СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

13 марта 1992 г. государства-участники СНГ подписали Соглашение о принципах таможенной политики, целью которого являлось:

— сохранить единое экономическое пространство;

— обеспечить в его пределах свободное движение товаров;

— выработать общую политику в отношении третьих стран;

— унифицировать таможенное законодательство и таможенные процедуры;

— создать Таможенный союз;

— учредить Таможенный совет.

В феврале 1992 г. принято Соглашение о порядке транзита грузов через территории государств-участников СНГ (грузы стран СНГ, следующие транзитом через их территории, освобождаются от таможенных пошлин, налогов и сборов за таможенное оформление в государствах транзита, а также от необходимости получения разрешений на транзит; эти грузы также освобождаются от таможенного досмотра).

В апреле 1992 г. подписано Соглашение о порядке оформления транзитных грузов, следующих через территории государств-участников СНГ.

В июне 1994 г. принято Соглашение об упрощении и унификации процедур таможенного оформления на таможенных границах.

Совет руководителей таможенных служб (СРТС) учрежден решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 г. (30 мая 2002 г. утверждена новая редакция Положения о Совете руководителей таможенных служб государств-участников СНГ).

СРТС — постоянно действующий орган отраслевого сотрудничества, предназначенный для обеспечения координации взаимодействия таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенной политики (определяет приоритетные направления в сфере таможенного дела, содействует сближению и гармонизации таможенных законодательств, координирует практическое взаимодействие таможенных служб, содействует реализации принятых решений в сфере таможенного дела).

В целях гармонизации таможенного законодательства государств-участников СНГ Советом глав государств 10 февраля 1995 г. приняты Основы таможенных законодательств государств-участников СНГ (закреплены принципы правового, экономического и организационного регулирования таможенного дела, изложены положения о порядке перемещения товаров через таможенную границу, таможенных платежах, таможенной стоимости товаров и стране их происхождения, таможенном оформлении, таможенном и валютном контроле).

Зона свободной торговли (ЗСТ) государств-участников СНГ — первый этап создания общего экономического пространства и важнейший механизм повышения объемов взаимной торговли.В Соглашении о создании ЗСТ от 15 апреля 1994 г., в котором предусматривались постепенная отмена таможенных пошлин, налогов и сборов; устранение иных препятствий для свободного движения товаров; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей; координация экономической и торговой политики в отношении третьих стран; содействие кооперации и сотрудничеству; гармонизация и унификация законодательства сторон не вступило в силу.

Реальное формирование ЗСТ в СНГ производится после заседания Экономического совета СНГ 15 декабря 2000 г. ЗСТ формируется между Российской Федерацией, Арменией, Киргизией и Казахстаном — страны в своих торговых отношениях перешли на принцип взимания косвенных налогов в стране назначения товара (услуг), что отвечало требованиям ВТО.

Таможенный союз — экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, базирующийся на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Цели Таможенного союза — обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами; гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции; укрепление координации экономической политики своих стан и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства; создание условий для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств-членов Таможенного союза на мировой рынок.

26 февраля 1999 г. руководители государств-участников Таможенного союза подписали договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве.

Единое экономическое пространство — пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающая свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Важнейшие принципы формирования Единого экономического пространства — принцип недискриминации; принцип взаимной выгоды; общие принципы (взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, открытость).

ФормированиеЕдиного экономического пространства проходит поэтапно:

1) 1-й этап — завершение формирования Таможенного союза и единой экономической территории;

2) 2-й этап — создание Единого экономического пространства, включающего формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон;

3) последующие этапы — согласование параметров основных макроэкономических показателей.

10 декабря 2000 г. в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), ратифицированный всеми государствами-членами и вступивший в силу 30 мая 2001 г.

В рамках ЕврАзЭС действует Межгосударственный совет — высший орган, заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже 1 раза в год и глав правительств не реже 2 раз в год; образован Интеграционный комитет — постоянно действующий орган в составе вице-премьеров (заседания проводятся не реже 1 раза в 3 месяца), между заседаниями работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей, назначаемых главами государств-членов; сформирована Межпарламентская ассамблея, задачей которой является гармонизация национального законодательства государств-членов; утвержден Статут Суда Сообщества.

Генеральный секретарь назначается Межсоветом по представлению Интеграционного комитета на 3 года.

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдова, Украина.

В декабре 2003 ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в ГА ООН.

При Интеграционном комитете действует Совет руководителей таможенных служб государств-членов, который регулярно проводит заседания.

Наши рекомендации