Общее число пользователей Интернета, 1995—1998 гг

Дата опроса Количество % от Источник данных
  взрослых пользо- населения  
  вателей Интерне- США  
  та, млн чел.    
1995 г. 6,7 Commerce Net/Nielsen
Июнь 1997 г. 19,17 IntelliQuest
Февраль 1998 г. 23,0 IntelliQuest
Октябрь 1998 г. 27,8 IntelliQuest
Август 1998 г. 30,0 Commerce Net/Nielsen

Для кампаний, однако, важнее то, кто пользуется Интернетом. Опрос, проведенный среди пользователей Интернета в 1997 г. ком­панией Chilton Research Services, обнаружил, что 53% респондентов выборки относилось к возрастной группе от 18 до 34 лет, и 25% — к группе от 35 до 44 лет. Исследование Chilton также показало, что 78% пользователей Интернета имеют законченное или незакончен­ное высшее образование, а 53% респондентов заявили о доходах свыше 50 тыс. дол. в год.

Так как молодые люди склонны голосовать реже, чем люди бо­лее старшего возраста, Интернет явно представляет собой потен циально плодородную зону. Кроме того избиратели — пользователи Интернета, имеющие более высокие доходы и уровень образова­ния, вероятно, будут более восприимчивы к содержательности ма­териалов кампании, которую и может обеспечить Интернет.

Конечно, остается проблемой, как заманить этих избирателей на сайт кампании и удержать их там. Опрос, проведенный Доном Гоффом и Дэвидом Дулео из Американского Университета {American University), показал, что в избирательный цикл 1998 г. избирателям было сложно найти сайты конкретных кампаний и что большин­ство сайтов имело мало посетителей. «Сайты сенаторов имели посе­щаемость от 3000 до 6000 человек — это даже ниже предела ошибки измерения на выборах с маленьким отрывом между кандидатами, — писали они. — Сайты кандидатов в палату представителей посеща­лись еще реже».

Посещаемость сайтов не была проблемой для кампаний Буша и Боксер. Кампания Буша развивалась от 50—60 тыс. посещений в неделю летом до 150 тыс. посещений в неделю за 20 дней до выбо­ров. «За неделю до выборов эта цифра возросла примерно до 250 тыс. посещений в неделю, — указывал Коннелл. — За два дня до выбо­ров, только в понедельник и вторник, сайт зафиксировал около полумиллиона посещений». Кампания Боксер по выборам в сенат от Калифорнии зарегистрировала 554814 посещений от 32668 сес­сий пользователей (частных лиц) в октябре 1998 г.

Оценка эффективности веб-сайтов остается проблемой. Посколь­ку статистика посещений компьютера показывает домен пользова­теля, команда Боксер смогла идентифицировать только 6269 из тех, кто посетил сайт в октябре, как жителей Калифорнии. И напротив, в статистике посещений зарегистрированы 10552 пользователя в этот же период из Вены — города штата Вирджиния. Эти пользова­тели не обязательно были жителями этого пригорода Вашингтона

(округ Колумбия) — общее число просто отражало поток, идущий от базирующейся в Вене компании «Америка Онлайн».

Два самых обнадеживающих примера статистики пользования Интернетом — это время, которое пользователи проводят на сай­тах, и тип страниц, которые они посещают.

Статистика посещений кампании Боксер показала, что прежде чем перейти на другой сайт посетители проводили на сайте кампа­нии в среднем 6 минут 45 секунд. Две самые посещаемые страни­цы, не считая входной, были посвящены проблемам кампании. Пользователи в среднем проводили 53 секунды на странице, разъяс­няющей позиции Боксер по этим проблемам, и 2 минуты 55 секунд на странице, где ее позиции сопоставлялись с позициями конку­рента от Республиканской партии Мэтта Фонга {Matt Fong).

Республиканская организация GOPA С изучила статистику посе­щений двадцати сайтов, открытых кандидатами от Республиканс­кой партии для предвыборных кампаний масштаба штата — таких, как выборы сенатора или губернатора, и пришла к сходным ре­зультатам. Исследование GOPA С показало, что избиратели склон­ны оставаться на сайте кампании в среднем 8 минут 32 секунды, и большая часть этого времени тратится на посещение страниц, ко­торые могли бы помочь им решить, за кого голосовать, т.е. содер­жащие биографии кандидатов, их позиции по важным вопросам и статьи, сопоставляющие одного кандидата с другим.

Другое подтверждение потенциала Интернета принес опрос агентства «Веслин Уорлдвайд» {Wirthlin Worldwide), обнаруживший, что 11% избирателей, опрошенных на выборах 1996 г., получили информацию, которая помогла им решить, за кого голосовать, из Интернета или от таких служб, как «Америка Онлайн» или «Майк­рософт Нетворк» {MicroSoft Network).

Интернет как политическая сеть

Очевидно то, что 1998 г. стал временем, когда политики обрати- | ли внимание на Интернет, несмотря даже на то, что большое количество избирателей не заметили политические сайты. Опрос, про­веденный журналом Campaigns & Elections в конце июля — начале августа, показал, что 84% из 270 опрошенных команд уже имели веб-сайты в Интернете или планировали таковые открыть. Кампа­нии по выборам на уровне штата или в конгресс чаще присутство­вали в сети (71,7%), чем кампании по выборам в местные органы власти (55%). Почти 86% кампаний с бюджетом более 1 млн дол. имели сайт в сети к моменту проведения опроса.

Опрос также показал, что очень небольшое число кампаний действительно понимали и полноценно использовали потенциал сети. В то время как 97,1% всех исследованных сайтов давали биографическую информацию о кандидате и 89,9% — содержали статьи кандидата по важным проблемам кампании и заявления о его политических позициях, только 52,4% обеспечивали инте­рактивные коммуникации, которые позволяли кандидату и из­бирателям общаться с помощью «он-лайновых» опросов или дру­гих механизмов обратной связи. Только 4,1% имели чаты, где избиратели могли общаться с кандидатом в заранее установлен­ное время.

При обсуждении проблем развития сети Интернет-консультан­ты обычно выделяют три вида предоставляемых ею возможностей: сбор средств; привлечение добровольцев; коммуникации — как внутренние (между сотрудниками кампании), так и внешние (с убежденными сторонниками).

Во время своих избирательных кампаний и Боксер, и Буш попы­тались собирать деньги через «он-лайновые» переводы по кредит­ным карточкам. При этом избирательный штаб Боксер собрал более 25 тыс. дол. с помощью Интернет-форм для кредитных карт — капля в море по сравнению с общей стоимостью кампании, составившей примерно 13 млн дол. Команда Буша собрала около 10 тыс. дол.

Форма для пожертвований на кампанию, использованная шта­бом Боксер, была настолько изощренной, что давала возможность немедленно проверить номер кредитной карточки. «Я уверен, что у сбора средств он-лайн в 1998 г. только прорезывались зубы, — говорил Коннелл. — Я думаю, что мы увидим значительное раз­витие этого процесса в 2000 г. и позже. Люди должны привыкнуть к использованию кредитной карточки в он-лайновом режиме».

Вторая область часто упоминаемых преимуществ, предоставляе­мых сетью, — это возможность мобилизовать добровольцев через Интернет. Штабы Боксер и Буша нашли значительное количество добровольцев с помощью «он-лайновых» форм. Заполнившие их избиратели затем привлекались для работы на кампанию.

Коннелл назвал эту новую возможность по мобилизации добровольцев одним из самых важных факторов развития кампа­нии на ее начальной стадии, когда посещение сайта было низким, но интерес волонтеров достиг своего пика. Элбер также подчерки­вал, что, способность привлекать добровольцев была самым важ­ным достижением сайта кампании Боксер.

Исследование силами GOPAC20 республиканских кампаний тоже обнаружило, что Интернет превращает избирателей в доброволь­цев. GOPAС опросил более тысячи волонтеров в кампаниях 1998 г., чтобы понять, кто эти люди и как они использовали Интернет для добровольной работы. Девять из десяти Интернет-добровольцев ска­зали, что кампания их никаким образом не рекрутировала, а 55% добровольцев указали, что они никогда до этого не работали на выборах.

Одна из страниц сайта Боксер была посвящена вовлечению лю­дей в ее кампанию (рис. 10).

Надписи на странице сайта: Барбара Боксер. Калифорния продолжает идти вперед. Включайтесь в кампанию. • Пожертвуйте на кампанию. • Поработайте добровольцем. • Проведите домашнюю вечеринку. • Студенты за Боксер. • Все о Боксер • Пошлите письмо редактору газеты. • Пошлите информацию.

Предоставлено: Риком Элбером, кампания «Боксер в сенат».

Рис. 10. Боксер — в сенат. Страница сайта

Кампания Буша сделала так, что ее сторонникам стало легко и просто привлекать других людей. Все, что им нужно было сделать, — это заполнить несколько строчек, и кампания Буша автоматически посылала иллюстрированное сообщение по электронной почте их друзьям (рис.11).

Третья возможность, предоставленная Интернетом, — это обес­печение внутренней и внешней коммуникации. «Это именно та об­ласть, где, как я думаю, Интернет обладает самым большим по­тенциалом для кампаний. Эта возможность использования сети для базовой координации деятельности кампании была мало востребо­вана в 1998 г.», — отмечал Коннелл.

И Буш, и Боксер поддерживали интерактивные сайты, поощ­ряя сторонников заполнять в «он-лайновом» режиме формы с ин­формацией о способах, которыми они могли помочь кампании (см. рис. 10, 11).

  Надпись на странице сайта: Джеб Буш — губернатор. Джеб-О-грамма. Добро пожаловать на новейшую часть сайта Джеба! Здесь вы можете поддержать Джеба, послав открытку другу, любимому человеку или тому, кто нуждается в маленьком стимуле, чтобы пойти на выборы 3 ноября! Спасибоза использование Джеб-О-граммы! 1. Выберите открытку. 2. Введите ваше имя и электронный адрес, имя и адрес получателя. 3. Введите краткое сообщение вашему другу. 4. Кликните кнопку «просмотр», когда закончите.  

Предоставлено: New Media Communications, Inc.

Рис. 11. Буша — в губернаторы. Веб-страница

Обе кампании распространяли значки и футболки среди сторон­ников через веб-сайты, стимулировали сторонников посылать ма­териалы кампании друзьям в сети и создавать формы, которые по­могали бы незарегистрированным избирателям стать законными из­бирателями.

И все-таки несмотря на успехи и неиспользованные резервы, Интернет еще далек от того, чтобы превратиться в одну из главных частей медиа-миксов кампаний. «Большинство кандидатов пока по-настоящему не понимают Интернет», — говорил Ноубл на семина­ре, финансировавшемся Американским университетским центром исследований института президентства и конгресса {American University' Center for Congressional and Presidential Studies). «Еще хуже, — добавил он, — что консультанты, особенно старшего возраста, тоже не понимают Интернет».

Джон Кац {Jon Katz), сотрудник Центра Первой поправки {First Amendment Center) в своем выступлении на Форуме Свободы {Freedom Forum) назвал Интернет «несомненно, самым политическим» из всех СМИ и отметил, что «своей мгновенной, недорогой и интен­сивной коммуникативной инфраструктурой сеть неизбежно преоб­разит политику, как только появится достаточно политиков, спо­собных понимать ее и использовать».

Коннелл и Элбер верят, что кампании должны учиться интегриро­вать мощь Интернета в свои структуры. «Необходимо использовать Интернет как часть медиа-микса, — заявил Коннелл. — Вы должны объединить его с остальной частью вашей организации. Вам нужно синхронизировать Интернет со всеми посланиями кампании. Для политической кампании совершенно необходимо пользоваться пре­имуществами Интернета, которые состоят в том, что это — средство быстрого реагирования, высоко интерактивное, дающее никогда прежде не существовавшую возможность прямо обратиться с "неотфильтрованными" (традиционными СМИ) посланиями и к голосу­ющей публике, и к медиа и получить на них ответ».

Наши рекомендации