Вопрос № 15 Власть в организации, формы власти, их использование менеджером в своей практической деятельности

Власть— инструмент социального управления, оказывающий на поведение людей воздействие, приводящее к возникновению, изменению или прекращению общественных отношений, которые связаны с осуществлением определенной цели. Власть— это узаконенная сила организации, связанная с каждой позицией внутри нее. Она обычно включает право командовать, исполнять, принимать решения и расходовать ресурсы. Взаимоотношения власти в организации точно установлены для того, чтобы облегчать выполнение предписанных обязанностей. Власть пронизывает всю деятельность организации и поддерживает ее структуру. Власть никогда не бывает абсолютной и неизменной. В организации существует два основных источника власти:

1. Власть должности, происходит из делегируемых данной должности полномочий. Объем этой власти зависит от уровня должности;

2. Власть личности, отражает степень уважительного и преданного отношения к человеку со стороны окружающих его людей. Отличительной чертой власти личности является то, что ее необходимо постоянно подтверждать определенными поступками, действиями.

Идеальным считается руководитель, который имеет власть должности и власть личности.

Формы проявления власти должности:

1. Власть в принятии решений - проявляется в той степени, в которой руководитель может влиять на конкретное решение в зависимости от занимаемой им должности;

2. Власть в вознаграждении – это существующая возможность руководителя обеспечивать своих подчиненных тем, что они хотели бы иметь. Является характерным средством воздействия на подчиненных. Нередко используется руководителями для поддержания своего права на власть;

3. Власть в принуждении – влияние на подчиненных путем отрицательной компенсации (через наказание);

4. Власть над ресурсами – возможность руководителя ограничивать доступ подчиненных к получению необходимых для их деятельности ресурсов;

5. Власть связей – способность руководителя воздействовать на подчиненных посредством своих связей с вышестоящими или влиятельными людьми.

Формы проявления власти личности:

1. Власть эксперта – способность влиять на подчиненных в силу своего образования, опыта, таланта;

2. Власть примера – способность влиять на подчиненных, на основе личных качеств руководителя и применяемого им стиля управления;

3. Потребность человека во власти – внутреннее желание человека оказывать влияние на других людей.

Поскольку существуют разные типы обязанностей, то были определены, по крайней мере, три различных типа власти: линейная, штатная и функциональная. Линейная власть –это основополагающий тип власти в организации. Он связан с принятием решений и отдачей распоряжений, которые имеют прямое отношение к осуществлению задач организации. Линейный менеджер имеет власть командовать непосредственными подчиненными. Делегирование линейной власти обеспечивает организационную управленческую иерархию или цепь команд. Штатной властьюнаделены те структурные единицы, которым предписано содействовать линейным подразделениям. Штатные единицы играют вспомогательную роль и расположены вне организационной цепи команд. Функциональная властьпредназначена для дополнения линейной и штатной власти при осуществлении особых задач. Возможно, одна из самых важных проблем, с которой сталкивается менеджер, состоит в постоянной необходимости делегирования власти вашим подчиненным и постоянным делегированием власти вам от вышестоящего должностного лица. Делегирование— это процесс, посредством которого менеджер передает задания и власть подчиненным, которые принимают на себя ответственность за эти виды деятельности. Делегирование полномочий от менеджера к подчиненному включает три существенных элемента:

Предписать обязанности (задания) непосредственным подчиненным.

Предоставить власть подчиненным, необходимую для выполнения этих обязанностей.

Установить обязательство (ответственность части подчиненных) исполнять свои обязанности успешно.

Предписание обязанностей – это первый элемент процесса делегирования. Обязанность— это поручение, задание, действие или решение, которые менеджер или другой член организации должен осуществлять. Власть,как мы уже отмечали, есть право командовать, исполнять, принимать решения и тратить ресурсы. Второй шаг в делегировании состоит в том, что менеджер предоставляет власть подчиненному, который берет на себя делегированную ответственность. Подчиненный должен обладать властью, чтобы принимать решения и расходовать ресурсы, необходимые для осуществления новой обязанности. Ответственность,третий элемент делегирования, - четкая осведомленность подчиненного о том, что результат делегированных заданий или действий будет предписан его усилиям. Необходимо помнить о двух моментах, чтобы понимать, что такое ответственность.

Несмотря на то, что ценность делегирования выглядит довольно очевидно, существуют разнообразные препятствия, мешающие эффективно использовать этот процесс. Источники этих помех заключаются в: супервизоре (в аудите: наблюдатель, инспектор), подчиненном и в организации.

Распределение делегирования власти среди организационных единиц включает решение того, насколько централизованной или децентрализованной будет организация.

Влияние - это любое поведение 1го человека, которое вносит изменения в поведение др человека. Различают 2 группы способные управлять влиянием:

1.Эмоциональные, включают:

1.Заражение - неосознаная передача эмоционального состояния 1го человека к другому; используя механизм заражения менеджер повышает сплоченность коллектива, мобилизует его на решение сложных задач.

2.Подражание - заимствованная человеком способов мышления, действий поступков, манер поведен других лиц; менеджер может установить в коллективе эталон для подражания и исходя из этого воздействовать на подчиненных.

2. Рассудочные, включают:

1.Внушение - одностороннее воздействие со стороны руководителя на подчиненного за счет своих личных качеств, авторитета знаний.

2.Убеждение – двусторонний процесс, который представляет собой явную или скрытую дискуссию м/у руководителем и подчиненным, целью которой является достижение единства мнений.

3.Просьба - способ влияния руководителя основывается на добровольных, не принудительных мотивах подчиненного; положительный результат будет достигнут в том случае, если м/у рук-м и подчиненным существуют хорошие, доверительные отношения.

4.Угроза - способ влияния основанный на страхе подчиненного от обещания руководителя причинить ему вред в случае не выполнения задания; угроза срабатывает на короткий период времени и в последствии может вызвать борьбу м/у личностями.

5.Подкуп - склонение руководителем подчиненного на свою сторону путем предоставления ему каких-либо преимуществ перед др членами коллектива; подкуп может быть честным, в том случае, когда предоставление преимуществ или благ происходит за дополнительные усилия подчиненного.

6.Приказ - официально безусловное распоряжение рук-ля, которое должно выполняться подчиненным в не зависимости от того нравиться оно ему или нет. При использовании различных способов управленческого влияния, менеджеру рекомендуется применять след приемы:

1.быть всегда выдержанным и спокойным.

2.одинаково равно относ ко всем подчиненным.

3.использовать авансированную похвалу.

4.принимать неожиданные для подчиненного решения в целях мотивации его действий.

5.доказыватьть свое мнение путем использования фразы “Поставь себя на мое место”.

Наши рекомендации