Идеальное государство” Платона

Свои идеи Платон выражает в своих произведениях (диалогах). В "Государстве" Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. В человеке существуют три начала: разумное, яростное и вожделеющее (биологическое). Идеальным человеком является тот, у которого разумное начало преобладает. Государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея). Государство Платона состоит из трёх сословий: Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей). Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов). Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев). Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей. Кроме того, справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого. Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное , чтобы было счастливо все государство в целом). Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одарённость. В их лице мудрость должна объединиться с властью. В государстве Платона введена общность имущества, переход между сословиями и частная собственность запрещены. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Шкала государств по Платону (от наилучшего к худшему): Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан;Монархия –власть одного; Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан; Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей; Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства; Тирания — несправедливая власть одного человека. Наилучшими формами правления по Платону являются монархия и аристократия (власть лучших) - в зависимости от того принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей. Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления, которыми являются: - тимократия (власть честолюбия), когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, а сильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократия превращается в олигархию; - олигархия, под которой Платон понимал власть богатых. В таком обществе идет вражда между богатыми и бедными, бедные побеждают просто потому, что их больше, и устанавливают демократию; - демократия (власть большинства) несет беспорядок, анархию, распутство и бесстыдство толпы; в условиях беспорядка власть захватывает ловкий и коварный тиран; - тирания - худший образ правления. Но и тирания не вечна, она разлагается и все повторяется заново. Необходимость сбалансированности отношений между личностью и госу­дарством: отсутствие у государства абсолютной полноты власти и отсут­ствие у граждан чрезмерной свободы. Справедливость (благо) - то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина. Основной принцип идеального государства - общегосударственная добродетель. Процедура выборов в идеальном государстве (три тура): Выборы проводятся поименно; Результаты выборов подводятся публично; Возможность в течение 30 дней изменить свой выбор. Замкнутость сословий, невмешательство представителя одного сословия в дела других; возможность перевода способных делен в высшие сословия, а негодных - в низшие; запрещено менять профессию внутри сословия. Закон - то, что устраивает всех людей, делает возможной со­вместную жизнь, отличает «от самых диких зверей». Высшая цель закона - благо государства. Правители - слуги закона. Убеждение и сила - два средства выполнения закона. Принцип равенства всех перед законом. Нарушение закона может повлечь смертную казнь. Совершенное государство по Платону обладает четырьмя доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) благоразумием, 4) справедливостью. Под «мудростью» Платон имеет в виду высшее знание. Это знание принадлежит лишь немногим философам, которые и управляют государством. Только философы должны управлять государством и только при их правлении государство будет благоденствовать.«Мужество» - также привилегия немногих. Третья доблесть - благоразумие - , в отличие от двух предыдущих, принадлежит всем членам государства. «Нечто вроде порядка - вот что такое благоразумие».Наличие в государстве «справедливости» подготавливается и обуславливается «благоразумием». Свой проект Платон считает осуществимым лишь для греков, для всех остальных народов он неприменим ввиду их якобы неспособности к устройству общественного порядка.





Наши рекомендации