Специальные налоговые режимы: понятие специального налогового режима, особенности, организационные принципы формирования, условия перехода на отдельные специальные режимы.
В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется очень узко, лишь как система мер налогового регулирования. Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.
Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму налогового регулирования.
Последствия применения специальных налоговых режимов
Позитивное влияние | Негативное влияние |
снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков); повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов; сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д. | разукрупнение организаций; создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов; снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты; подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей; затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д. |
Организационные принципы формирования специальных налоговых режимов.
Принцип | Характеристика |
Принцип упрощения системы налогообложения. | достигается сокращением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога |
Принцип упрощения учета и налоговой отчетности | субъекты могут освобождаться от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, может упрощаться налоговая отчетность, но при сохранении общепринятого порядка ведения кассовых и некоторых других операций |
Принцип обязательности | то есть неприемлемости добровольного перехода на специальный налоговый режим. Его несоблюдение (добровольность) может привести к ослаблению налогового контроля и отступлению от таких принципов налогообложения, как всеобщность, единство, обязательность. Налоги и налоговые системы, даже специальные, не могут строиться на условиях добровольности, так как это противоречит государственно-правовой законодательной форме налоговых платежей |
Принцип налогового благоприятствования | то есть специальный налоговый режим должен быть для основной массы налогоплательщиков более мягким (преференциальным), по сравнению с общим режимом, с позиций своей упрощенности и оптимальности налогового бремени. Несоблюдение этого принципа лишает экономического смысла введение специального налогового режима |
Принцип приоритетности и избирательности | круг лиц (субъектов), которые переводятся на специальный налоговый режим, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим |
Принцип замещения единым налогом в совокупности других общережимных платежей | количество заменяемых единым налогом платежей в бюджет и внебюджетные фонды может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима |
Принцип сосуществования единого и части других общеустановленных налогов и сборов | конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима |
Принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования | максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов |
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ): характеристика элементов налога, виды доходов физических лиц и их налогообложение, стандартные, социальные, имущественные и профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ.
Налог на доходы физических лиц — прямой федеральный налог, являющийся одним из важнейших источников формирования доходной части бюджетной системы государства, непосредственно затрагивающий интересы всех слоев экономически активного населения. Это один из основных налогов, который позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения, такие как справедливость и равномерность распределения налогового бремени.
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы: 1)лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев); 2)лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками в налоговом периоде (календарном году) как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгодыС 2001 года действует единая, независимая от размера дохода, 13 процентная ставка налога.
Ставка 30% применяется ко всем доходам лиц, не являющихся налоговыми резидентами России, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 15%.
Налоговая ставка в размере 35% установлена в отношении следующих доходов:
-стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях, проводимых в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части, превышающей 4000 рублей;
-материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств;
-процентов по банковским вкладам (с разницы между полученными процентами по вкладу и суммой, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России, увеличенной на 5 пунктов в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте).
Налоговые вычеты
Доходы, облагаемые по ставке 13%, могут быть уменьшены на суммы налоговых вычетов. Налоговые вычеты подразделяются на: стандартные; социальные; имущественные; профессиональные.
Стандартные налоговые вычеты. К ним относятся:
-необлагаемый минимум для налогоплательщика;
-скидки на детей, иждивенцев и т. д.
Величина стандартных вычетов непосредственно не связана с фактическими расходами налогоплательщика. Они предоставляются всем налогоплательщикам и определяются в фиксированных абсолютных суммах.
Социальные налоговые вычеты (за исключением вычетов на благотворительные цели, расходов на обучение детей налогоплательщика и расходов на дорогостоящее лечение) предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не могут превышать 120000 рублей в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии налогоплательщик самостоятельно, выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета.
В течение налогового периода налоговая база подлежит уменьшению на имущественные налоговые вычеты если:
1. налогоплательщик в течение года:
-продавал жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики или земельные участки и доли в указанном имуществе;
-продавал иное имущество.