Политические идеи эпохи Возрождения(Н.Макиавелли, Ж.Боден)
Никколо Макиавелли (15-16 в.), флорентинец, первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. В своем труде «Государь» он: дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; обосновал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско. Характерные черты политической мысли этой эпохи: освобождение политической науки от теологии и стремление создать чисто светскую теорию; развитие гуманистических начал в политической теории; анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни; обоснование революционных форм и методов переустройства общества. Наилучшая форма правления. Республика(т.к. наиболее приспособлена к природе человека). Макиавелли использует аристотелевские критерии правления одного человека, меньшинства и большинства в своем представлении о республиканской форме правления, получившей название смешанной. В республике соединяются правление большинства – народа, меньшинства – знати и оного – избранного правителя государства. Большинство учувствует в управление тем, что контролирует меньшинство и таким образом предупреждает возможные злоупотребления властью. Участие знати в управлении позволяет использовать ее богатства. В свою очередь знать контролирует выбранного главу государства. Наличие индивидуального носителя власти позволяет быстро принимать решения в случае необходимости. В республиках лучше и легче осуществлять свободу и равенство. Макиавелли считал, что индивидуальная свобода идет на пользу всему республиканскому государству. Так как, каждый охотно старается приобрести и приумножить достояние, которое надеется свободно использовать. Таким образом, люди одинаково заботятся и о частных и об общественных выгодах, в результате чего преуспевают и те и другие. Величие государства основывается не на частной выгоде , а на общем благосостоянии, считал Макиавелли. Политическая роль религии. Макиавелли считал, что религия должна быть средством политики. Предназначение которой, насаждение гражданского быта. Другими словами религия устанавливает правила поведения, которые принимаются и осуществляются обществом. Макиавелли выступал не за светское государство, а за государство с одной национальной религией, ведь только так, считал он, можно добиться процветающего республиканского государства. Жан Боден(16в.) – известный французский правовед, идеолог абсолютизма, является родоначальником теории государственного суверенитета. Государство. Сущность и устройство. Ж. Боден подробно исследовал сущность и устройство государства, главным признаком которого назвал суверенную верховную власть. Боден дал следующее определение:”Государство есть осуществление верховной суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении”. В этом определении обращают на себя внимание понятие суверенной власти и государственного имущества(общего всем семьям). Государственное управление распространяется только на государственное имущество, а не на имущество частных семейств. Семья лежит в основе государства. От семейного быта и зависит благосостояние государства , которое процветает когда семьи – его элементы, работают, как следует, что возможно при хорошем управлении. Хорошо управляемая семья представляет собой настоящий образец государства. Боден, различая частную собственность семьи и общую собственность государства, выступает против коммунистических идей Платона(отвергавшего частную собственность у правящего класса). Платон не учел, пишет Боден, “что, если бы этот проект был осуществлен, был бы утрачен единственный признак государства: если нет ничего , принадлежащего каждому, то нет и ничего принадлежащего всем; если нет ничего частного, то не и ничего общего”. Особенно он отказывает государству праве общности на жен и детей, поскольку это противоречит естественному закону , в соответствии с которым запрещено брать чужое. Влияние Аристотеля на Бодена сказывается на том, что Ж.Боден различает в семье три формы власти: супружескую, родительскую и господскую. Власть мужа над женой – основа человеческого общежития, простирается и на управление поведением супруги, и на ее имущество однако относится к жене, как к рабыне, не следует. Власть отца над детьми – главный столп государства, так как от нее зависит воспитание детей. Власть хозяина над рабом, третий вид, и Боден в отличии от Аристотеля не стал рассматривать рабство чуть ли не законном природы, в соответствии с которым одни рождены – властвовать, другие – подчиняться. Рабство должно быть уничтожено, но не сразу и не вдруг. Нельзя бросать людей. Вчерашних рабов на произвол судьбы, оставлять не приспособленными к свободе и без всяких средств к существованию. Всякое государство, писал Боден, происходит либо из семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, которую основывает какое-либо старое материнское государство. Но все государства учреждаются или по принуждению сильнейших, или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение другим людям всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние распоряжались их свободой, опираясь на суверенную власть. При этом суверенная власть может действовать либо без всяких законов, только по своему усмотрению, либо на основе определенных законов и на определенных условиях. Суверенитет верховной власти. В понимании Бодена суверенитет верховной власти означал постоянную и абсолютную власть государства. Верховная власть, во-первых, должна быть постоянной, переданной правителю не на время, а навечно. Во-вторых, верховная власть должна быть абсолютной, или неограниченной. Начало и суть верховной власти состоит в том, что правитель имеет право издавать и изменять законы без согласия кого-либо. Другими составными частями верховной суверенной власти являются: право войны и мира, право назначения высших сановников и утверждение выборных чиновников, право быть высшей судебной инстанцией, право помилования, право чеканки монеты, право налогообложения подданных. Общая концепция суверенной верховной власти требовала от Бодена отрицания формы правления смешанного типа. Он считал, что в смешанном правлении тот орган или лицо, которому принадлежит право законодательства и является носителем верховной власти. Народ или властители могут без каких-либо условий отдать верховную суверенную и вечную власть какому-либо лицу с тем, чтобы тот по своему усмотрению распоряжался имуществом государства , отдельными лицами и всем государством, и потом передал опять же власть тому, кому пожелает. Имуществом государства государь волен и может распоряжаться как своим собственным. Политическая власть как защита.