СЕМИНАР №1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Семинары
СЕМИНАР №1. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
ПЛАН
1. Политика как объект изучения: предмет, структура, методы политологии.
2. Возникновение, становление и развитие политической науки.
3. Особенности формирования политической мысли в России.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ:
1. Политология как наука: парадигмы политического знания.
2. Политическая мысль Древней Греции и Рима.
3. Политико-правовые концепции Древней Индии и Китая.
4. Политическая доктрина макиавеллизма, её сущность и значение.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Акопов Г.Л. Политология: Учебн. пособие. РнаД.: Феникс, 2009. 349 с.
2. Василик М.А. Политология. Учебник.М.: Гардарика, 2009. 588 с.
3. Вся политика.Хрестоматия/Сост. В.Д.Нечаев, А.В. Филиппов. М.: Изд-во «Европа», 2006. 440 с.
4. Гаджиев К.С. Политология.Конспект лекций. М.: Изд-во Юрайт, 2010. 208 с.
5. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит. М.: МГУДТ, 2010. 269 с.
6. Мельвиль А.Ю., Алексеева Т.А. Политология. Учебник. М.: Проспект, 2010. 624 с.
7. Самыгин С.И. Политология для студентов вузов. РнаД.: Феникс, 2010. 170 с.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:
При изучении данной темы следует обратить внимание на «всеохватность» политики, её тесную взаимосвязь с множеством иных социально-гуманитарных наук. Необходимо уяснить, что истоки науки о политике (т.е. политологии) уходят своими корнями в глубокую древность, будучи связаны с систематизацией первых сведений об окружающем мире и свойствах политической реальности. В её формирование и развитие внесли вклад огромный вклад выдающиеся умы человечества (Аристотель, Платон, Цицерон, Конфуций, Каутилья, Н.Макиавелли, Ю.Крижанич, О.Конт, К.Маркс, М.Вебер, В.Парето, Г.Моска, Р.Михелс, Р.Даль, Э.Дюркгейм, Б.Кистяковский, И.Ильин, Е.Трубецкой, П.Сорокин, Б.Вышеславцев, Г.Алмонд и др.).
РАБОТА НАД ПОНЯТИЯМИ:
Важно понять происхождение и смысл самого термина «политология», установить взаимосвязь политической теории с практическо-прикладной сферой политической деятельности, а также проследить периодизацию истории развития политических учений: полезно попытаться выстроить собственную хронотопологию эволюции науки о политике как самостоятельной дисциплине с учетом как общемирового, так и отечественного опыта.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Каковы предмет и методы политологии?
2. Перечислите основные функции политологии.
3. На примере Индии и Китая раскройте сущность политических учений Древнего Востока.
4. Кем разрабатывались политические концепции в Древней Греции и Риме?
5. В чем заключалась специфика трансформации политической мысли в эпоху Возрождения?
6. Перечислите основные политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества.
7. В чем заключается историческая взаимосвязь и преемственность политических явлений?
Учебно-методическое обеспечение
Список основной литературы
1. Аболонин Е.С. Политология. Конспект лекций. М.:ПРИОР, 2010. 144 с.
2. Аверьянов В.В. Новая русская доктрина: Пора расправить крылья. М.: ЭКСМО, 2009. 288 с.
3. Акопов Г.Л. Политология: учеб.пособие. РнаД.:Фени кс, 2009. 349 с.
4. Богатуров А.Д. (Ред.) Современная мировая политика: прикладной анализ. Учеб. пособие. М.:Аспект-Пресс, 2010. 592 с.
5. Василик М.А. Политология. М.:Гардари ки, 2009. 588 с.
6. Гавров С.Н. Модернизация России: постимперский транзит. М.: МГУДТ, 2010. 269 с.
7. Гаджиев К.С. Политология. Конспект лекций. М.:Издател ьство Юрайт, 2010. 208 с.
8. Гаджиев К. С. Политология, 2-е изд. Учебник для вузов и ссузов. М.:Издательство "Юрайт", 2010. 505 с.
9. Голдгейер Дж., Макфол М. Цель и средства. Политика США в отношении России после "Холодной войны". М.:Международные отношения, 2009. 520 с.
10. Зеленков М.Ю. Политология (базовый курс). М.: Юридический институт МНИИТа, 2009. 302 с.
11. Зеленков М.Ю. Политология для юристов в таблицах и схемах. М.: Феникс, 2009. 592 с.
12. Ильин В.В. Мир GLOBO: Вариант России. Монография. М.:КДУ, 2009. 256 с.
13. Круглова Г.А. Политология. Учеб.пос. для вузов. Мн.:АСАР, 2009. 304 с.
14. Мартынов А.В. Россия перед выбором (альтернативы и системные трансформации). М.: СГУ, 2009. 272 с.
15. Манойло А.В. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. 2-е изд. М.:Гор.лин.-Телеком, 2009. 541 с.
16. Мельвиль А.Ю., Алексеева Т.А. Политология. Учебник. М.:ПРОСПЕК Т, 2010. 624 с.
Соловьев А.И. Политология, Политическ ая теория, Политическ ие технологии. М.:Аспект- Пресс, 2010. 575 с.
17. Мокшин В.К. Политология: Уч./Изд-2-е, перер. М.: Академический проект, 2010. 575 с.
18. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. М.:ПРОСПЕК Т, 2010. 640 с.
19. Самыгин С.И. Политология для студентов вузов.РнаД.:Фени кс, 2010. 170 с.
20. Сапунов В.И. Мировые информационные агентства: системное воздействие на аудиторию. Воронеж: из-дво ВГУ, 2007. 240 с.
21. Тавадов Г.Т. Политология: учебник. М.:Омега-Л, 2010. 371 с.
Текущий контроль
1.Фронтальный и индивидуальный устный опрос по вопросам семинарского занятия.
2.Коллегиальное обсуждение проблемных вопросов.
3.Учебно-ролевые игры по изучаемой проблематике.
4. Письменный тестовый контроль по программе курса:
1. Термин "политика" в научный оборот впервые ввёл:
а) Гегель;
б) Цицерон;
в) Аристотель;
г) Ленин;
Промежуточный контроль
Вопросы к зачету
1.Объект, предмет и метод политической науки.
2.Функции политологии.
3.Политическая жизнь и властные отношения.
4.Роль и место политики в жизни современных обществ.
5.Социальные функции политики.
6.История политических учений.
7.Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика.
8.Современные политологические школы.
9. Виды и типы государств.
10.Особенности становления новой государственности в России.
11.Институциональные аспекты политики.
12.Политическая власть.
13.Политическая система.
14.Политические государства Античности.
15.Политические партии.
16. Классификация партийных систем.
17.Политические отношения и процессы.
18.Политические конфликты и способы их разрешения.
19.Политическая культура.
20. Типологизация политических культур по Г.Алмонду.
21.Политическая модернизация.
22.Политические организации и движения.
23.Политические элиты.
24.Политическое лидерство.
25.Социокультурные аспекты политики.
26. Группы интересов в современном мире.
27.Особенности мирового политического процесса.
28.Государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
29.методология познания политической реальности.
30.Парадигмы политического знания.
31. Лоббизм: природа, сущность, проявления.
32.Политическая аналитика и прогностика.
33. Политическая культура: определение, структура, функции.
34.Типология политической культуры. Особенности политической культуры современной России.
35. Партийная система в США.
36.Понятие, виды и типы политических отношений.
37.Политический процесс: сущность и режимы протекания. Политический процесс в России.
38. Политическая система в России.
39. Политическая модернизация, ее виды и формы проявления.
40. Формы правления и территориального устройства государства.
Словарь Терминов
Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий) — уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы государственной власти.
Авторитарный режим — вид политического режима. Его отличает концентрация в руках одного человека или одного государственного органа практически всей государственной власти, что снижает роль других государственных учреждений, политических институтов, прежде всего представительных органов власти.
Агрегация интересов (от лат. aggreg — присоединяю) — согласование интересов различных групп с целью выработки единой политической позиции, единых требований.
Агрессия (от лат. aggressio — нападение) — образ действий, в основе которого лежит желание нанести ущерб противоположной стороне, характеризующийся применением силы или демонстрацией силы.
Активность политическая — одна из форм общественной активности, основной целью которой является выражение и защита индивидуальных и групповых интересов политическими средствами.
Актор политический (от англ. act — действие, поступок) — субъект, осуществляющий политическое действие.
Анархизм (от греч. anarchia — безвластие) — политическое учение, отрицающее позитивную роль государства, проповедующее освобождение личности от политической власти.
Аномия (от франц. anomie) — дезорганизация общества, вызванная тем, что значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам и правилам.
Аполитичность — пассивное, безразличное отношение к политике, уклонение от участия в политической жизни общества.
Артикуляция интересов — процесс выражения интересов социальными группами.
Безопасность национальная — обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан.
Бихевиоризм политический (от ант. behaviour — поведение) — совокупность теорий и методов, направленных на изучение индивидуального, поддающегося наблюдению поведения в политике; одно из направлений в современной политологии.
Блок политический — соглашение, объединение государств, политических партий, общественных организаций для достижения общих целей.
Бюрократия (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) чиновничество, государственные служащие, осуществляющие функции административного управления, делопроизводства в государственных учреждениях; 2) система управления, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой.
Верификация (от лат. verificatio — доказательство) — процесс установления истинности или ложности утверждений научной теории в ходе их эмпирической проверки.
Власть — социальное взаимодействие, отношение, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида или группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Важной особенностью властного взаимодействия является принуждение (или угроза принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. В обществе существуют различные виды властных отношений: власть в семье, в организации, в группе. Особыми видами власти являются власть политическая и власть государственная.
Власть государственная — один из видов власти в обществе, отличающийся тем, что в качестве субъекта Власти выступает государство в лице государственных органов, учреждений и государственных должностных лиц, а в качестве объекта власти — граждане (в республиках) или подданные (в монархиях), т.е. все население страны. Это свойство государственной власти определяется как публичность (от лат. publicus — общественный).
Власть политическая — особый вид властных отношений в обществе, отличающийся тем, что в его орбиту вовлекаются все члены общества. Политическая власть в современном обществе является крайне сложным образованием, включающим целый ряд институтов, организаций, которые выполняют специализированные задачи.
Геополитика — 1) сфера деятельности государств на мировой арене; 2) направление в политической науке, занимающееся изучением теоретических и практических проблем международных отношений, мировых политических процессов.
Глобальные проблемы современности — проблемы, от решения которых зависит выживание, будущее человечества: угроза ядерной войны, гонка вооружений, состояние окружающей среды, разрыв в уровнях развития различных регионов мира, демографический взрыв и др.
Государственно-территориальное устройство — способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами. В зависимости от того, как строятся отношения между центральными государственными органами и органами, осуществляющими управление в регионах, административно-территориальных единицах, выделяют две формы государственно-территориального устройства — унитарные и федеративные государства.
Государство — 1) политическая целостность, обладающая единой системой управления общественными делами, созданная национальной или многонациональной общностью, народом на определенной территории; 2) система институтов, органов, посредством которых в обществе осуществляется управление общественными делами.
Гражданское общество — сфера жизнедеятельности людей, свободная от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц, но вместе с тем организованная, внутренне упорядоченная и взаимодействующая с государством, сфера, где люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации.
Группы интересов в политике — объединения, организации, созданные для выражения и защиты интересов входящих в них людей.
Группы давления — объединения и организации, оказывающие давление на государство и его учреждения с целью принятия ими решений, отвечающих интересам соответствующих групп.
Девиантное поведение (от лат. deviatio — отклонение) — поступки и действия, которые не соответствуют принятым в обществе нормам поведения.
Делегирование властных полномочий — передача на время тех или иных властных полномочий не обладающим ими субъектам, властным органам.
Демократический режим — вид политического режима. Его отличает правовая защищенность личности, ограничение действий государственных должностных лиц рамками закона.
Демократия(от греч. demos — народ и kratos — власть) — народовластие, одна из форм политической самоорганизации общества. Основными признаками демократии являются: 1) суверенитет народа; 2) выборность основных государственных органов; 3) равноправие граждан, прежде всего равенство их политических прав, а также равенство всех граждан перед законом; 4) приоритетность прав человека над правами государства; 5) политический и идеологический плюрализм.
Диктатура (от лат. dictatura — неограниченная власть) — способ организации и осуществления власти в обществе, основанный на неограниченной власти одного правителя (диктатора) или группы.
Дискурс (от лат. discursus — рассуждение) — вид коммуникации, ориентированный на обсуждение, обоснование, согласование мнений.
Дифференциация политической власти — процесс усложнения отношений политической власти в обществе, проявляющийся в возникновении многообразных политических институтов, регулирующих различные сегменты отношений политической власти в обществе.
Идентификация политическая — процесс и результат отождествления индивидом себя с политической группой, политической организацией или партией.
Идеология политическая — система концептуально оформленных представлений, идей и взглядов на политическую жизнь, особый способ объяснения мира политики, в основе которого лежат ценности, позитивные ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.
Избирательная система — совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти и способ подсчета голосов. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональная, мажоритарная (абсолютного и относительного большинства) и смешанная.
Избирательная система Российской Федерации — совокупность норм, правил, регламентирующих порядок проведения выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, депутатов законодательных собраний и глав администрации субъектов Российской Федерации. Избирательная система Российской Федерации являлась смешанной. Выборы президента и большинства глав администрации субъектов Федерации проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства; выборы депутатов Государственной Думы — по смешанной системе, т.е. половина депутатов избирается по системе пропорционального представительства, а другая половина — по мажоритарной относительного большинства; выборы в законодательное собрание в большинстве регионов проводятся по мажоритарной системе относительного большинства.
Имидж политический (от англ. image — образ) — образ политика, политической организации, целенаправленно формируемый с помощью специальных приемов, технологий.
Импичмент (от англ. impeachment — подвержение сомнению) — установленный законом порядок привлечения к ответственное за за грубые нарушения закона высших государственных должностных лиц до завершения срока полученных ими в результате выборов полномочий.
Институт политический — устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института достигается за счет следующего: 1) норм, регламентирующих характер взаимодействия; 2) санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения; 3) привыкания людей к сложившемуся институциональному порядку.
Интерес национальный — концептуальное выражение сово купных потребностей общества на конкретном этапе его развития.
Истэблишмент (от англ. establishment—установление, учреждение) — властвующая элита, люди, занимающие высшие позиции в политической иерархии.
Коммуникация политическая (от лат. communicatio — сообщение, беседа) — процесс обмена политической информацией в обществе.
Консерватизм политический (от лат. conservatio — сохранение) — политическая деятельность, направленная на охрану и укрепление сложившихся форм политической организации общества.
Консультирование политическое (политический консалтинг) — профессиональная деятельность по оказанию помощи лицам, принимающим политические решения.
Контент-анализ (от англ. content — содержание) — техника исследования, используемая для систематического, количественного описания содержания текста.
Конфедерация — союз самостоятельных, суверенных государств, образованный на основе договора с целью совместного решения определенных проблем (организация совместной обороны, координация внешней политики, развитие общей системы коммуникаций).
Конфликт политический — особый вид взаимодействия людей и групп в политике, отличающийся острыми разногласиями, активными действиями противоборствующих сторон, стремящихся нанести ущерб друг другу. Возникает тогда, когда каждая из взаимодействующих сторон стремится к обладанию одними и теми же ресурсами, ценностями, политическими позициями, блокируя тем самым действия других участников взаимодействия.
Конформизм (от лат. con — с, вместе и forma — вид, форма) — согласие, приспособление к господствующим мнениям, общим настроениям, непротивление преобладающим тенденциям.
Культура политическая — система сложившихся в обществе норм политического поведения, коллективных представлений о политике, политических символов и значений, способов оценки и объяснения политических явлений.
Легитимность власти (от лат. legitimus — законный) — признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного. В отличие от легальности, означающей соответствие деятельности политических организаций, институтов действующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны.
Либерализм (от лат. liberalis — свободный) — 1) течение общественно-политической мысли, для которого характерна ориентация на ценности свободы личности, правового и политического равенства, частной собственности; 2) идейно-политическое, идеологическое движение, ставящее целью обеспечение свободы личности, ее политических и гражданских прав, равенства всех перед законом.
Лидер политический (от англ. leader — ведущий) — человек, способный влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей благодаря определенным личностным качествам, авторитету.
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары, коридор) — деятельность, осуществляемая по заказу определенных организаций или групп и заключающаяся в оказании давления на государственных должностных лиц с целью принятия ими выгодных для заказчиков решений.
Манипулирование в политике (от франц. — manipulation, происходящего от лат. — manus — рука) — особый способ воздействия на отдельных лиц и на массы в политике, предполагающий применение скрытых приемов воздействия на сознание и подсознание людей, их дезориентацию.
Менеджмент политический — особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной политической цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право «легитимного насилия».
Ментальность (от лат. mens — ум, образ мысли) — совокупность устойчивых представлений, установок, стереотипов группы, характеризующих особый способ группового мышления.
Метод в науке — совокупность средств и приемов, используемых для познания, для решения научной проблемы.
Мировой политический процесс — динамическая характеристика системы международных отношений, все многообразие действий, предпринимаемых государствами на международной арене.
Миф политический — особый способ объяснения политической реальности, политических событий, отличающийся тем, что люди пытаются объяснить происходящее исходя из своего личного, а потому неизбежно ограниченного, жизненного опыта, и поэтому представляющий собой причудливое сочетание реальности и вымысла.
Многопартийность — наличие в обществе нескольких политических партий, конкурирующих между собой в борьбе за влияние на массы, за вхождение в высшие государственные органы.
Модернизация политическая — изменение политической системы и политической культуры, характеризующееся формированием демократических политических институтов, становлением гражданской политической культуры, возрастанием участия широких слоев населения в политической жизни общества.
Монархия — форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству. Выделяют следующие виды монархий: 1) абсолютные, где вся власть концентрируется в руках монарха; 2) дуалистические, где существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом; 3) конституционные, или парламентарные, где статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти.
Отношения политические — устойчивые взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики. Достигается эта устойчивость за счет появления норм, регулирующих поведение взаимодействующих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определенные модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования. Политические отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по трем основаниям: 1) по виду взаимосвязанных субъектов (отношения между активистами партии, отношения между партиями, отношения между институтами, отношения между общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.); 2) по предмету отношения (по поводу чего сложилось отношение: отношения власти, отношения политического управления, отношения политического лидерства и т.п.); 3) по характеру отношения (отношения сотрудничества, конкурентные отношения, конфликтные отношения).
Парадигма политическая (от греч. paradeigma — пример, образец) — теория, научное направление, принятое научным сообществом в качестве образца решения научно-исследовательских задач.
Партийная система — совокупность политических партий, связанных устойчивыми отношениями друг с другом и с государством.
Партия политическая — устойчивая, формализованная организация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами и совпадающими интересами.
Политика — сфера жизнедеятельности людей, сложившаяся в обществе по мере возникновения, развития политических властных отношений, предназначенных для поддержания целостности общества, регуляции социальных взаимодействий.
Политическая наука (политология) — отрасль научного знания, объектом изучения которой является все многообразие политической жизни как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом.
Политическая система — упорядоченная целостность взаимосвязанных, взаимозависимых политических статусов и ролей, политических институтов и политических организаций общества. Упорядоченность связей и отношений, складывающихся между политическими институтами и организациями, достигается благодаря формированию в обществе политических норм, определяющих функциональное назначение политических институтов, устанавливающих поле их ответственности, взаимные права и обязанности.
Политическая социализация — процесс усвоения человеком правил политических институциональных отношений, норм и ценностей политической культуры, ведущий к формированию у него необходимых качеств для адаптации к политической системе и для выполнения различных видов политической деятельности.
Политическая элита (от франц. elite — лучшее, отборное) — группа в обществе, обладающая политическим влиянием, выполняющая функции политического управления.
Политические права — совокупность принципов, норм, обеспечивающих участие граждан в общественно-политической жизни, в управлении делами государства. К политическим правам относятся: 1) предоставляемые гражданам права на участие в управлении делами государства, а именно: избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдумах, обращаться в государственные органы, иметь равный доступ к государственной службе, к участию в отправлении правосудия; 2) права, обеспечивающие свободу выражения мнений. К ним относятся свобода мысли, слова, печати, других средств массовой информации, право искать информацию законным способом; 3) права, обеспечивающие свободу объединения граждан в различные организации — партии, общественно-политические движения, общественные организации и объединения; 4) свобода собраний, митингов, манифестаций, шествий и пикетирования.
Политические символы — знаки, образы, обобщающие и олицетворяющие какие-либо политические объекты, явления, процессы. Символами государства являются флаг, герб, гимн.
Политические ценности — выраженные в мнениях, суждениях позитивные ориентации людей на различные объекты и состояния политического бытия; представления о наиболее важном и значимом в политике. В политических ценностях могут быть выражены предпочтения той или иной форме государственного устройства, тому или иному типу отношений между государством и индивидом, отражены желаемые представления о степени свободы личности, о справедливости и порядке.
Политический плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — тип организации политической жизни, предполагающий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также свободу деятельности многообразных, в том числе оппозиционных, политических, общественных организаций.
Политический процесс — форма функционирования политической системы, последовательность событий, в которых усилиями людей воспроизводятся и создаются политические структуры, а также реализуются и изменяются политические устремления и установки индивидов и социальных групп.
Политический режим — реально сложившиеся в обществе формы, методы и способы осуществления политической власти.
Политическое участие — 1) в широком смысле слова — это все многообразие действий людей, имеющих отношение к политике; 2) в узком смысле слова — это только те виды действий людей, которые способствуют воспроизводству политических институциональных отношений и не выходят за рамки сложившегося в обществе политического нормативного порядка, за рамки закона.
Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
Представительная демократия — форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется специальными, в том числе выборными, органами, которым народ делегирует свое право на управление общественными делами.
Прямая демократия — форма общественно-политического устройства, главной особенностью которой является то, что всему взрослому населению предоставлено право участвовать в обсуждении и принятии общественно-значимых, государственных решений.
Прогнозирование политическое (от лат. prognosis — предвидение) — научно обоснованное суждение о возможных состояниях политической сферы общества в будущем и альтернативных путях и сроках политических изменений.
Протест политический — выражение политическим субъектом негативного отношения к действиям правительства и политической элиты путем организации политических акций.
Разделение властей — разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и судебной власти, а также разделение власти между различными уровнями управления в обществе. Принцип разделения властей означает следующее: 1) распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали; 2) определение поля ответственности каждой ветви власти; при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции другой власти; 3) равенство законодательной, исполнительной и судебной власти, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой; 4) создание надежного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса. Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов.
Рекрутирование элит (от франц. recruter — вербовать) — формирование элит, пополнение их новыми членами.
Республика (от лат. res — дело и publicus — общественный, respublica — буквально — общественное дело) — форма государ- ' ства, основанная на принципе народовластия. В республике в отличие от монархии отсутствует наследственная власть и существуют выборные представительные органы. В современном мире республики разделяются на три вида: 1) президентские, где президент одновременно является главой государства и возглавляет правительство; 2) парламентарные, вде исполнительная власть концентрируется в руках премьер-министра и возглавляемого им правительства, ответственного перед парламентом; 3) смешанные, или полупрезидентские, где существует правительство, ответственное одновременно перед парламентом и президентом.
Ресурсы власти — средства, возможности, используемые субъектом власти для утверждения своего влияния на объект в соответствии с поставленными целями. Обычно все виды ресурсов подразделяют на три группы: 1) принудительные, когда подчинение осуществляется под страхом наказания или в результате прямою насилия; 2) утилитарные, когда влияние обеспечивается в обмен на предоставление подчиняющемуся каких-либо материальных благ или других возможностей удовлетворения своих определенных потребностей, в том числе потребностей в причастности к группе, в уважении, любви; 3) нормативные (статусные), обеспечивающие подчинение в силу сложившихся в обществе норм и правил, которые априори наделяют кого-то властными полномочиями.
Социальное государство — государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности. Деятельность социального государства направлена прежде всего на оказание помощи наиболее обездоленной части населения. Социальная деятельность государства осуществляется за счет перераспределения социального дохода в пользу малообеспеченных слоев.
Стратификация политическая (от лат. stratum — слой, пласт и fatio—делаю) — разделение общества на большие группы людей, отличающиеся по своему положению в политической иерархии общества. В основе политической стратификации лежит неравенство статусных позиций в системе политических властных отношений. Чем больше прав и возможностей влияния дает человеку политическая статусная позиция, тем выше он будет находиться в иерархии властных отношений.
Субъекты политики — индивиды и социальные общности, выступающие в роли носителей многообразной политической деятельности.
Технологии политические (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — понятие, знание) — совокупность приемов, способов действия, используемых политическими субъектами для достижения политических целей, для решения политических управленческих задач.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — способность и умение проявлять терпение к мнениям, убеждениям, взглядам, традициям, отличающимся от собственных.
Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый полный) — вид политического режима, характеризующийся тем, что государство и сросшиеся с ним политические структуры обладают правом и реальными возможностями осуществлять управление практически всеми сферами социальной жизни.
Унитарное государство — вид территориально-государственного устройства, характеризующийся концентрацией власти в центральных государственных органах.
Федеративное государство — форма территориально-государственного устройства, отличительной чертой которой является то, что входящие в состав государства государственные образования (субъекты федерации) обладают значительной самостоятельностью и имеют собственное административно-территориальное деление.
Харизма (от греч. charisma — благодать, божий дар) — понятие, обозначающее наличие у политического лидера исключительных способностей, качеств.
Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям в политике.
Электорат (от лат. elector — выбирающий, избиратель) — круг избирателей, голосующих за определенную партию, избирательное объединение, кандидата.
Эмпирические методы в политологии (от греч. empeiria —