Управленческие решения: сущность и специфика.

Принятие решений является неотъемлемой частью деятельно­сти человека в любой сфере: политической, экономической, куль­турной, личной жизни. Последствия решений могут затрагивать интересы не только одного человека или нескольких, но и крупных коллективов, регионов и общества в целом. Поэтому принятие ре­шений является функцией каждого человека в личной жизни и функцией руководителя любого уровня в процессе управления.

Чтобы избежать моральных и материальных издержек, важно знать теорию и практику принятия решений. Существенным от­личительным признаком решения является то, что оно принимает­ся при наличии назревшей проблемы. А поскольку такие пробле­мы возникают при управлении любым объектом (промышленным предприятиям, банком или государственным учреждением) по­стоянно, то функция принятия решений заключается в постоян­ном решении в процессе управления той или иной задачи.

К управленческим решениям предъявляются определенные тре­бования,которые обеспечивают выполнение поставленных задач:

1. Научная обоснованность, компетентность. Данное требование означает, что решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им. Каждое решение, противоречащее этим закономерностям, влечет за собой серьезные последствия, замедляет развитие системы.

Доя смягчения негативных последствий принимаемых реше­ний необходимо, чтобы они принимались на основе достоверной, хорошо изученной информации об управляемом объекте и окру­жающей его среде. Соблюдение отмеченных требований повышает научную обособленность решений, снижает их ошибочность. Тща­тельность обоснования решения - это залог его оптимальности.

2. Полномочность. Управленческое решение должно быть
полномочным. Это означает, что оно должно приниматься орга­ном или лицом, имеющим право принимать именно это решение, а не другое.

Полномочность выполнения функции принятия решения яв­ляется необходимым условием обеспечения директивности при­нятого решения и определяется правами для его принятия и от­ветственностью за его последствия.

Выход за рамки этих прав создает риск невыполнения реше­ния. С другой стороны, лицо, принимающее решение, не должно подменять нижестоящих руководителей, что неизбежно ведет к снижению инициативности подчиненных.

3. Директивность. Директивность решения означает обя­зательность его исполнения. Она обеспечивается полномочностью руководителя.

4. Непротиворечивость. Непротиворечивость означает его согласованность с ранее принятыми решениями. Принимая ре­шения, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изо­лированно, и должно развивать и дополнять ранее принятые ре­шения. Непоследовательность в принятии решений, их взаимо-аключаемость резко снижает эффективность управления.

5. Своевременность (оперативность), означает, что с мо­мента возникновения проблемной ситуации до принятия реше­ния в объекте управления не должно произойти необратимых яв­лений, делающих это решение ненужным. Несвоевременно при­нятое решение часто бывает не только недостаточно эффектив­ным, но и вредным.

6. Точность, ясность, лаконичность формулировки ре­шения. Управленческое решение должно быть точным и ясным, что исключает разночтения. Простота и лаконичность, строгость формы помогают лучше усвоить требования управленческого решения исполнителями, что является залогом его успешной реализации.

7. Экономичность, эффективность и оптимальность. Требование эффективности состоит в том, чтобы цели были дос­тигнуты при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, матери­альных и финансовых). В этом суть экономичности решения. Если правильно соблюдена прямая зависимость между целями, средст­вами и ресурсами, то принятое решение будет оптимальным.

8. Комплексность. Означает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, а также рационального использования ло­гического мышления и интуиции принимающего решения лица, математических методов и вычислительной техники при форми­ровании и выборе решения.

30. Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
-равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
-государственная целостность и национальная безопасность Российской Федерации;
-равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
-право каждого гражданина добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность;
-знание гражданами Российской Федерации русского языка как государственного языка Российской Федерации при одновременном признании права каждого на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
-запрещение любых форм дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также действий, направленных на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
-гарантия и обеспечение прав коренных малочисленных народов в соответствии с законами Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
-поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении родного языка и культуры, в укреплении их связей с Российской Федерацией;
-включенность институтов гражданского общества в выработку и реализацию задач государственной национальной политики.
Задачи государственной национальной политики в Российской Федерации
Задачи государственной национальной политики в политико-правовой сфере и сфере государственногостроительства:
-обеспечить равенство граждан перед законом и судом, независимо от их национальной принадлежности;
-обеспечить открытость и публичность рассмотрения ситуаций, связанных с конфликтами в сфере межнациональных отношений, их непредвзятое и ответственное освещение в средствах массовой информации;
-сформировать систему мониторинга состояния межнациональной напряженности и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений, позволяющую оперативно реагировать на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации;
-обеспечить вовлечение институтов гражданского общества, в том числе общественных объединений граждан, национально-культурных автономий, общественных организаций в систему взаимных обязательств о совместном противодействии росту межнациональной напряженности, межэтническому насилию, экстремизму, разжиганию этнической и религиозной ненависти;
-обеспечить учет задач государственной национальной политики в документах стратегического планирования (стратегии социально-экономического развития федеральных округов и субъектов Российской Федерации), включая вопросы формирования общероссийской гражданской идентичности, гармонизации межнациональных отношений, поддержки культурного многообразия, интеграции и адаптации внешних и внутренних мигрантов;
-обеспечить учет задач государственной национальной политики Российской Федерации при формировании федерального и региональных бюджетов;
-внести в действующее законодательство изменения, предусматривающие правовые гарантии политики согражданства и интеграционной политики, в том числе:
-наделить национально-культурные автономии и национальные общественные организации правом.




Наши рекомендации