Структура и функции политической власти
Структура власти - это те компоненты, без которых она не состоится. Таковыми являются её субъект, объект, источники и ресурсы.
Власть может осуществиться только посредством взаимодействия субъекта власти и ее объекта. Субъект выражает свою волю по отношению к объекту через приказ (распоряжение, команду), сопровождающийся угрозой санкции в случае его невыполнения. Источником власти субъекта (властное первоначало) может выступать его сила, красота, богатство, авторитет, закон, традиция, санкции. Специфическим источником власти выступают знания, например, жрецы в Древнем Египте использовали знания о солнечных затмениях для укрепления своей власти. В современном обществе резко возросла роль экспертов, носителей уникальных знаний в каких-либо сферах жизни, что привело к появлению такой разновидности власти, как экспертократия и др.
Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер: её первичный уровень представлен индивидами, вторичный - политическими организациями, субъекты более высокого уровня - политическими элитами и лидерами. Субъекты власти выделяются и по другим критериям. Это могут быть субъекты социального уровня: индивиды (лидеры, активисты), классы, этносы, мафия, толпа (в условиях кризиса и отсутствия организованной политической силы может установиться охлократия, т.е. власть толпы), корпоративные группы (определенные финансовые и промышленные бизнес-элиты) и др. Институциональные субъекты: партии, органы государственной власти, общественные организации и др. Власть представлена и такими суперинститутами, как государство-нация, ООН, НАТО. Функциональные субъекты: армия (выступая частью государства, нередко сама берет власть в свои руки, устанавливая военный режим правления), органы разведки, оппозиция, бюрократия. Бюрократию можно относить и к социальному уровню. Бюрократия - это социальная группа, призванная сделать процесс управления эффективным (функциональный аспект). Но она часто использует знание механизмов управления и предоставленные ей полномочия в собственных интересах и способна концентрировать власть в своих руках.
Субъекты власти могут быть рассмотрены и через призму их публичности, открытости для общества.
С этой позиции можно выделить:
- открытую власть - непосредственные участники осуществления политической власти (президенты, депутаты, лидеры оппозиции, парламентских фракций и др.);
- полускрытую власть, под которой подразумевают группы давления, использующие различные каналы влияния - от законных (СМИ, демонстрации) до незаконных (подкуп, шантаж) - на официальную власть. В этой связи употребляется понятие «лоббизм», которым обозначают давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений;
- теневая власть, к которой относят, например, органы национальной безопасности, использующие свое знание о положении в стране для манипулирования политическими лидерами; криминальные структуры, если они имеют рычаги давления на власть; тайные подрывные организации, выступающие против существующей государственной власти и др.
Власти не может быть без подчинения объекта. Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточённого сопротивления до добровольного принятия власти. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: средств (ресурсов) воздействия, которыми располагает субъект и от мотивации подчинения: любовь, страх за свою безопасность, привычка к повиновению, апатия, убеждение в необходимости подчинения или заинтересованность в повиновении, чувство долга. Но наряду с авторитетом, харизмой, правом, традицией, привычкой к повиновению, власть может вытекать из богатства, знания, из силы, из страха человека за свою безопасность. Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, т.к. предполагает добровольное выполнение распоряжений, что делает излишним применение негативных санкции. Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет субъекта власти. Наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает стремление объекта «уйти» из поля власти.
Ресурсы власти представляют собой всё то, что может быть использовано для влияния на других, что повышает потенциал и силу воздействия субъекта власти. Существуют открытые и скрытые типы воздействия. В первом случае используются такие ресурсы как силовое принуждение, право, стимулирование, распределение социальных статусов. Эти ресурсы можно использовать в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. Скрытое влияние предполагает использование методов убеждения, т.е. рациональных аргументов, или внушения. В зависимости от того, какие ресурсы используются, говорят о трех способах властвования - принуждении, убеждении и стимулировании (создание стимулов, в качестве которых выступают материальные и другие социальные блага).
Существуют и другие классификации ресурсов. Например, для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности —на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые). Экономические ресурсы —это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы —способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.
Культурно-информационные ресурсы —знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Элвин Тоффлер, в конце XXв. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах «знания, в силу своих преимуществ -бесконечности, общедоступности, демократичности, -подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти». В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.
Принудительные (силовые) ресурсы -это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества -высших ценностей.
Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.
Специфическим ресурсом власти является сам человек -демографические ресурсы. Люди -это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек -создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д.Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений -будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек-не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.
Ресурсы политической власти определяют и эффективность её функций, к которым относят:
1) обеспечение господства определенных социальных групп в обществе;
2) управление общественной жизнью, поддержание общественного порядка;
3)мобилизация населения для достижения поставленных целей (мобилизация - побуждение людей действовать определенным образом, вовлечение населения в политический процесс);
4) разрешение конфликтов, поддержание единства и целостности общества.
Функциональный аспект политической власти проявляется в ее способности выступать фактором как интеграции, так и дезинтеграции общества.
Обоюдоострым инструментом являются и рассмотренные нами ресурсы власти: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном, волюнтаристском подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.
Легитимность власти
Одним из наиболее важных интегральных характеристик власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих задач и функций. Практически это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.
Критериями эффективности власти являются:
достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;
рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;
организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.
Эффективность власти во многом зависит от её легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание.
Каким образом власть приобретает легитимность?
Немецкий политолог и социолог М. Вебер выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.
Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.
Харизматическая легитимность (с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.
Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.
Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность индивидов в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурную легитимность, вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональную легитимность имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть и др. Французский политолог Ж. Л. Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.
В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно дополнять друг друга. Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительными источниками легитимности власти экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, стремятся заручиться легитимностью. Так, тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическая легитимность.