Основы европейского таможенного права. основная характеристика таможенного союза ес

Европейское таможенное право (ЕТАП) — совокупность норм европейского права, регламентирующих функционирование таможенного союза государств-членов ЕС.

Основной объект регулирования вТАП — порядок перемещения товаров через таможенную границу (в ЕС регулирование передвижения товаров базируется на нормах и принципах таможенного союза, который является основой ЕС).

Функционирование таможенного союза ЕС распространяется на две основные сферы: взаимоотношения государств-членов, связанные с реализацией целей общего, а затем и единого рынка, и регулирование товарооборота с третьими странами в соответствии с общей политикой Сообществ.

Группы норм таможенного права ЕС:

1) нормы, направленные на интеграцию государств-членов внутри таможенного союза;

2) нормы, регулирующие таможенные отношения Сообщества с третьими странами.

Предмет таможенного права ЕС — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через внешнюю таможенную границу ЕС и внутренние национальные границы государств-членов.

Метод ЕТАП — главным образом, диспозитивный (предоставляет субъектам ТаПО возможность выбора вариантов поведения в пределах допустимого); императивные нормы адресованы государствам-членам и таможенным органам.

Субъекты таможенного права ЕС — институты Сообществ и Союза, государства-члены и их таможенные органы, частные лица (физические, юридические и объединения лиц, не имеющие статуса юридических лиц).

Источники таможенного права ЕС — учредительные документы Сообществ и Союза, НПА институтов ЕС, решения Суда Европейских сообществ, международные договоры.

Важнейшее значение для таможенного регулирования имеет римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) от 25 марта 1957 г., который сформулировал основные принципы таможенного союза государств-членов.
Римским договором об учреждении ЕЭС 1957 г. в качестве одной из фундаментальных основ была провозглашена свобода движения капиталов, предусмотрено устранение препятствий движению капиталов не только между резидентами стран-участниц договора, но и между резидентами стран-участниц и резидентами третьих стран (ст. 67,70).

Существенную роль также играют положения Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали от 18 апреля 1951 г. (срок действия этого договора истек 23 июля 2002 г.), Договора «Евратом» от 25 марта 1957 г., Единого европейского акта от 17 февраля 1986 г. — Люксембург, от 28 февраля 1986 г. — Гаага (ЕЕА).

В соответствии с предложениями Комиссии 17 февраля 1986 г. в Люксембурге и 28 февраля 1986г. в Гааге был подписан ЕЕА, который вступил в силу 1 июля 1987 г. Впервые было дано точное определение пространства «четырех свобод» как единого пространства, без каких-либо внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Это пространство получило название Единого внутреннего рынка. Было решено завершить его создание к 31 декабря 1992 г.

Принципиальное значение для успешного осуществления этой задачи имел переход к принятию всех решений на этот счет посредством квалифицированного большинства. Тем самым ни одна страна не имела более права вето В вопросах, относящихся к созданию Единого внутреннегорынка,была создана договорно-правовая база межправительственного сотрудничества государств-членов в области внешней политики.

Важнейшим шагом на пути к политическому единению Европы с момента заключения Римского договора 1957 г.сталдоговор о Европейском Союзеот 7 февраля 1992 г. (Маастрихтский договор).После этого он дважды пересматривался: сначала Амстердамским договором от 2 октября 1997 г. «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты»(вступил в силу 1 мая 1999 г.), затем Ниццким договором от 26 февраля 2001 г «О внесении изменений в Договор о Европейском Союзе, в Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и в некоторые связанные с ними акты» (вступил в силу с 1 февраля 2003 г.).

Амстердамский договор — новый текст Договора о Европейском Союзе. Он является результатом работы Межправительственной конференции, проведенной на Европейском совещании в Турине 29 марта 1996 г. Он был одобрен на Европейском совещании в Амстердаме 16 июня 1997 г. и затем подписан 2 октября 1997 г. министрами иностранных дел 15 стран-членов. Он вступил в силу после того, как был ратифицирован всеми странами-членами в соответствии с их соответствующими конституционными требованиями.

С юридической точки зрения целью договора служит внесение поправок в ряд условий договора о Европейском союзе, договоров, учреждающих Европейское экономическое сообщество, и некоторых связанных актов. Он не подменяет другие договора, но дополняет их.

В октябре 2004 г. был подписан Европейский конституционный договор. Предназначенный для упразднения всех существующих договоров, за исключением Евратома, и их замены единым текстом, этот документ объединяет в себе договоры последних 50 лет. Для вступления в силу конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами-членами на основании их конституционно-правовых предписаний (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы.

На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо Конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза.

В итоге 13 декабря 2007 г. в Лиссабоне был подписан «Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества» («Лиссабонский договор», вступил в силу 1 декабря 2009 г.).

Особенность системы источников вторичного права в ЕТАП заключается в том, что большое значение имеют регламенты, поскольку суверенные права государств-членов в области таможенного регулирования переданы Сообществу (регламентами были введены в действие основополагающие документы таможенного права ЕС:Общий таможенный тариф и Таможенный кодекс ЕС).

Источниками таможенного права ЕС являются также директивы и решения.
Особая группа источников ЕТАП — решения Суда Европейских сообществ, которые играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов учредительных договоров и НПА ЕС.

Международные договоры могут быть источниками ЕТАП только в случае, если они заключены Сообществом в рамках его международной правосубъектности, либо совместно Сообществом и государствами-членами.

Основа таможенного права ЕС — нормы права ЕС, регламентирующие все аспекты формирования таможенного союза (Сообществу практически полностью передан суверенитет государств-членов в области таможенного регулирования и таможенной политики).

Основная характеристика таможенного союза ЕС — свобода перемещения внутри общей таможенной границы любых товаров вне зависимости от их происхождения.Для этого принят Общий таможенный тариф в отношении третьих стран и утверждены единообразные правила его применения, а также устранены все препятствия для перемещения товаров между странами-участниками таможенного союза.

В основу создания таможенного союза ЕС положены 4 группы мер:

1) ликвидация таможенных пошлин во внутренней торговле;

2) ликвидация количественных ограничений;

3) гармонизация в области косвенного налогообложения;

4) принятие Общего таможенного тарифа.

Правовой основой функционирования таможенного союза ЕС является Таможенный кодекс ЕС, вступивший в силу с 1 января 1994 г. С его помощью удалось создать цельную и законченную правовую систему — Таможенное право ЕС, непосредственно действующее во всех государствах-членах.
Таможенный кодекс ЕС регулирует только отдельные области общего процессуального права в некоторых статьях, недостающие принципы используются в соответствии с национальным процессуальным правом государств-членов (в отдельных случаях Кодекс напрямую отсылает к национальному процессуальному праву).

Факторы, влияющие на исчисление таможенных платежей в ЕС:

1) тарифная классификация товаров (производится на основе Общего таможенного тарифа, в котором определены основные меры тарифного регулирования: базовые и преференциальные пошлины, тарифные квоты, благоприятные тарифные режимы; существует также товарная номенклатура Сообщества и правила ее интерпретации; действует также Интегрированный таможенный тариф ЕС, объединяющий меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров, включенных в товарную номенклатуру Сообщества);

2) происхождение товаров (позволяет решить вопрос о применимости к товарам преференциальных тарифных мер; в ЕС действуют автономные и конвенциональные тарифные преференции; если товар изготовлен на территории нескольких стран, применяется критерий окончательной, существенной, экономически оправданной переработки);

3) таможенная стоимость (имеет базовое значение для исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей; в основном действует правило цены сделки, позволяющее импортерам и экспортерам устанавливать стоимость товаров по взаимному согласию).

Система единых правил таможенного оформления в ЕС включает в себя:

1) таможенные формальности при ввозе товаров на таможенную территорию ЕС и вывозе товаров за ее пределы;

2) единые документы, применяемые для таможенного оформления;

3) таможенные режимы;

4) единые правила в отношении таможенного долга;

5) основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Таможенный кодекс ЕС предусматривает 4 таможенных режима:

1) 1-й включает в себя 8 таможенных процедур (выпуск в свободное обращение; транзит; таможенный склад; переработка внутри таможенной территории; переработка под таможенным контролем; временный ввоз; переработка за пределами таможенной территории; экспорт);

2) 2-й, 3-й и 4-й включают в себя (режим свободной зоны или свободного склада; режим реэкспорта; отказ от товаров).

В ЕС используются 3 формы таможенной декларации (письменная (Единый административный документ), электронная и устная.

Особенности конкретных таможенных процедур в ЕС:

1) декларант имеет право выбора места таможенного оформления на территории любого государства-члена Сообщества при реализации процедур выпуска в свободное обращение и экспорта;

2) существуют разновидности процедуры транзита (внутренний транзит и внешний транзит), что связано с таможенным статусом транзитных товаров;

3) предусмотрена возможность таможенного оформления в различных таможенных учреждениях при процедурах внутренней и внешней переработки.

Таможенный долг — обязательство уплатить сумму таможенной пошлины (предусмотрено предоставление различных удобств импортерам и экспортерам при оплате таможенного долга: отсрочки, различные формы оплаты, полное или частичное освобождение от нее).

Наши рекомендации