Окончание войны и его правовые последствия.

Окончание войны в юридическом смысле — это прекращение со­стояния войны, т.е. между воюющими сторонами восстанавливаются мирные отношения: дипломатические, консульские, торговые и т.п.

Пре­кращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется официальными актами:

1. Перемирие — временное приостановление военных действий по взаимному соглашению сторон. Перемирие может быть общим и ча­стным (местным) — на отдельных участках фронта, срочным и бес­срочным.

Местное (частное) перемирие направлено на подбор раненых и больных, погре­бение мертвых, эвакуацию гражданского населения, направление парламентеров, празднование общенационального или религиозного праздника. Местное перемирие, как правило, имеет краткий характер.

Военные действия могут быть прекращены и в одностороннем по­рядке на какой-то определенный срок для достижения конкретной цели.

Срочное перемирие может быть прервано в связи с истечением установленного в нем срока, с наступлением каких-либо событий.

При бессрочном перемирий воюющие стороны могут возобновить боевые действия в любое время, предупредив сторону.

При общем перемирии (общем прекращении огня) военные действия приостанавливаются на всем театре войны до заключения мирного договора или мирного урегулирования; оформляется договором.

Гаагская конвенция IV о законах и обычаях сухопутной войны ус­танавливает, что нарушение перемирия одной стороной дает другой стороне право отказаться от перемирия и немедленно возобновить во­енные действия. Нарушение актов о перемирии представляет собой противоправное посягательство на законы и обычаи войны, акт агрессии, влекущие международную ответственность.

2. Выполнение решения Совета Безопасности ООН о временных мерах — прекращении огня, освобождении окку­пированной территории.

3. Капитуляция. Происходит на условиях, поставленных победите­лем (это не соглашение сторон, как перемирие). Капитулирующая сторона лишена даже формального равенства с победителем. Это прекращение сопротивле­ния одной из воюющих сторон. При капитуляции все вооружение, во­енная техника и военное имущество переходят к противнику. Сдаю­щиеся войска подвергаются военному плену.

Виды капитуляции: простая (обычная, местная) — прекращение сопротивления отдельных районов (капитуляция фаши­стских войск в Сталинграде в 1943 г.) — и общая; безоговорочная и по­четная (капитуляция гарнизона с сохранением оружия и знамен).

Почетная капитуляция — это прекращение военных действий в связи с достигнутой договоренностью между воюющими сторонами.

Простая (обычная) капитуляция — это прекращение военных действий на отдельном участке фронта (сдача крепости, города, зоны, разоружение и пленение капитулирующих. Такая капитуляция не означает окончания войны в целом, но может оказать серьезное влия­ние на военно-политическое положение воюющих сторон (капитуляция Порт-Артура в русско-японской войне 1904—1905 гг.).

Общая капитуляция — это повсеместное прекращение боевых дей­ствий с признанием капитулирующим государством своего пораже­ния в войне.

Безоговорочная капитуляция подписывается без всяких условий и оговорок со стороны побежден­ного. (Берлинский акт о военной капитуляции германских вооружен­ных сил от 8 мая 1945 г.). При безоговорочной капитуляции побежденное государство лиша­ется государственного суверенитета, его территория оккупируется, верховная власть осу­ществляется военным командованием государства-победителя. Побе­дитель и его союзники определяют политическое урегулирование, санкции, виды и формы политической и материальной ответственно­сти, основы мирного договора.

Ни перемирие, ни капитуляция не прекращают состояния войн. Прекращение состояния войны — это окончательное урегулирован политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершением войны и прекращением военных действий.

Правовые последствия прекращения состояния войны: восстановлением между бывшими противниками официальных, отношений, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее действовавших международных договоров, прекращение действия договоров военного времени. Формы прекращения состояния войны — мирный договор или односторонний актодной из воюющих сторон.

Гарантии недопущения войны в будущем: политика «трех Д» (демилитаризация, демонополизация, денацификация), например, в Германии; лишение колоний (Германия, Италия); отказ от войны и создания армии (Япония); раздел военных флотов побежденных госу­дарств (Германия, Италия, Япония); создание демилитаризованных зон (Корея, между Ираком и Ира­ном, между Ираком и Кувейтом); ограничения военного характера (Германия, Ирак).

Внутренние морские воды.

Внутренние морские воды представляют собой водные простран­ства, расположенные между береговыми и исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря.

Составные части внутренних морских вод:

1- Акватории портов, ограниченные линиями, проходящими через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений.

2- Моря, полностью окруженные сухопутной территорией одного государства, и моря, все побережье которых и оба берега естественного входа в них принадлежат одному и тому же государству (Белое море). Такое положение можно квалифицировать как норму международного обычного права.

3- Воды заливов, морских бухт, берега которых при­надлежат данному государству до линии естественного входа, если она не превышает 24 морских миль.

4- Воды, расположенные в сторону берега от прямых исходных ли­ний, принятых для отсчета ширины территориальных вод, когда побе­режье сильно изрезано или вдоль берега расположена цепь островов.

Доступ иностранных судов во внутренние воды и мор­ские порты осуществляется на основе разрешения прибрежного госу­дарства.

Невоенные суда пользуются правом свободного захода в порты, объявленные открытыми прибрежным государством (в Российской Федерации — Мурманск, Санкт-Петербург и др.).

Военные корабли проходят во внутренние воды и порты по разре­шению или приглашению прибрежного государства. На основе прин­ципа взаимности возможен уведомительный порядок захода военных судов. Без разрешения осуществляется также вынужденный заход иностранных военных судов во внутренние воды в случае чрезвычай­ных обстоятельств.

На иностранные суда во внутренних водах и портах распространя­ется юрисдикция прибрежного государства.

В двусторонних международных договорах о морском торговом судоходстве определен перечень случаев примене­ния уголовной юрисдикции прибрежного государства:

1. Правонарушение посягает на общественный порядок или безо­пасность прибрежного государства.

2. Последствия правонарушения распространяются на территорию прибрежного государства.

3. Капитан судна или консул обращаются с просьбой об оказании помощи.

4. Преследование со стороны властей прибрежного государства не­обходимо в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

На практике, за­фиксированной в двусторонних международных соглашениях, при­брежное государство воздерживается от осуществления уголовной Юрисдикции в следующих ситуациях:

1. Преступление не затрагивает интересов прибрежного государства и не распространяется на его территорию.

2. Преступление затрагивает интересы только членов экипажа дан­ного судна.

3.Вмешательство не обусловлено международными обязательствами прибрежного государства.

4. Дипломатический или консульский представитель государства флага не обращается с просьбой о вмешательстве.

Распространение гражданской юрисдикции прибрежного государства предполагает право судебных органов рассматривать имущественные иски в отношении иностранных судов, в том числе случаи загрязнения окружающей среды, и выносить по ним решения. В качестве меры предварительного обеспечения иска возможны арест и за­держание иностранного судна. Экипаж такого судна должен быть дос­тавлен в государство флага (Конвенция МОТ о репатриации моряков для случаев ареста судов в иностранном порту 1987 г.).

Государственные некоммерческие и военные суда в иностранных внутренних водах и портах пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Иммунитет от юрисдикции прибрежного государства торговых и других невоенных судов является обычной нормой международного права.

Военные суда обладают правом неприкос­новенности. Не допускается применение к ним каких-либо принуди­тельных мер. Военные суда обязаны соблюдать законы прибрежного государства и нормы международного права. В случае нарушения во­енному кораблю предлагается покинуть порт и внутренние воды.

Наши рекомендации