Международно-правовой режим таможенной территории и таможенных границ

Правовое регулирование международных таможенных отношений охватывает различные виды таможенных территорий: национальную государственную таможенную территорию (она может включать в себя территории искусственных островов, различных сооружений и установок, создаваемых в экономической зоне, над которой то или иное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела); единую таможенную территорию, созданную государствами на основе договора об укреплении таможенного союза;таможенную территорию свободной таможенной зоны; таможенную территорию экономической зоны и др.

Таможенная территория может совпадать с государственной территорией, а может и не совпадать.

В каких же случаях имеют место такие несовпадения?

Во-первых, при наличии в государстве свободных (вольных) гаваней, свободных таможенных зон, зон порто-франко и др.

Под свободной (вольной) гаванью понимаются территория порта вместе с водными бассейнами, набережными и небольшие прилегающие участки земли с расположенными на них фабриками, мастерскими и складами. Территория свободной гавани не входит в таможенную территорию данного государства, поэтому в пределах такой гавани допускается свободный ввоз и вывоз иностранных товаров без взимания с них таможенных пошлин и таможенных сборов. Складирование и хранение таких товаров на приписных таможенных складах каким-либо сроком не ограничиваются. Разрешаются также обработка, переупаковка этих товаров, а также и некоторые другие операции.

Товары, ввозимые из свободной гавани в пределы таможенной территории данного государства или какой-либо другой таможенной территории, подлежат оплате таможенными пошлинами на общих основаниях.

Аналогичный режим распространяется и на зоны порто-франко (т.е. порт, город, область). Они также выделяются из общей таможенной территории и в их пределах разрешается свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров.

Таким образом, порто-франко, в отличие от свободной (вольной) гавани, это не только территория порта с прилегающими к нему небольшими участками, а еще и город и даже целая область.

В районы порто-франко разрешается лишь свободный, беспошлинный ввоз и вывоз иностранных товаров государством любого региона мира; при этом как внутриконтинентальным, так и прибрежным.

В отличие от правового режима порто-франко, на территории свободной (вольной) гавани наряду со свободным ввозом и вывозом допускаются еще и складирование товаров, хранение их без ограничения срока, обработка, переупаковка и другие операции с товарами.

Правовое положение и граница района порто-франко определяются актом государства, власть которого распространяется на этот район, или международным соглашением.

Правовое же положение свободной (вольной) гавани регламентируется только национальным законодательством.

Таможенная граница — граница, отделяющая таможенную территорию от окружающих территорий и морей. Импортные и экспортные товары пропускаются через таможенную границу только лишь при выполнении положений таможенного законодательства данной страны или стран, в частности, при уплате таможенных пошлин. Таможенная граница обычно совпадает с государственной границей, но иногда отходит в глубь страны (при наличии в ней свободных городов, гаваней, портов и зон) или выходит за пределы государственной границы (в случае таможенного союза данной страны с другой страной). Как правильно отмечает Е.Т. Усенко, она является экономической границей, включающей границу торговую, валютную, налоговую и др.

Таможенная граница состоит из ряда таможенных пунктов, в которых осуществляется фактический контроль за ввозом и вывозом товаров, валюты, валютных ценностей и международных почтовых отправлений и проводятся различные таможенные операции.

Расположение пунктов таможенного контроля устанавливает государство — субъект международного таможенного права.

В отдельных случаях может иметь место совместная организация контрольно-пропускных пунктов пограничных служб и пунктов таможенного контроля. Эта организация устанавливается государством, исходя из целесообразного расположения служб охраны его экономического суверенитета. Таможенная граница определяется местом расположения пунктов таможенного контроля.

Таможенная граница в рамках международных интеграционных экономических объединений в системе государств определяется самими государствами на основе национального права и международных договоров и соглашений.

В пределах территориального действия таможенных служб отдельных правовых систем, например в зоне ЕЭС, имеет место разграничение этой зоны на таможенные районы, в которых осуществляют общие и специальные полномочия таможенные службы.

Свободная таможенная зона. В отличие от свободной (вольной) гавани, на территории свободной зоны допускается лишь складирование товаров с целью их осмотра и проверки, но категорически запрещаются их хранение, обработка, переупаковка или проведение каких-либо других операций с товарами.

Свободная таможенная зона создается на основе соглашения, предусматривающего отмену импортных пошлин и других торговых ограничений на обмен товарами внутри объединения. Каждое государство-участник сохраняет право устанавливать свой внешний таможенный тариф.

Государство может также:

1) в соответствии с положением ст. 33 Конвенции по морскому праву 1982 г. объявить за пределами своих территориальных вод специальную прилежащую таможенную зону, т.е. зону, в которой таможенные учреждения данного государства осуществляют функции таможенного контроля, мероприятия по предупреждению ввоза контрабанды и взимание ввозных таможенных пошлин;

2) в соответствии со ст. ст. 127 и 128 той же конвенции установить беспошлинную зону. Эти зоны создаются в целях удобства транзитного движения, предоставляемого государствам, не имеющим выхода к морю. Права государства в такой таможенной зоне определяются национальными законами и международными договорами и соглашениями.

В сфере международных таможенных отношений различаются таможенные территории разных государственных образований.

Следовательно, таможенная территория государства, как это отмечалось выше, не всегда совпадает с составом его государственной территории, находящейся в рамках его государственных границ. Она может в отдельных случаях выходить за пределы государственных границ, т.е. выдвигаться вперед, расширяться либо сокращаться, «сжиматься» за счет исключения части государственной территории из сферы действия таможенной юрисдикции государства.

Государственная таможенная территория предполагает территориальные действия правопорядка государства по охране его экономического суверенитета и экономической безопасности и определяется государством на основе национального закона и международных договорных обязательств.

К тому же таможенная территория может распространяться далеко за пределы государственных границ. Это имеет место в том случае, если данное государство является участником двустороннего или многостороннего международного договора о создании таможенной зоны или таможенного союза.

Наши рекомендации