Общее число пользователей Интернета, 1995—1998 гг
Дата опроса | Количество | % от | Источник данных |
взрослых пользо- | населения | ||
вателей Интерне- | США | ||
та, млн чел. | |||
1995 г. | 6,7 | Commerce Net/Nielsen | |
Июнь 1997 г. | 19,17 | IntelliQuest | |
Февраль 1998 г. | 23,0 | IntelliQuest | |
Октябрь 1998 г. | 27,8 | IntelliQuest | |
Август 1998 г. | 30,0 | Commerce Net/Nielsen |
Для кампаний, однако, важнее то, кто пользуется Интернетом. Опрос, проведенный среди пользователей Интернета в 1997 г. компанией Chilton Research Services, обнаружил, что 53% респондентов выборки относилось к возрастной группе от 18 до 34 лет, и 25% — к группе от 35 до 44 лет. Исследование Chilton также показало, что 78% пользователей Интернета имеют законченное или незаконченное высшее образование, а 53% респондентов заявили о доходах свыше 50 тыс. дол. в год.
Так как молодые люди склонны голосовать реже, чем люди более старшего возраста, Интернет явно представляет собой потен циально плодородную зону. Кроме того избиратели — пользователи Интернета, имеющие более высокие доходы и уровень образования, вероятно, будут более восприимчивы к содержательности материалов кампании, которую и может обеспечить Интернет.
Конечно, остается проблемой, как заманить этих избирателей на сайт кампании и удержать их там. Опрос, проведенный Доном Гоффом и Дэвидом Дулео из Американского Университета {American University), показал, что в избирательный цикл 1998 г. избирателям было сложно найти сайты конкретных кампаний и что большинство сайтов имело мало посетителей. «Сайты сенаторов имели посещаемость от 3000 до 6000 человек — это даже ниже предела ошибки измерения на выборах с маленьким отрывом между кандидатами, — писали они. — Сайты кандидатов в палату представителей посещались еще реже».
Посещаемость сайтов не была проблемой для кампаний Буша и Боксер. Кампания Буша развивалась от 50—60 тыс. посещений в неделю летом до 150 тыс. посещений в неделю за 20 дней до выборов. «За неделю до выборов эта цифра возросла примерно до 250 тыс. посещений в неделю, — указывал Коннелл. — За два дня до выборов, только в понедельник и вторник, сайт зафиксировал около полумиллиона посещений». Кампания Боксер по выборам в сенат от Калифорнии зарегистрировала 554814 посещений от 32668 сессий пользователей (частных лиц) в октябре 1998 г.
Оценка эффективности веб-сайтов остается проблемой. Поскольку статистика посещений компьютера показывает домен пользователя, команда Боксер смогла идентифицировать только 6269 из тех, кто посетил сайт в октябре, как жителей Калифорнии. И напротив, в статистике посещений зарегистрированы 10552 пользователя в этот же период из Вены — города штата Вирджиния. Эти пользователи не обязательно были жителями этого пригорода Вашингтона
(округ Колумбия) — общее число просто отражало поток, идущий от базирующейся в Вене компании «Америка Онлайн».
Два самых обнадеживающих примера статистики пользования Интернетом — это время, которое пользователи проводят на сайтах, и тип страниц, которые они посещают.
Статистика посещений кампании Боксер показала, что прежде чем перейти на другой сайт посетители проводили на сайте кампании в среднем 6 минут 45 секунд. Две самые посещаемые страницы, не считая входной, были посвящены проблемам кампании. Пользователи в среднем проводили 53 секунды на странице, разъясняющей позиции Боксер по этим проблемам, и 2 минуты 55 секунд на странице, где ее позиции сопоставлялись с позициями конкурента от Республиканской партии Мэтта Фонга {Matt Fong).
Республиканская организация GOPA С изучила статистику посещений двадцати сайтов, открытых кандидатами от Республиканской партии для предвыборных кампаний масштаба штата — таких, как выборы сенатора или губернатора, и пришла к сходным результатам. Исследование GOPA С показало, что избиратели склонны оставаться на сайте кампании в среднем 8 минут 32 секунды, и большая часть этого времени тратится на посещение страниц, которые могли бы помочь им решить, за кого голосовать, т.е. содержащие биографии кандидатов, их позиции по важным вопросам и статьи, сопоставляющие одного кандидата с другим.
Другое подтверждение потенциала Интернета принес опрос агентства «Веслин Уорлдвайд» {Wirthlin Worldwide), обнаруживший, что 11% избирателей, опрошенных на выборах 1996 г., получили информацию, которая помогла им решить, за кого голосовать, из Интернета или от таких служб, как «Америка Онлайн» или «Майкрософт Нетворк» {MicroSoft Network).
Интернет как политическая сеть
Очевидно то, что 1998 г. стал временем, когда политики обрати- | ли внимание на Интернет, несмотря даже на то, что большое количество избирателей не заметили политические сайты. Опрос, проведенный журналом Campaigns & Elections в конце июля — начале августа, показал, что 84% из 270 опрошенных команд уже имели веб-сайты в Интернете или планировали таковые открыть. Кампании по выборам на уровне штата или в конгресс чаще присутствовали в сети (71,7%), чем кампании по выборам в местные органы власти (55%). Почти 86% кампаний с бюджетом более 1 млн дол. имели сайт в сети к моменту проведения опроса.
Опрос также показал, что очень небольшое число кампаний действительно понимали и полноценно использовали потенциал сети. В то время как 97,1% всех исследованных сайтов давали биографическую информацию о кандидате и 89,9% — содержали статьи кандидата по важным проблемам кампании и заявления о его политических позициях, только 52,4% обеспечивали интерактивные коммуникации, которые позволяли кандидату и избирателям общаться с помощью «он-лайновых» опросов или других механизмов обратной связи. Только 4,1% имели чаты, где избиратели могли общаться с кандидатом в заранее установленное время.
При обсуждении проблем развития сети Интернет-консультанты обычно выделяют три вида предоставляемых ею возможностей: сбор средств; привлечение добровольцев; коммуникации — как внутренние (между сотрудниками кампании), так и внешние (с убежденными сторонниками).
Во время своих избирательных кампаний и Боксер, и Буш попытались собирать деньги через «он-лайновые» переводы по кредитным карточкам. При этом избирательный штаб Боксер собрал более 25 тыс. дол. с помощью Интернет-форм для кредитных карт — капля в море по сравнению с общей стоимостью кампании, составившей примерно 13 млн дол. Команда Буша собрала около 10 тыс. дол.
Форма для пожертвований на кампанию, использованная штабом Боксер, была настолько изощренной, что давала возможность немедленно проверить номер кредитной карточки. «Я уверен, что у сбора средств он-лайн в 1998 г. только прорезывались зубы, — говорил Коннелл. — Я думаю, что мы увидим значительное развитие этого процесса в 2000 г. и позже. Люди должны привыкнуть к использованию кредитной карточки в он-лайновом режиме».
Вторая область часто упоминаемых преимуществ, предоставляемых сетью, — это возможность мобилизовать добровольцев через Интернет. Штабы Боксер и Буша нашли значительное количество добровольцев с помощью «он-лайновых» форм. Заполнившие их избиратели затем привлекались для работы на кампанию.
Коннелл назвал эту новую возможность по мобилизации добровольцев одним из самых важных факторов развития кампании на ее начальной стадии, когда посещение сайта было низким, но интерес волонтеров достиг своего пика. Элбер также подчеркивал, что, способность привлекать добровольцев была самым важным достижением сайта кампании Боксер.
Исследование силами GOPAC20 республиканских кампаний тоже обнаружило, что Интернет превращает избирателей в добровольцев. GOPAС опросил более тысячи волонтеров в кампаниях 1998 г., чтобы понять, кто эти люди и как они использовали Интернет для добровольной работы. Девять из десяти Интернет-добровольцев сказали, что кампания их никаким образом не рекрутировала, а 55% добровольцев указали, что они никогда до этого не работали на выборах.
Одна из страниц сайта Боксер была посвящена вовлечению людей в ее кампанию (рис. 10).
Надписи на странице сайта: Барбара Боксер. Калифорния продолжает идти вперед. Включайтесь в кампанию. • Пожертвуйте на кампанию. • Поработайте добровольцем. • Проведите домашнюю вечеринку. • Студенты за Боксер. • Все о Боксер • Пошлите письмо редактору газеты. • Пошлите информацию. |
Предоставлено: Риком Элбером, кампания «Боксер в сенат».
Рис. 10. Боксер — в сенат. Страница сайта
Кампания Буша сделала так, что ее сторонникам стало легко и просто привлекать других людей. Все, что им нужно было сделать, — это заполнить несколько строчек, и кампания Буша автоматически посылала иллюстрированное сообщение по электронной почте их друзьям (рис.11).
Третья возможность, предоставленная Интернетом, — это обеспечение внутренней и внешней коммуникации. «Это именно та область, где, как я думаю, Интернет обладает самым большим потенциалом для кампаний. Эта возможность использования сети для базовой координации деятельности кампании была мало востребована в 1998 г.», — отмечал Коннелл.
И Буш, и Боксер поддерживали интерактивные сайты, поощряя сторонников заполнять в «он-лайновом» режиме формы с информацией о способах, которыми они могли помочь кампании (см. рис. 10, 11).
Надпись на странице сайта: Джеб Буш — губернатор. Джеб-О-грамма. Добро пожаловать на новейшую часть сайта Джеба! Здесь вы можете поддержать Джеба, послав открытку другу, любимому человеку или тому, кто нуждается в маленьком стимуле, чтобы пойти на выборы 3 ноября! Спасибоза использование Джеб-О-граммы! 1. Выберите открытку. 2. Введите ваше имя и электронный адрес, имя и адрес получателя. 3. Введите краткое сообщение вашему другу. 4. Кликните кнопку «просмотр», когда закончите. |
Предоставлено: New Media Communications, Inc.
Рис. 11. Буша — в губернаторы. Веб-страница
Обе кампании распространяли значки и футболки среди сторонников через веб-сайты, стимулировали сторонников посылать материалы кампании друзьям в сети и создавать формы, которые помогали бы незарегистрированным избирателям стать законными избирателями.
И все-таки несмотря на успехи и неиспользованные резервы, Интернет еще далек от того, чтобы превратиться в одну из главных частей медиа-миксов кампаний. «Большинство кандидатов пока по-настоящему не понимают Интернет», — говорил Ноубл на семинаре, финансировавшемся Американским университетским центром исследований института президентства и конгресса {American University' Center for Congressional and Presidential Studies). «Еще хуже, — добавил он, — что консультанты, особенно старшего возраста, тоже не понимают Интернет».
Джон Кац {Jon Katz), сотрудник Центра Первой поправки {First Amendment Center) в своем выступлении на Форуме Свободы {Freedom Forum) назвал Интернет «несомненно, самым политическим» из всех СМИ и отметил, что «своей мгновенной, недорогой и интенсивной коммуникативной инфраструктурой сеть неизбежно преобразит политику, как только появится достаточно политиков, способных понимать ее и использовать».
Коннелл и Элбер верят, что кампании должны учиться интегрировать мощь Интернета в свои структуры. «Необходимо использовать Интернет как часть медиа-микса, — заявил Коннелл. — Вы должны объединить его с остальной частью вашей организации. Вам нужно синхронизировать Интернет со всеми посланиями кампании. Для политической кампании совершенно необходимо пользоваться преимуществами Интернета, которые состоят в том, что это — средство быстрого реагирования, высоко интерактивное, дающее никогда прежде не существовавшую возможность прямо обратиться с "неотфильтрованными" (традиционными СМИ) посланиями и к голосующей публике, и к медиа и получить на них ответ».