Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выпол­няющая разнообразные функции, прямо не касающиеся обеспе­чения прав и свобод человека, управления обществом и страной. В действительности правовая категория "государство" обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его меха­низма.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие "механизм государства" тесно связано с понятием "государственный аппарат". Последнее принято употреблять в двух смыслах -широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

В теории государства и права обычно понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить макси­мальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука счи­тала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социали­стическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, поли­тической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятель­ности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней дея­тельностью всех государственных органов, направленной на удовлетво­рение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профес­сиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлече­ние же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государствен­ного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обя­занности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех со­ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с насе­лением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности госу­дарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интере­сы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субор­динация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В националь­ных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграниче­ние обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осущест­вления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство, осуществляя возложенные на него задачи, оказы­вает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жиз­ни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосудар­ственные организации, если они на то уполномочены государством (например, муниципалисты).

Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы РФ"[167] и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ, последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

§ 7.2. Механизм осуществления публич­ной власти

Все органы, организации, объединения граж­дан, функционирующие на территории той или иной страны, можно разделить на две группы: занятые в той или иной мере в осуществлении государственных функций и не занятые в них. При этом первые в совокупности образуют политически организо­ванное общество, каковым и является любое современное демократическое государство, а вторые - неполитическое общество, которое принято именовать гражданским.

Вот это политически организованное общество и образует механизм государства, точнее, механизм осуществления публич­ной власти. Данное дополнение необходимо для того, чтобы точнее передать сущность механизма управления современного государства. Дело в том, что одно из принципиальных отличий авторитарного государства от демократического состоит в уровне и степени вовлечения широких масс населения в осуществление управленческих функций в обществе, иначе говоря, в уровне обеспечения народовластия.

Авторитарное государство в реализации своих функций опи­рается исключительно на государственный аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со сто­роны населения зачастую превращается в аппарат насилия. Именно это обстоятельство подвигло К. Маркса и Ф. Энгельса, а вслед за ними В. И. Ленина и других советских философов и юристов к разработке теории отмирания государства. Точнее, по словам Ф. Энгельса, теории медленного "засыпания" государст­ва. На практике этот процесс должен был выражаться в посте­пенной передаче государством отдельных своих функций добро­вольным объединениям граждан.

Строго говоря, классики марксизма-ленинизма не были так уж неправы, развивая эту теорию. Другое дело, что

1) передача государственных функций не может осуществ­ляться только добровольным объединениям граждан. На месте го­сударственно-властных органов могут образовываться негосударст­венные органы (муниципальные органы, нотариусы, адвокаты, третейские суды и некоторые др.) Но все они осуществляют пуб­лично-правовые функции, в ряде случаев от имени и по поручению государства.

2) есть у государства функции, которые ни при каких услови­ях не могут быть переданы негосударственным структурам. Это функции обеспечения национальной безопасности и государст­венного суверенитета (вооруженные силы, пограничная стража, борьба с преступностью, внешняя политика, денежная система и др.). Таким образом, полное отмирание государства даже в отда­ленной перспективе вряд ли возможно. Но минимизация его функций, направленных на управление обществом, и передача их исполнения негосударственным образованиям - процесс вполне объективный. Более того, попятный процесс, направленный на усиление государственного вмешательства в частную жизнь граж­данина, структур гражданского общества, имеющий место в от­дельных случаях в нашей стране, свидетельствует о неустойчиво­сти демократических начал в России и попытках реставрации то­талитарного полицейского государства.

Итак, механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти в государстве, включает в себя:

- основные формы осуществления народом (совокупностью граждан) публичной власти;

- общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на го­сударство функций, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства;

- строго определенный порядок создания, функционирова­ния и ликвидации системы этих органов;

- набор специфических полномочий (прав и обязанностей) и форм юридической ответственности каждого органа пуб­личной власти;

- перечень специальных требований, предъявляемых к граж­данам, занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти;

- наличие вспомогательного аппарата органа публичной власти.

Механизм народовластия

В любом демократическом государстве публичная власть в той или иной степени принадлежит народу (совокупности граждан государства). Народ выступает первичным элементом механизма осуществления публичной власти. Так, согласно ст. 3 действую­щей КонституцииРФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее много­национальный народ. В этой же статье определены и важнейшие формы осуществления механизма народовластия: выборы, референдум, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, на первичном уровне механизма осуществле­ния публичной власти народ выступает его составной частью в двух качествах: непосредственно и путем делегирования властных полномочий формируемым им властным органам.

Прежде всего нас интересует механизм непосредственного участия народа в осуществлении публичной власти. Выборы и референдум - это близкие по внешним при­знакам, но разные по сути формы народовластия. Референдум - это процесс непосредственного участия граждан в принятии кол­лективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или госу­дарственное значение), а выборы - это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти.

Несмотря на различные цели, эти формы народовластия имеют не только общие внешние признаки - непосредственное голосование граждан, но и общее место в системе народовластия. Эти коллективные действия граждан относятся к числу учреди­тельных акций.

С помощью учредительных акций народ непосредственно при­нимает важнейшие публично-властные решения и формирует орга­ны публичной власти, образующие публично-правовой механизм управления обществом и государством.

Таким образом, граждане, объединенные в те или иные пуб­лично-правовые территориальные общности (народ, население субъекта федерации, муниципальной территории), образуют ос­нову механизма государства, непосредственно принимая участие в формировании органов публичной власти и принятии важней­ших решений государственного и общественного значения.

Вместе с тем, если бы государство функционировало только в форме принятия гражданами решении го­сударственного и общественного значения, то его деятельность была бы малоэффективна. Осуществление власти - это специфическая деятельность, требующая высокого профессионализма и специальных знаний. Не случайно большинство должностей в органах государственной власти и местного самоуправления в развитых странах мира занимают экономисты и юристы. По­скольку обладание этими профессиями непосредственно учит обладающих ими граждан искусству управления другими людь­ми, поэтому большую часть своих публично-властных функций граждане передают органам публичной власти, в том числе и из­бираемым ими представительным органам.

Осуществить гражданам правильный выбор при формирова­нии представительных органов публичной власти помогают по­литические партии и иные политические общественные объедине­ния. Формально они не входят в механизм государства и даже механизм местного самоуправления, но оказывают существенное, а в ряде случаев решающее влияние на состав и даже конкрет­ную деятельность парламентов, президентов, министров и другие важнейшие элементы механизма государства.

Не являясь частью механизма государства, политические партии и иные политические общественные объединения зани­мают значительное место в политически организованном обще­стве и могут рассматриваться как часть механизма осуществле­ния публичной власти в государстве, но опосредованного, дей­ствующего через волеизъявление избирателей.

Наши рекомендации