвышался над гористой местностью с очерченными границами государства. Верховная власть, согласно Гоббсу может быть учреждена двумя путями. Во-первых, силой, во-вторых, по добровольному соглашению. Учрежденное по добровольному соглашению государство называется политическим. Признаки политического государства. Подданные не имеют права свергнуть власть суверена и вернуться к хаосу разобщенной толпы. Люди заключают договор друг с другом, а не с сувереном, поэтому невозможно нарушение договора со стороны суверена и, следовательно, никто из его подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо свои обязательства. Ведь очевидно, что тот, кто стал сувереном, не заключал предварительного соглашения со всеми своими подданными. Если большинство подданных объявят своим голосованием кого-то сувереном, то несогласный вынужден будет подчиниться воле большинства. Так как в таком государстве каждый подданный является ответственным за все действия суверена, то, что бы ни делал суверен, это не может рассматриваться как неправомерное и несправедливое действие к подданному. Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. В компетенцию суверена также входит судейство по поводу того , какие мнения и учения препятствуют или содействуют миру и безопасности. Верховная власть должна определить, “кто должен расследовать доктрины всех книг, прежде чем они будут опубликованы”. Как говорит Гоббс, “действия людей обусловлены их мнениями, и в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями с целью водворения среди них мира и согласия. Компетенции верховной власти в политическом государстве. Право учреждать гражданские законы, особенные законы каждого отдельного государства, в первую очередь законы о собственности. Составной частью компетенции верховной власти является право юрисдикции, т.е. право рассмотрения и решения всех споров, могущих возникнуть на основе закона, как гражданского, так естественного или относительного того или иного факта, а также право объявления войны и заключения мира с другими государствами. Это право судить о том, что требуется в данный момент в интересах общего блага и какие силы должны быть для данной цели собраны , вооружены и оплачены, какая сумма должна быть собрана с подданных для покрытия расходов. Верховная власть имеет право распоряжаться войсками государства. Суверен всегда является верховным главнокомандующим. Он вправе как награждать и поощрять людей, так и накладывать наказания и санкции. Суверену принадлежит право раздавать почетные титулы, устанавливать градацию ценности людей, оказавших или способных оказать услугу государству. Права верховной власти непередаваемы и неделимы. Конечно, есть права, которые суверен может переложить и на других, но вышеперечисленные права всегда должны закрепляться за сувереном. Так, к примеру, если суверен перенесет на кого-то другого право распоряжаться войсками, то его право судебной власти будет бесполезно, так как у суверена не будет силы, подкрепляющей это право, а если, суверен, к примеру, уступить кому-либо право взимать налоги, то пустым остается его право распоряжаться военными силами, если суверен откажется от права цензуры тех или иных доктрин, то народ может восстать. Виды политического государства. Монархия, демократия(народоправство) и аристократия Других форм правления быть не может. Тирания и олигархия – это не новые виды правления. Те, кто не доволен монархией, называют ее тиранией, а те, кто не довольны аристократией называют этот вид правления олигархией. Монархия лучше других обеспечивает мир и безопасность. Всякий человек, облеченный властью, несет в себе два начала: как политик он должен заботиться об общем благе, как частное лицо он имеет в виду свои собственные интересы, интересы своей семьи, родственников и друзей. Если общие интересы сталкиваются с его частными интересами, то человек отдает приоритет своим интересам, так как страсти сильнее разума. Общие интересы, поэтому выигрывают там, где они совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. Государство, которое было создано путем силы(приобретение) называют отеческим или деспотическим. Как при договорном происхождении государства, так и при силовом, побудительным мотивом образования такого государства является страх, считал Гоббс. Но если при первом случае, страх друг перед другом заставляет человека договариваться и выбирать верховную власть, то в государствах, основанных на силе, страх перед сувереном отдает людей в подданство. Это единственный критерий, по которому эти два разных типа государства различаются между собой.