Окончание войны и его международно-правовые последствия.
Право вооруженных конфликтов(право войны jus in bello) является особым разделом международного права, действующим в условиях вооруженных конфликтов. Оно представляет собой совокупность норм и принципов, применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Предметомданной отрасли международного права являются отношения между воюющими сторонами во время войны, международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта немеждународного характера.
Состояние войныозначает прекращение с государством (группой государств) мирных отношений с момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий до окончания военных действий или до заключения между ними мирного договора.
Международный вооруженный конфликт— это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.
Право вооруженных конфликтов включает в себя международное гуманитарное право (МГП),которое представляет совокупность обязательных для государств юридических норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и внутреннего характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
МГП преследует две основные цели:
• защиту лиц, которые не принимают участия или прекратили принимать участие в военных действиях;
• ограничение средств ведения войны, в частности вооружений, и методов ведения боя, например применения отдельных видов военной тактики.
МГП запрещает применение многих видов оружия, в частности зажигательных пуль, биологического, химического и лазерного оружия.
Основными источниками права вооруженных конфликтов являются Гаагские конвенции 1907 г., четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., два дополнительных протокола к ним 1949 г. и два протокола 1977 г. Кроме того, МГП включает и другие международные договоры, например Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 г. и Конвенцию о запрещении или ограничении конкретных видов обычного оружия 1980 г., которая включает четыре дополнительных протокола, в том числе по вопросу применения мин.
Определение агрессии дается в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. (далее — Резолюция). Согласно этому определению под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН (ст. 1 Резолюции).
В соответствии с нормами международного права состояние войны влечет за собой ряд юридических последствий:
• начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.);
• начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 г.). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами;
• к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (ст. 41, 42 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г.);
• имущество, принадлежащее непосредственно государству-противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.
Понятие «комбатант» было определено в дополнительном протоколе к Женевским конвенциям 1977 г. как лицо, входящее в состав вооруженных сил страны, находящейся в конфликте. При этом лица из числа медицинского и духовного персонала не имеют статуса комбатантов, даже если они входят в состав вооруженных сил. Комбатантами в ряде случаев могут признаваться партизаны, а также лица, входящие в добровольческие отряды, ополчение и движение Сопротивления. Комбатанты имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантам разрешается применять силу и оружие, но с ограничениями, установленными международным правом.
Некомбатанты — это лица из числа медицинского и духовного персонала, которые входят в состав вооруженных сил.
Лицо, находящееся под защитой, — это человек, который в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и дополнительными протоколами к ним имеет право на защиту или на особый статус. Различается несколько категорий таких лиц: раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; военнопленные; интернированные; гражданские лица на территории противника; гражданские лица на оккупированных территориях.
Средства ведения войны — это оружие, применяемое вооруженными силами воюющих для уничтожения живой силы и военной техники противника, а методы ведения войны представляют собой различные способы использования средств ведения войны в указанных целях. В данной сфере действуют такие международно-правовые акты, как Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., в которой содержится Положение о законах и обычаях сухопутной войны, Женевские конвенции 1949 г. и дополнительные протоколы к ним, Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне 1907 г., Руководство Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море, 1994 г. и ряд других.
К запрещенным средствам ведения войныотносятся: яды и отравленное оружие; удушливые, ядовитые и другие подобные газы; бактериологическое и токсинное оружие; оружие, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей; мины, мины-ловушки и другие устройства, ассоциирующиеся с детскими игрушками и предметами медицинской помощи; зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и гражданских объектов, такие средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить ущерб природной среде.
Наряду с запрещенными средствами ведения войны современное международное право запрещает некоторые методы ведения войны. Запрещается предательски убивать или ранить лиц, принадлежащих к населению или войскам противника; убивать или ранить неприятеля, который, сложив оружие, безусловно сдался; объявлять, что никому не будет дано пощады; незаконно пользоваться парламентерским флагом, военными знаками и форменной одеждой неприятеля, а также войск ООН, знаками Красного Креста; принуждать граждан противника принимать участие в военных действиях, направленных против их страны; атаковать или бомбардировать каким бы то ни было способом незащищенные города, селения, жилища, отдавать на разграбление города и местности, даже взятые приступом; разрушать памятники и центры сосредоточения культурных ценностей; убивать, ранить или брать в плен противника с помощью вероломных действий (т.е. заставить противника поверить, что он имеет право на защиту в соответствии с нормами международного права).
Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение: использование маскировки, ловушек, ложных операций и дезинформации.
В международном праве под нейтральным государством понимается государство, которое не будет участвовать ни в каких военных союзах или в каких-либо соглашениях военного или другого характера, не допустит создания каких-либо иностранных военных баз на своей территории, не разрешит никаким странам использовать свою территорию в военных целях или в целях вмешательства во внутренние дела других стран и не будет признавать защиты со стороны какого-либо союза или военной коалиции.
Вопросам нейтралитета государства в войне посвящен целый ряд Многосторонних и двусторонних договоров, таких, как: Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г., Конвенция о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны 1907 г., Конвенция о морском нейтралитете, заключенная между Россией и СевероАмериканскими Соединенными Штатами, 1854 г., Договор о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала 1977 г., Акт относительно признания и гарантии постоянного нейтралитета Швейцарии и неприкосновенности ее территории 1815 г., и некоторых других.
В соответствии с Конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г.территория нейтральных держав неприкосновенна. Воюющим государствам воспрещается проводить через территорию нейтральной державы войска или обозы с военными или съестными припасами, а также воспрещается:
• устраивать на территории нейтральной державы станции беспроволочного телеграфа или всякого рода приспособления, предназначенные служить средством сообщения с силами воюющих как на море, так и на суше;
• пользоваться сооружениями военного характера, установленными на территории нейтральной державы.
На территории нейтральной державы в пользу воюющих не могут быть формируемы военные отряды и открываемы учреждения для вербовки.
Одним из важнейших вопросов права вооруженных конфликтов и международного гуманитарного права (МГП) является международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. К важнейшим международно-правовым актам в данной сфере относятся Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. (далее — Первая Женевская конвенция); Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море 1949 г. (далее — Вторая Женевская конвенция); Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 г. (далее — Третья Женевская конвенция); Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (далее — Четвертая Женевская конвенция).
В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протоколом I) 1977 г., к жертвам международных вооруженных конфликтов относятся: военнопленные; раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение; гражданское население.
Вместе с тем любое лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как со шпионом. При этом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду своих вооруженных сил.
Не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и наемник.
Наемником признается лицо, которое: специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте; фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны; не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте; не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте; и не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.
Юридическое оформление окончания вооруженной борьбымежду ранее воевавшими государствами имеет важное значение, так как оно закладывает правовые основы их последующих мирных отношений. От прекращения состояния войны следует отличать прекращение военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются перемирие и капитуляция.
Перемирие — это приостановление или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами. Ономожет быть местным и общим.
Второй формой прекращения военных действий является капитуляция, под которой понимается полное и окончательное прекращение сопротивления вооруженных сил одной из воюющих сторон или сдача отдельных гарнизонов, окруженных подразделений и т.д. В отличие от перемирия при капитуляции побежденная сторона утрачивает даже формальное равенство с победителем. Конкретные условия капитуляции передаются противнику через парламентеров, которые являются неприкосновенными; неприкосновенными являются также лица, их сопровождающие (например, переводчик), транспорт, документы. При капитуляции вся военная техника, имущество противника переходят к победителю; личный состав разоружается, на него распространяется режим военного плена.