Власть и управление, формы власти и влияния в организации.

Как особый социальный институт государственное управление возникает вместе с возникновением разделения властей, до этого оно слито с государственной властью, не обособлено от нее, а существующее в научной литературе отождествление государственной власти и государственного управления является отражением такой практики.

Государственное управление — это юридически оформляемая деятельность по организации конкретного, системного взаимодействия всех ветвей государственной власти, направленная на осуществление конкретных практических воздействий на объекты управления государственной власти, в соответствии с ее социальным назначением.

Все элементы системы государственной власти тесно связаны с государственным управлением: государственное управление возникает как реализация одной из разновидностей учредительной государственной власти, осуществляется в соответствии с нормами, установленными законодательной властью. Юридические коллизии, возникающие в процессе осуществления государственного управления рассматриваются и разрешаются судебной властью. Эффективность всей системы государственного управления во многом зависит от состояния контрольной власти.

Для того чтобы лучше понять механизмы власти и осуществления властных полномочий, нам следует обратиться к классификации данного феномена. Власть принято подразделять на следующие виды:

· Экономическая – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности;

· Социальная – это распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей и привилегий;

· Политическая власть – всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет подчинение во имя общих целей.

Особым видом политической власти является государственная власть. Это социально организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. И здесь государственная власть тесно смыкается с принудительной властью. Но отождествлять их нельзя, т.к. насилие и принуждение могут использоваться и неполитической властью (организованная преступность, деспотизм в семье).

В современных организациях должен существовать баланс власти, так как подчиненные тоже обладают властью над руководителями. Руководители зависят от подчиненных в таких вопросах, как предоставление достоверной и своевременной информации, качественное выполнение заданий, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, чья поддержка необходима руководителю, способность влиять на своих коллег, сотрудничество. Поскольку подчиненные тоже обладают властью, руководители не должны злоупотреблять своей властью, ибо подчиненные могут в ответ продемонстрировать свою власть. Подчиненные не должны переживать чувство безысходности, ненужности, полной зависимости от воли руководителя: это ведет к сопротивлению, непокорности, разрушает благоприятный климат в коллективе, снижает эффективность организации.

Эффективный руководитель старается поддерживать баланс власти, а свою власть никогда не будет осуществлять в жесткой, приказной, ожидающей подчинения манере. Лидер может влиять на поведение других людей без опоры на силу, принуждение.

32. Системные основы, сущность и содержание теории управления.

Теория управления — наука о принципах и методах управления различными системами, процессами и объектами.

Объектом теории управления являются управленческие отношения, то есть такие социальные отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами (представителями этих организаций и учреждений) в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования: сущность управленческих отношений как системы взаи­модействия людей по поводу организации их совместной жизни; механизм управления различными социально-экономическими системами и их регулирование; механизм самоорганизации и саморегулирования; технологии и методика процесса управления; структурные элементы системы управления; принципы, методы управления и т.д.

Общие управленческие функции:

· прогнозирование;

· планирование;

· нормативное регулирование;

· методическое руководство;

· работа с кадрами;

· учет;

· контроль.

Выделяют следующие виды управления:

1. механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2. естественное управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3. социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Особенностью этих методов является то, что они применяются в процессах управления, по поручению государства, т.е. официально, а также в установленном порядке. Они должны отвечать определенным требованиям: обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий, быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении, быть реальными и гибкими. Имеются различные классификации методов управленческой деятельности. Достаточным представляется разделение их на следующие две группы: а) методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления; б) методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

Общие принципы управления это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому называются общими.

К основным из них относятся следующие: принцип единства политики и экономики; научность; системность и комплексность; принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений; принцип централизации и децентрализации; принцип пропорциональности в управлении; принцип единства распорядительства в управлении; принцип экономии времени; принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях; принцип делегирования полномочий; принцип обратной связи; принцип экономичности; принцип эффективности; принцип мотивации.


Наши рекомендации