Информационное обеспечение государственного управления в современной России.

Информационное обеспечениепредставляет собой совокупность информационных ресурсов (банков данных), средств, методов и технологий сбора, обработки, накопления и выдачи информации. В управлении вообще и в государственном управлении в частности происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая непосредственно необходима для формирования и реализации государственно-управляющих воздействий. Речь идет об управленческой информации.

Управленческая информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управленческих воздействий. Ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям: во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и, соответственно, по компетенции конкретных государственных органов; во-вторых, по характеру и иерархии законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах; в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

Информация в госуправлении имеет самост.ценность, служит в качестве основы для нормативных документов, управл.решений и действий, способна к опережающему воздействию на гос. политику, выступает непосредственной причиной, определяющий выбор того или иного варианта административно-политического решения, поведения различных соц. групп и отдельных граждан, перевода системы гос. управления в новое состояние с целью более эффективного воздействия на общественную жизнедеятельность.

Информацию можно разделить на официальную и неофициальную, общезначимую и региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, степени доступности, информация о прошлом и т.д. В государственном управлении она рассматривается с точки зрения актуальности, достоверности, оперативности, достаточности и адекватности для принятия соответствующих решений.

Цель информационного обеспечения органов гос. власти - на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений. Достижение цели складывается из ряда задач: сбор первичной информации, ее хранение, распределение, подготовка к переработке, анализ определение прямых и обратных связей. Принципы: объем и каналы информации, поступающей к органу гос. власти, должны определяться функциями, возложенными на этот орган; разфаничсние компетенции между различными структурами государственной власти и организация их взаимодействия.

Уровень информационного обеспечения, степень оснащенности современными техническими, технологическими, телекоммуникационными системами определяют эффективность государственного управления. Применение микроэлектроники, информатики, микропроцессов, роботов и других современных обслуживающих средств открывает возможность перевода всей работы с информацией на новые научный и технический уровни.

Информационный статус закрепляется нормами права как на федеральном так и на региональном уровнях и включает в себя содержание, виды и системы информации, права и обязанности в информационной сфере. Правое регулирование ииф. статуса органов гос. власти весьма недостаточно.

Информационные технологии - система научных и инженерных знаний, методов и средств, которые используются для создания сбора, передачи, хранения и обработки информации. Новые информационные технологии позволяют использовал при работе с информацией комш. ютсрную технику и телекоммуникационные средства связи.

Функции информационных технологий: 1) обеспечение лица, принимающего решение, достоверной и своевременной информацией; 2) доведение информации до вида и объема, которые способен осмыслить человек;

Информационная потребность - совокупность информационных показателей, определяемых функциями пользователя, кругом его интересов. Ипф. Потребность -динамически изменяющаяся система показателей.

Основу информационного обеспечения органа государственной власти составляют информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных).

Информационные ресурсы, являются центральной частью информационных систем.

80. Глава (высшее должностное лицо) муниципального образования: порядок избрания, полномочия, порядок досрочного прекращения полномочий

Согласно ст. 34 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ в системе органов местного самоуправления в обязательном порядке должна вводиться должность Главы муниципального образования как высшего должностного лица местного самоуправления, который должен избираться населением муниципального образования на муниципальных выборах двумя способами:

1. выборы Главы муниципального образования путём организации и проведения прямых муниципальных выборов и на основе требования мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства голосов;

2. назначение и проведение косвенных муниципальных выборов Главы муниципального образования из числа депутатов на заседании представительного органа муниципального образования.

В том случае, если Главы муниципального образования избирается на свой пост в результате проведения прямых муниципальных выборов непосредственно всем населением муниципального образования, то избранным считается тот кандидат, за которого проголосовало более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50%+1 голос).

В том случае, если ни один из предоставленных кандидатов на муниципальных выборах не был избран на должность Главы муниципального образования, то обычно через 15 дней назначается второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей. И в этом случае победитель определяется простым большинством голосов по отношению к другому кандидату.

Несколько упрощенной по своему юридическому содержанию является процедура выборов Главы муниципального образования на заседании Представительного органа местного самоуправления, которая обычно включает в себя такие основные стадии:

1. выдвижение кандидатов на пост Главы муниципального образования;

2. выступление кандидатов на должность Главы муниципального образования со своей предвыборной программой;

Рассматривая вопрос о юридических основаниях и порядке досрочного прекращения полномочий Главы муниципального образования, необходимо отметить, что они в основном совпадают с аналогичными основаниями и процедурами, действующими в отношении депутатов представительного органа муниципального образования, за исключением только 2х особых случаев:

1. отрешение от должности Главы муниципального образования;

2. удаление в отставку Главы муниципального образования, которое можно рассматривать в качестве своеобразной меры юридической ответственности в муниципальном праве высшего должностного лица местного самоуправления перед органами государственной власти субъекта РФ и представительным органом муниципального образования.

В частности, согласно ст. 74 Закона № 131-ФЗ к числу оснований отрешения от должности Главы муниципального образования могут относиться такие конкретные обстоятельства:

1. издание Главой муниципального образования нормативно-правового акта, нарушающего Конституцию РФ, акты федерального и регионального законодательства и Устав муниципального образования;

2. издание им ненормативного правового акта, влекущего за собой массовые нарушения прав свобод человека и гражданина, подрывающего единство экономического и правового пространства РФ, её территориальной целостности, либо ущемляющего, подрывающего интересы обороноспособности и безопасности РФ;

3. факты нецелевого использования Главой муниципального образования выделенных средств из федерального и регионального бюджетов в форме субвенции на осуществление переданных отдельных государственных полномочий.

Все эти вышеперечисленные факты в обязательном порядке должны быть подтверждены судебным решением, в котором Главе муниципального образования устанавливается срок для устранения выявленных нарушений действующего законодательства, а именно – не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Если Главы муниципального образования не принимает необходимых мер именно по исполнению вынесенного решения суда, то высшее должностное лицо субъекта РФ вправе издать специальный правовой акт об отрешении от должности Главы муниципального образования в сроки, установленные Законом № 131-ФЗ, именно не ранее 1 месяца и не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

После издания официального акта об отрешении от должности Главы муниципального образования последний вправе обжаловать действия высшего должностного лица субъекта РФ через суд в течение 10 дней со дня официального издания такого акта; и тогда такое решение суда уже носит окончательный характер.

Еще одним основанием является удаление в отставку по решению представительного органа муниципального образования. Согласно Закону № 131-ФЗ Глава МО может быть удален в отставку при наступлении следующих случаев:

1. систематическое неисполнение им своих должностных полномочий в течение 3х и более месяцев без уважительных причин;

2. издание Главой муниципального образования муниципально-правовых актов, которые влекут за собой возникновение просроченной муниципальной задолженности по выполнению муниципальным образованием своих бюджетных и иных финансовых обязательств, в том числе превышающую предельный размер дефицита местного бюджета, а именно – 30 % от собственных доходов бюджета муниципального образования или если такая просроченная муниципальная задолженность превышает 40% выделенных бюджетных ассигнований в отсчётном финансовом году средств местного бюджета;

3. нецелевое использование им финансовых средств, выделенных из федерального, регионального бюджетов в форме субвенций;

4. объявление неудовлетворительной оценки деятельности Главы муниципального образования более 2 раз подряд по итогам его ежегодного отчёта перед представительным органом муниципального образования.

Учитывая особенности правового статуса Главы муниципального образования и место, он занимает в структуре органов местного самоуправления, он как высшее должностное лицо местного самоуправления призван осуществлять 3 основных функции:

1. представительная;

2. исполнительно-распорядительная;

3. контрольная.

Содержание представительной функции, выполняемой Главой муниципального образования, включает в себя реализацию им следующих конкретных полномочий, принадлежащих ему:

1. право официально представлять и выражать интересы всего населения муниципального образования во взаимоотношения с органами государственной власти и местного самоуправления;

2. полномочия официально и без доверенности заключать и подписывать публичные договоры, соглашения о межмуниципальном сотрудничестве, установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей с другими муниципальными образованиями, в том числе и зарубежными партнёрами;

3. право Главы муниципального образования созывать и вести сессионные заседания представительного органа муниципального образования;

4. право подписывать и обнародовать решения представительного органа муниципального образования;

5. использование права отлагательного вето в отношении принятых решений представительного органа местного самоуправления;

6. право осуществления нормотворческой инициативы в представительном органе муниципального образования;

В свою очередь содержание исполнительно-распорядительной функции, осуществляемой Главой муниципального образования, в значительной степени зависит и обуславливается тем, что он в соответствии с Уставом муниципального образования может возглавлять и руководить деятельностью местной Администрации. И в таком случае Глава муниципального образования наделяется следующими видами исполнительно-распорядительных полномочий:

1. полномочие по формированию структуры и штатов местной Администрации

2. право самостоятельно разрабатывать схему управления муниципальным хозяйством

3. право самостоятельно назначать и освобождать от должности ряд должностных лиц местной Администрации, применять к ним меры дисциплинарной ответственности;

4. право приёма и увольнения муниципальных служащих в качестве работодателя, а также назначение и освобождение от должности руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

5. утверждение положений административных Регламентов о работе исполнительно-распорядительных органов муниципального образования, в том числе и тех их них, которые обладают правами юридического лица.

Кроме того, выполняя возложенные на него Уставом муниципального образования исполнительно распорядительные полномочия он может самостоятельно решать вопросы исполнения местного бюджета, распоряжения и управления объектами муниципального имущества; выступать в качестве главного распорядителя всех бюджетных средств и совершать гражданско-правовые сделки с имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Наконец, выполняя контрольную функцию, Глава муниципального образования может наделяться следующими видами принадлежащих ему конкретных полномочий:

1. контроль за исполнением принятых решений представительного органа муниципального образования и собственных изданных муниципально-правовых актов;

2. может решать вопросы, связанные с осуществлением отдельных видом регистрационно-разрешительных действий, в том числе может принимать решение о проведении массовых общественных, политических мероприятий; культурно-зрелищных и спортивных мероприятий на территории муниципального образования; давать разрешения на осуществление определенных видов хозяйственной и предпринимательской деятельности;

3. может участвовать в решении вопросов по обеспечению и поддержанию охраны общественного порядка и принятию необходимых мер на возникающей чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании;

4. право Главы муниципального образования защищать права, свободы и законные интересы граждан в судебных и правоохранительных органах. В том числе он может участвовать в рассмотрении категорий дел, вытекающих из публично-правовых отношений; также обязан рассматривать обращения граждан на нарушения их прав, свобод и законных интересов.


Наши рекомендации