Окончание войны и международно-правовые последствия

В международном гуманитарном праве различают окончания состоянии и прекращения военных действий.

Военные действия между государствами могут прекращаться заключением перемирия или капитуляцией одной из них.

Перемирие - временное прекращение военных действий на условиях, согласованных воюющими сторонами. Различают местное перемирие (на отдельном участке фронта) и общее перемирие (по всему фронту).

Местное перемирие носит временный характер, заключается для ограниченного театра военных действий, с конкретными целями или задачами местного значения - отбор и транспортировку раненых, больных и убитых, обмен ранеными, переговоры с парламентарием и др.

Общее перемирие или общее прекращение огня вполне прекращает боевые действия воюющих. Оно, как правило, не ограничивается каким-либо сроком и продолжается до заключения мирного договора или мирного урегулирования.

То есть перемирие может заключаться на определенный срок или быть бессрочным. Существенное его нарушение одной из сторон может служить основанием для возобновления военных действий.

Капитуляция -это прекращения военных действий на условиях, продиктованных победителем, в результате чего государства одной из воюющих сторон теряют верховенство или оно существенно ограничивается.

Различают простую капитуляцию (капитуляцию отдельного подразделения, объекта, пункта, района, например капитуляция фашистских войск в Сталинграде в 1943 г..), И общую капитуляцию (всех вооруженных сил, например капитуляция Японии в 1945 г.). Капитуляция может быть безоговорочной (без всяких условий со стороны побежденного) или почетной (например, капитуляция гарнизона с условием сохранения оружия и знамен).

В отличие от общего перемирия, при капитуляции побежденная сторона теряет даже формальное равенство с победителем, за исключением почетной капитуляции.

Как правило, ни перемирие, ни капитуляция не означают автоматического окончания состояния войны, для чего необходимо:

издания акта (одностороннего или двустороннего) о прекращении состояния войны (например, Указ Президиума Верховного Совета СССР 1955 о прекращении состояния войны между СССР и Германией)

или заключения мирного договора (например, мирный договор между СССР и Италией 1947).

В мирном договоре фиксируется окончания состояния войны, решаются вопросы о возобновлении мирных отношений между государствами, о судьбе довоенных договоров между воюющими сторонами и т.д.

Правовые последствия войны (о состоянии) наступают как для воюющих, так и для нейтральных и других государств, не воюют. С прекращением состояния войны для воюющих государств возникают следующие последствия:

- Перестают действовать договоры военного времени, в т.ч. законы и обычаи войны, и вступают в силу соглашения, регулирующие отношения между государствами;

- Устанавливаются мирные отношения, в том числе и дипломатические;

- Возобновляется действие ранее заключенных международных договоров и заключаются новые договоры;

- Осуществляется обмен военнопленными, вывод оккупационных войск;

- Производится репатриация гражданского населения;

- Наступает политическая и материальная ответственность виновного государства и уголовной ответственности главных военных преступников.

Для нейтральных государств прекращается состояние нейтралитета в войне; а для всех остальных государств, не воюют, - ликвидируется необходимость соблюдения режима зон ведения войны, восстанавливается безопасность международной морской и воздушной навигации в Мировом океане и т.

50. Понятие, принципы и источники международного морского права.

Международное морское право - одна из наиболее древних и развитых отраслей международного права, представляющая собой систему принципов и норм, определяющих правовое положение морских пространств и регулирующих отношения между государствами в процессе исследования и использования морей и океанов.

Принципы международного морского права. Правовую основу деятельности государств в Мировом океане составляют основные принципы общего международного права, а именно: принцип суверенного равенства государств, принцип взаимного отказа от применения силы или угрозы силой, принцип нерушимости границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения споров и другие принципы, закрепленные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права и в других международно-правовых актах.

Важнейшим принципом международного морского права стал принцип свободы открытого моря. Он означает, что морские пространства, расположенные за пределами национальных границ (за пределами "национальной юрисдикции), являются пространствами общего пользования на равных и взаимоприемлемых условиях.

В настоящее время принцип свободы открытого моря закреплен в Конвенции об открытом море 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Другим специальным принципом международного морского права является принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами. Основные положения этого принципа стали складываться в XV-XVI вв. в период борьбы государств за раздел Мирового океана. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. положения этого принципа сформулированы так:

1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.

2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.

3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

Принцип суверенитета государств над внутренними и территориальными водами в настоящее время никем не оспаривается. В соответствии с этим принципом каждое государство имеет право устанавливать национальный правовой режим во внутренних и территориальных водах, регулировать все виды деятельности в них и на морском дне под ними, а также в воздушном пространстве над ними.

Международно-правовое обеспечение деятельности государств непосредственно связано с этим принципом. Так, основываясь на положениях этого принципа, государства имеют право:

- устанавливать правовой режим морских государственных границ и обеспечивать их охрану;

- реализовывать право на самооборону в соответствии с Уставом ООН (ст. 51 Устава) в случае вооруженного посягательства на границу;

- создавать необходимые системы обороны в своих внутренних и территориальных водах и закрывать их для плавания иностранных судов;

- регулировать и контролировать проход иностранных судов через эти воды, если они следуют через них на праве "мирного прохода";

- осуществлять другие действия в соответствии с национальным законодательством.

Третьим специальным принципом международного морского права является принцип иммунитета военных кораблей и государственных судов. Основные положения этого принципа являются производными от принципа суверенного равенства государств. В силу юридического равенства государств равноправны во взаимоотношениях друг с другом и их полноправные органы. Военные корабли, суда обеспечения и государственные суда, осуществляя свои права, действуют в соответствии с принципом "равный в отношении равного не имеет власти" ("Par in Parem non habet imperium"). В силу иммунитета военные корабли и суда обеспечения имеют особые права и привилегии:

- они свободны от принуждения и других насильственных действий со стороны иностранных властей (задержание, арест, обыск, конфискации, реквизиции и т.п.);

- они освобождаются от административной, уголовной и гражданской юрисдикции иностранных властей, на них не распространяется действие иностранных законов, кроме законов государства флага;

- они имеют льготы и привилегии как органы своих государств, освобождаются от всех видов сборов, санитарного и таможенного осмотров и т.д.

Источники международного морского права.

Источниками международного морского права выступают:

• договоры разработанные в рамках Международной морской организации и относящихся к обеспечению безопасности человеческой жизни на море, в частности, к устройству судов и стационарных сооружений для добычи морских природных ресурсов;

• конвенции, регулирующие предотвращение загрязнения моря с судов, путем захоронения отходов и в случаях аварий;

• соглашения, регулирующие рыболовство в различных районах Мирового океана;

• договоры, ограничивающие или регулирующие военное использование Мирового океана и его дна.

Важным источником международного морского права является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г, она внесла новые элементы в регулирование деятельности государств в Мировом океане:

- определен статус Международного района морского дна за пределами континентального шельфа и режим разработки его ресурсов;

- зафиксирован правовой режим исключительной экономической зоны и архипелажных вод;

- введен институт транзитного прохода судов через международные проливы, перекрытые территориальными водами;

- усилена защита морской среды и исследований в различных по правовому режиму частях Мирового океана;

- разработана система мирного урегулирования международных споров.

Международные отношения в сфере международного морского права регулируют также:

- Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года;

- Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78);

- Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года;

- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты (Лондон, 7 июля 1978 года).

Помимо многосторонних договоров государства заключают локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:

- Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;

- Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;

- Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части Атлантического океана 1980 года;

- Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1980 года;

- Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;

- Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.

51. Субъекты международного праваПонятие виды, содержание и особенности международной правосубъектности.

Под субъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.
Виды:
-(первичные) основные – государства
-(вторичные) производные – международные межправительственные организации, государственно-подобные образования, борющиеся за независимость
-нетрадиционные – международные неправительственные организации, субъекты федеративных государств, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица, физические лица.
В зависимости от видов субъектов м/д правосубъектность может быть
-универсальной,
-функциональной (целевой)
-специальной.

Содержание международной правосубъектности включает такие элементы, как способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-право- i вых норм. Международная правосубъектность предполагает, что t образование как субъект международного права обладает способ- I ностью защищать свои права путем предъявления претензий в случае нарушения его прав. Иными словами, международная правосубъектность предусматривает также возможность привлечения субъектов международного права к ответственности.

Международная правосубъектность проявляется и в том, что субъекты вступают в международные отношения, которые регулируются международным правом. Правоотношения могу возникать лишь между субъектами права. Только вследствие вступления в правоотношения субъекты могут реализовать свои права и обязанности. Исходя из изложенного можно дать следующее определение субъекта международного права.

Субъект международного права — это образование, способное обладать правами и обязанностями, вытекающими из международного права, защищать их и вступать в международные отношения, регулируемые международным правом.

51. Правовой режим территориальных вод и прилежащей зоны.

1. Внутренние морские воды находятся под исключительным суве­ренитетом прибрежного государства. Пользование такими водами, в том числе в целях судоходства, рыболовства либо проведения науч­ных исследований, может осуществляться иностранными государ­ствами на условиях, определяемых прибрежным государством.

К внутренним (морским) водам (согласно Конвенции ООН 1982 го­да) относятся:

· заливы (бухты, лиманы, губы), ширина входа в которые не превышает 24 морских миль;

· исторические заливы.

В соответствии с международным правом государства имеют право объявлять те или иные заливы, ширина входа в которые пре­вышает 24 морские мили, историческими.

Однако историческими могут быть только такие заливы, которые в силу географического положения имеют большое значение для безопасности и экономики прибрежного государства и в отношении которых оно длительное время осуществляет свои акты власти, о чем должно быть известно и другим государствам. В настоящее время к историческим заливам относятся, например, залив Петра Великого (Россия), Гудзонов залив (Канада), Варангер-фьорд и Вест-фьорд (Норвегия).

· воды портов.

Так как порты и их воды находятся под суверенитетом государства, то оно само, в одностороннем порядке:

- определяет, какие порты мо­гут быть открыты для захода и пребывания иностранных судов;

- устанавливает правовой режим пребывания таких судов в портах.

Все иностранные суда, за исклю­чением военных кораблей и других государственных судов, исполь­зуемых в некоммерческих целях, могут заходить в такие порты, а находящиеся на их борту пассажиры и члены экипажей подпадают под действие уголов­ной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.

Для военных судов, как правило, существует разрешительный порядок захода в порты, за 30 дней до предполагаемого захода суда должны испрашивать по дипломатическим каналам предварительное разрешение на заход, кроме случаев, так называемых форс-мажорных обстоятельств (аварии, сильный шторм, ледоход и др.).

На государственные суда, ис­пользуемые в некоммерческих целях, распространяется государственный иммунитет, но их экипажи обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства.

· Воды, расположенные между береговой линией государства и прямыми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря (территориальных вод). Однако, учитывая отдельные особенности правового регулирования статуса территориальных вод уделим их рассмотрению отдельное внимание.

2. Под территориальным морем (территориальными водами) понимает­ся морской пояс, который примыкает к сухопутной территории (береговой линии) либо к внешнему пределу внутренних вод и над которым прибрежное государство осуществляет свой суверени­тет.

Добавим к указанному определению ряд характеристик:

· суверенитет распространяется на поверхность и толщу мор­ской воды, воздушное пространство над территориальным морем и на его дно и недра;

· в случае государства-архипелага территориаль­ное море примыкает к архипелажным водам такого государства;

· в соответствии с Конвенцией ООН 1982 года ширина террито­риального моря не может превышать 12 морских миль.

В соответст­вии с Конвенцией 1982 года государство вправе применять для отсчета ширины территориального моря:

- линии наибольшего отлива,

- прямые исходные линии в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста, а также в тех местах, где в непосредственной близости от берега имеется цепь островов, расположенных на расстоянии, не превышающем двойной ширины территориального моря. Прямая линия для отсчета ширины терри­ториального моря соединяет крайние точки берега либо островов.

· Опираясь на нормы Конвенции 1982 года суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, обладают правом мирного прохода через территориальное море.

Мирный проход, например, должен обеспечить:

- недопущение действий, расцениваемых как агрессия,

- безопасность судоходства и регу­лирования движения судов,

- защиту кабелей и подводных трубо­проводов,

- сохранение живых ресурсов,

- предотвращение нарушений рыболовных законов и правил,

- сохранение окружающей среды, про­ведение морских научных исследований и гидрографических съемок,

- предотвращение нарушения таможенных, фискальных, иммиграцион­ных или санитарных законов и правил и др.

В России режим территориального моря определяется положениями Федерального закона РФ от 16 июля 1998 (с изм. и доп.) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде­рации» 1998 года, которые соответствуют в основном положени­ям Конвенции ООН 1982 года.

52. Исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

Исключительная экономическая зонапредставляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же,исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

т

Глава 21. Международное морское право

§ 6. Исключительная экономическая зона

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского про­странства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В не­обходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства.Прибрежное государство в исключительной экономической зо­не осуществляет, во-первых, суверенные права в целях развед­ки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и не­живых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а так­же в отношении других видов деятельности по разведке и раз­работке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении соз­дания искусственных островов, установок и сооружений, мор­ских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не пол­ной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это оз­начает, что без согласия прибрежного государства никто не мо­жет осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи междуна­родному морскому судоходству (на признанных международны­ми морских путях).

Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

53. Открытое море. Правовой режим морского дна.

Открытое море — это водная часть морского простран­ства, находящаяся за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми государствами на основе норм международного права.

Правовой режим.В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для всех государств, как при­брежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с госу­дарствами, имеющими выход к морю, о транзите через их тер­риторию, доступе к морским портам и их использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчине­ние какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судо­ходства; б) свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г) свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу рыболовства и промыс­ла; е) свободу научных исследований.

Каждое государство обязано осуществлять эти свободы с учетом требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они вправе плавать.

В открытом море судно подчиняется исключительной юрис­дикции государства, флаг которого оно несет.

Военный корабль вправе подвергнуть осмотру иностранное судно, если есть разумные основания подозревать, что: 1) судно занимается пиратством; 2) судно занимается рабо­торговлей; 3) судно занимается несанкционированным радио- и телевещанием; 4) судно не имеет национальности; 5) судно в действительности имеет ту же национальность, что и военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отка­зывается поднять флаг.

Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами.

Все государства обязаны сотрудничать в пресечении неза­конной торговли наркотическими и психотропными вещества­ми, осуществляемой судами в открытом море. Если государство имеет основание считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается незаконной торговлей наркотическими или психотропными веществами, оно может просить другие государства о сотрудничестве в пресечении такой незаконной торговли.

Государства сотрудничают также в пресечении несанкцио­нированного вещания из открытого моря. Несанкционирован­ное вещание означает передачу звуковых радио- или телеви­зионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населением, в нарушение меж­дународных правил регулирования электросвязи, распределе­ния радиочастот и др. Передача сигналов бедствия не может расцениваться как несанкционированное вещание.

54. Международные полеты режим воздушного пространства.

Международные воздушные передвижения регули-руются Чикагской конвенцией 1944 года и националь-ным законодательство.

Исходя из принципа полного и исключительного суверенитета государств н воздушное пространство, каждое государство устанавливает порядок допус иностранных воздушных судов в свое воздушное про-странство.

Государственный суверенитет над воздушным про-странством ограничен пределами самого воздушного пространства и не может продолжаться за такими пре-делами. Однако до сих пор нет общепризнанной дого-ворной нормы относительно высотной границы суверенитета государств на воздуи пространство. Пози-ции государств по этому вопросу значительно отлича-к друг от друга. Советский Союз предложил в 1979 году установить высотны предел воздушного про-странства, т.е. границу между воздушным и космичес-ким пространством, на высоте, не превышающей 110 км над уровнем океана. Однако это предложение не было принято.

Разрешение на осуществление полетов необходимо как для регулярных, та для нерегулярных (разовых, эпизодических) международных полетов. Понятие "международный полет" не кодифицировано на уни-версальной основе и регулируется национальным пра-вом. До 1997 года на территори Российской Федера-ции действовал Воздушный кодекс СССР 1983 года, относивший к международным полетам только те по-леты, при которых пересекаются границы нашего и иностранного государств. При таком подх< из ряда международных исключались полеты российских воз-душных суде между странами, не сопредельными с Российской Федерацией. Новый Воздушный кодекс Российской Федерации (1997 г.) определяет международный полет как "полет воздушного судна в воздуш-ном пространстве бог чем одного государства" (ст. 79).

В соответствии с Воздушным кодексом 1997 года полеты воздушных судов воздушном пространстве России выполняются на основе разрешений, выдавае-мых в порядке, установленном постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. "О порядке выдачи разрешений н разовые полеты воз-душных судов иностранных государств в Российской Федерации".

Международное воздушное право не содержит еди-нообразных правил относительно порядка влета на тер-риторию государства или вылета с его территории воз-душных судов иностранных государств. Такие вопросы относятся к внутренней компетенции государства. Из этого общего положе(-исходит и ст. 11 Чикагской конвенции 1944 года "Применение правил о воздуш-ных передвижениях". Поэтому при международных по-летах необходимо знание правил не только своего, но и иностранного государств являющегося государством пролета. Многообразие таких правил создает опреде-ленные затруднения при осуществлении полетов. Ис-ходя из этого, ИКАО проделала большую работу по унификации аэронавигационных прав оформив их в виде технических приложении к Чикагской конвенции 1944 года, получивших название "Международные стандарты".

Каждое воздушное судно, занятое в международной навигации, должно им такие документы, как свиде-тельство о регистрации, удостоверение о годн к полетам, бортовой журнал и ряд других документов (ст. 29 Чикагской конвенции 1944 г.). Находясь в воз-душном пространстве иностранного государства, судно может иметь радиопередающую аппаратуру, используе-мую только членами летного экипажа, обладающими специальн на то разрешением, выданным компе-тентными властями государства, в котором зарегистри-ровано воздушное судно (ст. 30 Чикагской конвенции 1944 г.).

На воздушные суда, находящиеся в воздушном пространстве иностранного государства, распространя-ются юрисдикция этого государства, таможеннь ва-лютный и карантинный контроль.

При бедствии воздушного судна государство, на территории которого это произошло, принимает меры по оказанию помощи данному воздушному су/ В случае происшествия с воздушным судном на террито-рии иностранного государства последнее назначает расследование обстоятельств такого происшествия (ст. 26 Чикагской конвенции 1944 г.).

Чикагская конвенция подтверждает принцип не-дискриминации в отношеь применения правил о воздушных передвижениях к судам всех государств ( исключения (ст. 11).

В мае 1984 года на чрезвычайной сессии ИКАО было принято дополнение i Чикагской конвенции 1944 года в виде ст. 3-бис. Суть статьи в следующем Участники Чикагской конвенции берут на себя обяза-тельство при перехва' нарушившего границу или ук-лонившегося от авиатрассы иностранного воздушного судна действовать таким образом, чтобы не ставить под угрозу жизнь находящихся на борту судна пассажиров и сохранять безопасность самого судна. Причем, что «особенно важно, государства-участники обязук воз-держиваться от применения силы в отношении воз-душного судна. Иде внесения такой поправки возникла в ИКАО после инцидента с южнокорейс авиалайнером "Боинг-747", который в 1983 году был сбита светском воздушном пространстве. Статья 3-бис яви-лась важной мерой, направлен на повышение без-опасности полетов. Советский Союз ратифицировал ту поправку к Чикагской конвенции в 1990 году.

55. Международные организации в сфере гражданской авиации.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО).

Учреждена на основании ч. 2 Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г. Основной целью создания ИКАО является обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международным авиаперевозкам.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собрание Ассамблеи происходит не реже одного раза в три года.

Международная организация гражданской авиации(ИКАО от англ. ICAO — International Civil Aviation Organization) — специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности.

ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации». Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) не является ИКАО.

Международная организация гражданской авиации основана на положениях части ІІ Чикагской конвенции 1944 года. Существует с 1947 года. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада. СССР вступил в члены ИКАО 14 ноября 1970 года.

Уставной целью ИКАО является обеспечение безопасного, упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам гражданской авиации, в том числе международных перевозок. В соответствии с правилами ИКАО международное воздушное пространство разделено на районы полетной информации — воздушное пространство, границы которого устанавливаются с учетом возможностей средств навигации и контроля за воздушным движением.

Одной из функций ИКАОявляется присвоение аэропортам мира четырёхбуквенных индивидуальных кодов — идентификаторов, используемых для передачи аэронавигационной и метеорологической информации по аэропортам, планов полётов (флайт-планов), обозначения гражданских аэродромов на радионавигационных картах и т. д.

В 1992 году (Резолюция A29-1) ИКАО объявила 7 декабря Днём гражданской авиации. В дальнейшем это решение поддержалаООН.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации(также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция состоит из 18 Глав (Annexes), которые перечисляются в основной статье —Чикагская конвенция.

Коды ИКАО

И у ИКАО, и у ИАТА есть собственная система кодов для аэропортов и авиакомпаний. ИКАО использует четырехбуквенные коды аэропортов и трехбуквенные коды авиакомпаний. В США коды ИКАО обычно отличаются от кодов ИАТА только префиксом K (например, LAX = KLAX). В Канаде, аналогично, к кодам ИАТА добавляется префикс C для образования кода ИКАО. Во всем остальном мире коды ИКАО и ИАТА не связаны между собой, поскольку коды ИАТА основаны на фонетическом сходстве, а коды ИКАО привязаны к месту (location-based).

ИКАО также отвечает за выдачу цифробуквенных кодов типов самолетов, которые состоят из 2-4 знаков. Эти коды обычно используются в планах полетов.

ИКАО также предоставляет телефонные позывные для самолетов по всему миру. Они состоят из трехбуквенного кода авиакомпании и позывного, состоящего из одного или двух слов. Обычно, но не всегда, позывные соответствуют названия авиакомпании.

Например, код для Aer Lingus — EIN, а позывной — Shamrock, для Japan Airlines International код — JAL, позывной — Japan Air. Таким образом, рейс компании Aer Lingus под номером 111 будет закодирован «EIN111», а произнесен по радиосвязи как «Shamrock Сто одиннадцать», рейс под тем же номером компании Japan Airlines будет закодирован как «JAL111» и произнесен «Japan Air Сто одиннадцать». ИКАО отвечает за стандарты для регистрации самолетов, включающие цифробуквенные коды, обозначающие страну регистрации.

Подразделы ИКАО

Штаб-квартара ИКАО, Монреаль,Канада

Высшим органом является Ассамблея с представительством всех членов ИКАО. Собирается не реже раза в три года. Совет является постоянным органом ИКАО, подотчетный Ассамблее, управляемый Президентом, который избирается Ассамблеей на три года. В Совете представлены 33 государства.

Подразделы

Аэронавигационная комиссия;

Авиатранспортный комитет;

Юридический комитет;

Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

Финансовый комитет;

Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

Комитет по кадрам;

Комитет по техническому сотрудничеству;

Секретариат.

Региональные бюро

Европа и Северная Атлантика (Париж);

Африканское (Дакар);

Ближневосточное (Каир);

Южно-американское (Лима);

Азиатско-тихоокеанское (Бангкок);

Северной Америки и Карибского бассейна (Мехико);

Восточно-африканское (Найроби).

Наши рекомендации