Семинар 1 История политических учений
Семинар 2
Структура политической системы
§ Политическая система имеет собственную структуру, которую можно представить в виде следующих подсистем (элементов):
§ институциональная подсистема, состоящая из различных государственных и общественно-политических институтов и неполитических организаций, СМИ (применительно к этой подсистеме ряд исследователей использует понятие "политическая организация общества");
§ коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и принципы взаимодействия, складывающиеся как внутри политической системы, так и между ее подсистемами. Отношения по форме могут выступать как принуждение, конфликт, нейтрализация, изоляция или сотрудничество;
§ нормативная подсистема, выступающая как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, нормативные акты, исторические и национальные традиции и обычаи, мораль);
§ культурно-идеологическая подсистема, включающая в себя совокупность политических взглядов, теорий и концепций, политическую и правовую культуру. Политическая культура оказывает огромное влияние на функционирование политической системы. На ее основе формируются политические взгляды и убеждения личности, от которых зависит участие человека в политической жизни. Политическая культура, с одной стороны, определяет устойчивость и жизнеспособность любой политической системы, с другой - придает своеобразие политическим системам, делая нормативно одинаковые формы политического устройства многовариантными;
§ функциональная подсистема объединяет способы реализации власти, которые определяют характер взаимоотношений власти и гражданского общества, способы поддержания его единства и целостности.
Ведущая роль в политической системе общества принадлежит институциональной подсистеме, которая обеспечивает ее целостность и стабильность, формирует нормативно-правовую базу и другие средства воздействия на общество. Если политические системы прошлого были представлены минимальным количеством институтов (большая часть функций была сосредоточена в руках монарха), то современная политическая система отличается более сложной структурной дифференциацией, т.е. выделением разных структур (институтов) по функциональному признаку.
Составляющие эту подсистему институты и организации условно подразделяются на следующие группы (Аним. 8).
§ 1. Собственно политические:
§ государство - фундаментальный элемент политической системы;
§ политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер, причем сюда включаются и оппозиционные партии и организации.
Государство и партии имеют непосредственную связь с политикой, а политические цели и осуществление власти являются непосредственной причиной их появления и функционирования. С партиями также связаны функции выявления интересов различных групп общества и преобразование их в конкретные программы действий.
2. Несобственно политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринима-тельские союзы, экологические движения, СМИ и др. Хотя политика не является прямой целью их создания, они выступают как группы давления на государственную власть и оказывают существенное влияние на избирательные кампании. Несмотря на то, что в большинстве современных стран светская и духовная власть разделены, активную политическую роль в обществе может выполнять церковь. В условиях теократии она превращается в центральный элемент политической системы.
3. Неполитические организации представлены обществами различного любительского типа (культурные, спортивные и др.). Незначительный политический оттенок в своей деятельности они приобретают как объекты воздействия со стороны государства и иных политических организаций, так и в силу своей способности оказывать давление на власть.
Политическая система России
Политическая система современного российского общества представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны.
В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Демократичность российского государства проявляется в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства.
В российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, главой региональной и местной администрации.1
Политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. Она так же как и другие системы имеет сходную структуру в виде государственных, партийных и общественных организаций, выполняет ряд функций политической системы. Но все же в практическом плане, с точки зрения проявления сущности современной политической системы ее содержания и назначения, а так же в других проявлениях политическая система современной России значительно отличается , как от политических систем других стран, так и от политической системы СССР и РСФСР.
Особенности данной политической системы, равно как и особенности других политических систем, обусловливаются теми конкретными экономическими, политическими, социальными и иными объективными и субъективными жизненными обстоятельствами, при которых эта система возникает, укрепляется и развивается.
Сравнивая политическую систему современного российского общества с политической системой СССР и РСФСР, можно выделить следующие ее особенности.
Во-первых, современная политическая система России имеет переходный характер политической системы и самого общества от одного типа, социалистического, к другому – капиталистическому. В отечественной и зарубежной литературе не прекращаются споры относительно того, от какого типа или вида общества, государства и политической системы к какому их типу или виду развивается Россия. В данный момент мы можем сказать что факт состояния переходности от централизованного управления государства и общества к децентрализованному управлению государства и общества или же от плановой экономики к рыночной является отличительной чертой политической системы современной России.
Во-вторых, согласно Конституции Российской Федерации высшей ценностью существующего на данный момент в России общества, государства и политической системы прав и свобод граждан, является их достоинства и благополучие.
Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание и соблюдение прав человека и его свобод является прямой обязанностью государства. Данное положение в Конституции является одним из главных.
Данное Конституционное положение не всегда соблюдается, так как в обществе значительная часть населения остается безработной, борется с повседневной нуждой, и данное положение не всегда реализуется и им от части принебригают.
Однако данное положение Конституции , тем не менее, имеет определенное морально-политическое значение как свидетельство благого намерения государства, общества, политической системы.
В-третьих, отказ от доминирования в политической системе современного российского общества одной официальной, партийно-государственной идеологии и установление принципа множества идеологий.
В статье 13 Конституции Российской Федерации в связи с этим говорится, что в Российской Федерации «признается идеологическое многообразие», что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» идеологии.1
В-четвертых, опора политической системы современного российского общества на многоукладную экономическую систему, проявляющуюся вовне в различных формах собственности.
Согласно Конституции Российской Федерации,в стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Конституция Российской Федерации закрепляет также, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В политической системе современного Российского общества, политические парии, играют одну из самых важных ролей, партии со временем становятся системообразующим элементом демократической системы.
Партии реализуют свои цели, охватывая своей деятельностью многие сферы общественной жизни, они стимулируют участие граждан в политической жизни общества, оказывают влияние на формирование общественного мнения, развивают в гражданах культуру и помогают им развариваться, они выявляют и обобщают интересы больших социальных групп, обеспечивают связь между обществом и государством, участвуют в выборе органов власти, а так же оказывают им всяческую поддержку ,участвуют в деятельности выборных органов власти, правительства, администрации, готовят и выдвигают кадры для государственных и общественных организаций; оказывают существенное влияние на формирование общественного мнения, на позицию граждан, становятся своеобразными катализаторами социальных процессов, деятельности властных политических структур.
Развивается многопартийность в политической системе. Переход от однопартийной к многопартийной системе потребовал создания соответствующей правовой базы, позволяющей гражданам в законном порядке реализовать свое право на объединение, защищать интересы людей через участие их в общественных организациях и движениях.
Следует отметить, что процесс формирования многопартийной системы в России является одним из сложных процессов и формируется достаточно тяжело.
При отсутствии сложившейся партийной системы российская политическая жизнь приобретает персонифицированный характер, общество в основном ориентируется на авторитет и популярность отдельных партийных лидеров; очевиден разрыв между политизированноми столицами, крупными городами и периферией. Политические партии в регионах остаются пока маловлиятельными.
На данный момент для формирования реальной многопартийности демократического типа необходимы дальнейшее развитие гласности, наличия различных точек зрения, свободы средств коммуникации, укрепление основ демократического государства и институтов гражданского общества, выступающего гарантом свободы объединения граждан в политические ассоциации, которые выражают и отстаивают их политические, профессиональные, национальные и иные интересы.
Наряду с названными особенностями политической системы современного российского общества существуют и другие ее особенности. 1
Конкретное свое проявление они находят в сущности политической системы, в ее содержании, месте и роли политической системы общества в социально-политической жизни страны, в ее назначении.
В современной политической системе:
1.)В целом повысилась оперативность рассмотрения законодательных инициатив.
2.)Усиление социальной направленности бюджетных расходов.
3.)Увеличение финансирования сельского хозяйства, здравоохранения и спорта, а так же ряда других направлений.
4.)Повышение минимального размера оплаты труда.
5.) Реальные - за вычетом инфляции, роста цен - располагаемые доходы населения увеличились, пенсии выросли примерно на 5%, зарплата, по разным подсчетам, - от 10 до 12,5%. Сократилось количество безработных.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Россия является демократическим, федеративным, светским, правовым, социальным государством с республиканской формой правления. Соответственно и политическая система с конституционной точки зрения относится к разряду демократических. 1
Вместе с тем на практике в современных условиях политическая система страны переживает переходный процесс трансформации из авторитарной в демократическую. Аналогичным образом обстоит дело и с основным институтом политической системы - государством.
В Конституции Российской Федерации в одной из статей закреплено положение о том, что Россия является демократическое федеративное государство с республиканской формой правления из этого следует что политический режим страны должен рассматриваться, как демократический.
Такие политические процессы, как переход президентских полномочий в руки преемника, превращение бывшего Президента РФ в Премьер-министра РФ, вызвал немалые споры среди народных масс. Однако быстро выявилась несостоятельность рассуждений о возможности эволюции формы правления в сторону парламентской или парламентско-президентской системы.
Один человек не может управлять всем объемом сложнейших материй государственной практики.
В современных развитых демократических системах эта задача решается посредством, с одной стороны, разделения властей, с другой - применением принципа разделения полномочий, при котором «наверх» передаются только те из них, с которыми не может справиться нижестоящая инстанция.
В современной российской политической системе этот вопрос решается иначе. Фактическим центром выработки решений при при Путине стал орган - Администрация Президента РФ, которая в Конституции Российской Федерации упомянута в статье 83, как, по сути, чисто технический орган, обеспечивающий работу Президента Российской Федерации. И это не случайно: политическая роль, отдельные, частичные политические функции, в том объеме, в котором они не посягают на решающую роль Президента Российской Федерации, все больше сосредотачиваются в руках высшей бюрократии .1
Функции федеральных представительных органов ограничиваются обсуждением, внесением мелких поправок и штампованием решений, принятых в кругах исполнительной власти. На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что политическая система современной России представляет собой совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них государственных органов и организаций, олицетворяющих собой государство, политических партий и общественных объединений, участвующих в политической жизни страны. Политическая система современной России мало чем отличается от политических систем других стран. Она так же как и другие системы имеет сходную структуру в виде государственных, партийных и общественных организаций, выполняет ряд функций политической системы.
Семинар 3
Политическая социализация
Личность – квалификация индивида, освоившего социальные функции, осознавшего свою самотождественность и неповторимость как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества и субъекта мира политики.
Политическая психология
I. Включение человека в мир политики предполагает усвоение и поддержание им ее норм, образов и стандартов поведения, традиций. Процесс усвоения человеком требований статусного поведения, культурных ценностей и ориентиров, который ведет к формированию у него свойств и умений, позволяющих адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять в ней определенные роли и функции, называется политической социализацией. Термин “политическая социализация” был введен в политическую науку в 1959 г. американским политологом Г. Хайменоми в дальнейшем получил широкое распространение.
Одним из первых подходов к объяснению процесса социализации личности явился принцип подражания, развитый Габриэлем Тардом (1843-1904). Многофункциональный подход к проблемам социализации продемонстрировал Т. Парсонс в своей работе “Социальные системы”. Классическая теория политической социализации, разработанная чикагскими учеными под руководством Дэвида Истона, трактовала ее как процесс обучения человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере политики. Большинство поддерживавших эту теорию американских ученых (Лоуренс Коэн(род. 1923), Толкотт Парсонс) акцентировали внимание на взаимодействии человека с политической системой и ее институтами, рассматривая его как процесс ролевой тренировки человека; К. Луман и А. Геленинтерпретируют политическую социализацию как аккультурацию, то есть освоение человеком новых для себя ценностей. Ученые, работающие в русле психоанализа (Эрих Фромм[1900-1980]) главное внимание уделяют исследованию бессознательных мотивов политической деятельности, понимая политическую социализацию как скрытый процесс политизации человеческих чувств и представлений. Но все они согласны в том, что отсутствие свойств, приобретаемых человеком в процессе социализации, не только затрудняет, но нередко и лишает его возможности адаптироваться в политической сфере общества и использовать ее механизмы для защиты своих интересов.
В политологической литературе зафиксированы узкое и широкоепонимание политической социализации. В первом случае это сознательное и целенаправленное освоение политических ценностей, убеждений, навыков и т.п. Во втором – это вся система политического обучения – формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного, - на всех этапах жизненного цикла человека. Такая система включает в себя не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей. Значение политической социализации определяется тем, что она предстает существенным компонентом общей социализации индивида и главным фактором, определяющим политическое поведение человека.
II.Процесс освоения человеком политических ценностей является непрерывным и может быть ограничен только продолжительностью его жизни. Это двуединый процесс: во-первых, освоения личностью разного рода требований политической среды, во-вторых, демонстрирует избирательность такого освоения, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения и влияния на власть. Постоянными спутниками человека, в значительной мере предопределяющими его возможности по усвоению и эффективному воплощению политических стандартов, являются агенты социализации. К ним относятся семья, система образования, общественные и политические институты, церковь, СМИ, отдельные политические события (революции, репрессии, голод и т.д.). Все они конкурируют друг с другом в стремлении воздействовать на человека, в связи с чем возникает ситуация состязательных потоков социализации.
Главными соревнующимися агентами социализации предстают государство и общество, по-разному влияющие на характер социализации. Государство ориентируется прежде всего на распространение среди граждан образцов конформистского поведения, в то время как общество заинтересовано в воспитании критического отношения граждан к государству, его интенциям и возможностям подчинять себе людей. Конкурентный характер усвоения различных ценностей и стандартов политической жизни предопределяет формирование различных типов политической социализации человека:
- гармонический тип преобладает в англосаксонских странах и отражает нормальное c точки зрения психологии взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку, государству, осознание им своих гражданских обязанностей. Диалог индивида и власти происходит в условиях зрелых демократических традиций, когда и власть, и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям;
- гегемонистский тип представлен человеком, негативно относящимся ко всем социальным и политическим нормам, кроме тех, которые доминируют в “своей” группе. Такая модель социализации предполагает включение в политику новых поколений исключительно на основе ценностей какого-либо класса, религии, политической идеологии;
- плюралистический тип преобладает в Западной Европе, он ведет к формированию личности, которая признает правомочность других ориентироваться на предпочтительные именно для них идеи и свободы, сохранять способность менять свои политические пристрастия и осваивать новые ценностные ориентиры.
- конфликтный тип свойственен в первую очередь слаборазвитым странам, где нищета большинства населения, многообразие клановых, племенных, родовых ценностей затрудняют достижение согласия между властью и носителями разных ценностей, предполагает формирование человека, усматривающего цель своего политического участия в лояльности своей группе и поддержке ее борьбы с политическими противниками.
III.Для человека характерны два этапа его политической социализации: первичный и вторичный. Первичная политическая социализация начинается с 3-5 лет и формирует у человека избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни. Д. Истон и И. Денис различают четыре аспекта первичной политической социализации:
- непосредственное восприятие ребенком политической жизни. Информацию о ней он черпает в оценках родителей, в их политических реакциях и чувствах;
- “персонализация” политики, в ходе которой узнавание тех или иных принадлежащих к сфере власти фигур становится для него синомимом контактов с политической системой;
- “идеализация” этих политических образов, то есть образование на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;
- “институционализация” обретенных в процессе социализации свойств, свидетельствующая об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному видению политики.
В целом особенность первичного этапа политической социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому крайне важно, чтобы на данном этапе всякая политическая информация была неразрывно связана с авторитетом старших, родителей и/или учителей и ни в коем случае не содержала жестко идеологизированных образов и понятий.
Вторичная политическая социализация характеризует такой этап деятельности человека, когда он, освоив приемы переработки информации и осуществления тех или иных ролей, способен противостоять групповому давлению и в индивидуальном порядке пересматривать идеологические позиции. Главную роль здесь играет обратная социализация, отражающая влияние самого человека на отбор и усвоение знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В целом же следует признать, что человек не способен самостоятельно сформировать все условия своего политического участия и потому, как заметил Фридрих фон Хайек (1899-1988), он приспосабливается даже к тем переменам и сторонам жизни, смысл которых не понимает.
Механизм политической социализации функционирует на трех уровнях. Первый из них – социальный. Политизация людей осуществляется под давлением проблем, с которыми сталкивается все общество. Второй уровень – социально-психологический. Человек политически социализируется не только в составе больших групп (семья, класс, студенческая группа, трудовой коллектив), но и в результате межличностного общения, благодаря которому во многом и происходит его политическая самоидентификация. Третий уровень – внутриличностный, на котором политическая социализация соотносится с индивидуальными интересами человека, его потребностями, мотивами, установками и ценностными ориентациями, играющими определяющую роль в формировании политического сознания человека.
IV. Особенности политической социализации в современной Россииобусловленысменой политической и экономической систем общества, что создало серьезные проблемы передачи политического опыта, сохранения преемственности политических институтов, норм и ценностей. При множестве бытующих идеологий в стране возник особого рода идеологический вакуум. Обнищание значительной части населения, ослабление законностии правопорядка, рост преступности, произвол и коррупция чиновников в значительной степени подрывают доверие граждан к существующим политическим институтам и лидерам. Семьякак социальный институт также переживает нелегкие времена. Среди представителей среднего и старшего поколений преобладают прежние ценностно-политические ориентации, стереотипы политического мышления и поведения, что неизбежно вступает в противоречие со многими устремлениями и установками подрастающего поколения, которые быстрее, лучше и полнее адаптируется к новым социально-политическим условиям.
Вместе с тем проблемными остаются многие из агентов социализации, играющие в этом процессе ведущие роли. Речь идет о школе, воздействие которой во многих случаях не только отличается от домашнего воспитания, но и нейтрализует, ослабляет его. Снизилась социализирующая роль армии для юношей призывного возраста, многие из которых делают все возможное, чтобы не попасть на военную службу. Многонациональный характер Российской Федерации ставит остро вопрос о необходимости воспитании толерантного и солидаристского межнационального общения в стране. Актуален и вопрос об участии СМИ, церкви,школы, учреждений высшего образования, государственных органов и организаций вресоциализации россиян. Этот процесс “предполагает не просто освоение новых социальных ниш, а переучивание тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составляло фундамент данной личности” (Е. Шестопал).
V. Политическаясоциализация является одним из важнейших факторов определения политического поведения – существенной составляющей жизни каждого человека. Политическое поведение – это любая форма действий человека, начиная от активного участия в политике и кончая нежеланием о ней ни думать, ни говорить. В своем политическом поведении человек может реализовать, по меньшей мере, три возможности: во-первых, политическим поведением он выражает и защищает свои интересы; во-вторых, он может протестовать против той или иной политической системы, которая его не устраивает; в-третьих, его политическое поведение может быть направлено на защиту существующего строя, своей партии. Он по-разному участвует в политике. Существуют следующие формы этого участия:
а) реакция на события, происходящие в политической жизни, которая основана на оценке человеком политических ситуаций, что является простейшей формой политического поведения;
б) участие в выборах в представительные органы власти требует от человека проявления сознательной политической активности;
в) участие в референдумах и плебисцитах связано с непосредственным принятием политических решений, когда человек также вынужден демонстрировать свои убеждения и политическую позицию;
г) участие в митингах, манифестациях, пропагандистских акциях, пикетах, бойкотах, кампаниях гражданского неповиновения как формах прямого действия человека по защите своих интересов или в пользу определенного политического решения;
д) членство в партиях и движениях – это форма политического поведения, позволяющая такого человека считать “политиком по совместительству” (М. Вебер);
ж) профессиональная политическая деятельность – это деятельность в государственных органах, в руководящих партийных структурах. В таком случае можно говорить не о политическом поведении, а об определенном образе жизни, где политика занимает главное место.
Принципиальным вопросом характеристики политического поведения, по мнению большинства политологов и юристов, является проблема допустимости политического насилия. Макс Вебер рассматривал государство как “отношение господства людей над людьми, опирающиеся на легитимное насилие как средство. Таким образом, чтобы оно (государство) существовало, люди, находящиеся под господством, должны подчиняться авторитету, на который претендуют те, кто теперь господствует”. Субъектом политического насилия могут выступать нации, классы, социальные слои и группы, обладающие определенной политической силой.
Все люди для того, чтобы выражать свои интересы посредством политического поведения, должны иметь хотя бы самые общие представления о политическом мире и механизмах его функционирования. Это необходимо еще по одной причине: мир политики в той или иной форме затрагивает каждого гражданина и общество в целом. Еще в 430 году до нашей эры древнегреческий государственный деятель Перикл (490-429 до н.э.)отмечал, что “судить о ней (политике) должны уметь все”.
Типы политической культуры
Типология политической культуры Габриеля Алмонда и Сиднея Вербы
Габриель Алмонд и Сидней Верба выделили три «чистых» типа политической культуры:
приходская, или парокиальная, для которой характерно отсутствие интереса людей к политике, знаний о политической системе и существенных ожиданий от ее функционирования;
подданническая (англ. subject), где сильна ориентация на политические институты, но невысок уровень индивидуальной активности граждан;
партиципаторная, или участническая (англ. participant), отражающая заинтересованность граждан в политическом участии и проявление ими соответствующей активности.
Соотношение установок различных типов политической культуры в авторитарных и демократических политических системах разной степени индустриализации.
Понятие гражданской политической культуры
Габриель Алмонд и Сидней Верба отмечали:
Гражданская культура – это смешанная политическая культура. В ее рамках многие граждане могут быть активными в политике, однако многие другие играют более пассивную роль подданных. Еще более важным является тот факт, что даже у тех, кто активно исполняет гражданскую роль, качества подданных и прихожан не полностью вытеснены. Роль участника просто добавляется к таким двум ролям. Это означает, что активный гражданин сохраняет свои традиционалистские, неполитические связи, равно как и свою более пассивную роль подданного.
Таким образом, в рамках гражданской культуры индивид не обязательно бывает рациональным, активным гражданином. Тип его активности - более смешанный и смягченный. Это позволяет индивиду совмещать определенную долю компетентности, включенности и активности с пассивностью и невключенностью. Более того, его взаимоотношения с правительством не являются чисто рациональными, Поскольку они включают в себя приверженность - как его, так и принимающих решения - тому, что мы назвали демократическим мифом о компетентности гражданина.
Доиндустриальный, тоталитарный, континентально-европейский и англо-американский типы политической культуры
Габриель Алмонд в зависимости от характера проявлений политических интересов и политического поведения выделил четыре типа политической культуры:
Доиндустриальный тип политической культуры характеризуется отсутствием ярко выраженных политических интересов, отсутствием стабильности политических институтов (прежде всего партий) и насильственными формами деятельности.
Тоталитарный тип политической культуры характеризуется политической апатией и конформизмом.
Континентально-европейская политическая культура характеризуется как механическое соединение элементов современной и доиндустриальной политической культуры, которое порождает у человека недоверие к традиционным политическим институтам и ориентацию на харизматического лидера.
Англо-американский тип политической культуры отличается плюрализмом ценностей, интересов, подходов и умением общества находить компромиссы в целях и средствах социального развития.
Семинар 4
Легитимность власти
Одним из наиболее важных интегральных характеристик власти является ее эффективность, т.е. степень выполнения властью своих задач и функций. Практически это означает гарантированное проведение в жизнь компетентных властных распоряжений с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки.
Критериями эффективности власти являются:
достаточность оснований власти и эффективное использование ее ресурсов;
рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
эффективный, действенный, своевременный контроль за выполнением распоряжений властных структур;
организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений;
наличие действенной системы санкций, применяемых к объекту власти в случае невыполнения им властного приказа;
эффективная система самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.
Эффективность власти во многом зависит от её легитимности (от лат. legitimus - законный). Это один из показателей эффективности политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно определить как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующему позитивному праву. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть противоречие. Не все законы могут оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны общества. В этом случае наблюдается процесс делегитимации власти. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам. Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание.
Каким образом власть приобре