Характеристика социальной поддержки в Великобритании

Британскую модель социальной работы можно охарактеризовать как либерально-традиционную. Либеральная составляющая социальной политики здесь остается определяющей. Однако при этом в сфере социальной защиты Великобритании традиционно сохраняется государственное влияние.

С одной стороны, территориально-географическая близость к континентальной Европе, а с другой — культурно-цивилизационная общность с Соединенными Штатами Америки наложили определенный отпечаток на британскую модель социальной защиты. К важнейшим ее особенностям можно отнести:

– наличие значительного либерального компонента в социальной политике;

– приоритетную социальную роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной сфере и защите;

– особое место благотворительных, некоммерческих организаций в деле оказания социальной помощи и поддержки [20;5].

В социальном обслуживании нуждающихся в Великобритании активно используются такие рыночные механизмы, как платные услуги, деятельность частных социальных агентств. На социальные услуги здесь установлена дифференцированная оплата в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них. Стоимость услуг в разных графствах страны неодинакова. Чтобы меньше платить социальным службам за услуги, их клиенты должны своевременно представить документы о доходах.

В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. После закрытия в 90-е гг. XX в. большого количества специализированных больниц, оказывавших стационарную помощь таким людям, эти функции взяли на себя некоторые частные социальные службы. Система платных социальных услуг, функционирование частных агентств в сфере обслуживания имеют место во многих странах мира. Их немало и в континентальной Европе. Однако Англию отличает высокий удельный вес услуг, оказываемых частными социальными агентствами в общем объеме такой помощи. Так, социальные учреждения по оказанию помощи на дому, содержащиеся за счет государства и муниципалитетов, предоставляют своим клиентам примерно половину услуг, а вторую половину они получают от частных социальных агентств [7;15].

Либеральный характер британской системы социального обслуживания проявляется и в отсутствии единых государственных стандартов на услуги, предоставляемые населению. Их количество и качество оговаривается лишь на уровне местных норм, что ставит, например, одинокого пожилого человека одного графства в менее удобное положение, чем такого же человека в другом административно-территориальном образовании страны. Для сравнения можно привести Германию, где эти услуги более упорядочены и централизованы благодаря соответствующему федеральному законодательству.

Великобритания, в отличие от большинства континентальных стран Западной Европы, проводит деструктивную политику на рынке труда, ограничивая размеры помощи безработным со стороны государства. Здесь ниже уровень их материальной поддержки по сравнению с целым рядом континентально-европейских стран. Так, максимальная длительность выплаты пособий по безработице в Англии составляет 12 месяцев, в Испании — 24 месяца, в Бельгии вообще не установлено верхнего лимита его выплаты [19;20].

В Великобритании для финансирования предприятий социального трудоустройства широко привлекаются бизнес и организации, взаимодействующие с ним. Во Франции, Австрии, Бельгии такие предприятия, создаваемые для подготовки к конкурентной борьбе на рынке труда тех, кто туда еще не попал или был вытеснен с него, финансово поддерживает государство, в Италии, Испании — муниципалитеты, а в Англии — коммерческие структуры, организации типа «Комьюнити бизнес» и др.

Либерализация в британской социальной политике проявляется и в расширении частного рынка страхования, в существовании ограничительных мер на выплату женских и иных пособий. В рамках общего курса на развитие самообеспечения и усиление индивидуализации ответственности лиц за свое социальное обеспечение особое внимание в современной Англии уделяется созданию широкомасштабного частного рынка страхования. Наряду с государственными и корпоративными схемами пенсионного обеспечения здесь активно развивается частное пенсионное страхование. Максимальный размер государственной пенсии сегодня составляет чуть менее 80 фунтов в неделю , что меньше необходимого прожиточного минимума. Корпоративно-профессиональные пенсионные системы не являются в Великобритании обязательными. Более того, права их участников в течение первых двух лет страхования практически не защищены. В связи с этим значительная часть британцев для обеспечения достойного уровня жизни в старости вкладывает деньги в частные страховые фонды. Государство в свою очередь стремится поддерживать это, выдавая некоторым частным страховым фондам необходимые субсидии [6;5].

Не каждая англичанка может рассчитывать на получение женского пособия. Оно полагается ей лишь в том случае, если женщина проработала не менее двух лет. Молодые матери, не успевшие еще приобрести такой стаж, на рубеже 1990-х—2000-х гг. оставались за пределами действовавших норм, лишаясь права на получение соответствующего пособия.

Курс на повышение значимости либерального компонента социальной политики объясняется британскими властями целесообразностью ограничения социальных затрат предприятиями и фирмами для усиления их конкурентоспособности, а также необходимостью сокращения растущих бюджетных расходов на социальные нужды. В реальной жизни такая политика далеко не всегда дает должный результат. Более того, она сопряжена с определенными издержками в деле социальной помощи и поддержки.

Отличительной особенностью британской модели социальной работы является приоритетная социальная роль муниципалитетов при сохранении существенного влияния государства в социальной защите. Как уже отмечалось, частные агентства занимают важное место в системе социального обслуживания Англии. Однако основным субъектом в сфере социальной работы здесь являются муниципалитеты. Местные самоуправления организуют службы скорой помощи, дома для престарелых, обеспечивают функционирование служб ухода за больными на дому, за лицами с психическими расстройствами и др. В течение последних трех десятилетий при городских и сельских советах функционируют муниципальные социальные учреждения — отделы индивидуальных услуг населению, выполняющие основной объем социальной работы на местах. Большая часть британских социальных работников трудится именно здесь [10;8].

Муниципальные социальные учреждения Англии предоставляют услуги на дому после внимательной оценки потребностей клиента, которому оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства, уборке жилых помещений, приобретении продуктов, стирке белья, доставке обедов на дом. Для наиболее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой». В практике социального обслуживания на дому пожилых и инвалидов используются инновационные технологии. Одной из них является схема самообслуживания, разработанная и апробированная во второй половине 90-х гг. департаментом социальных, служб графства Хэмпшир. По этой схеме обслуживаемый вправе сам нанять себе до семи человек—помощников: один, например, может помогать инвалиду одеваться ежедневно в течение часа, другой — помогать мыться, третий — закупать продукты и готовить пищу, четвертый — регулярно убирать жилье и т. д. Необходимые финансовые средства для такого обслуживания инвалид получает из местного департамента социальных служб и с помощью социального работника нанимает себе лиц, помогающих ему. То есть клиент выступает в роли покупателя услуг для себя, контролируя денежные расходы и имея возможность выбирать себе людей, обслуживающих его [17;19].

К числу учреждений социального обслуживания, действующих в Англии на муниципальном уровне, относятся дома-интернаты и дневные стационары временного пребывания для пожилых и инвалидов. Как правило, эти учреждения малой вместимости. Они рассчитаны на 30—50 мест с минимальным количеством персонала {5—6 человек) и примерно таким же числом добровольцев-волонтеров, многие из которых сами являются пенсионерами. Названных учреждений действует в стране большое количество.

Профессиональный социальный работник, задействованный в Великобритании в муниципальных службах социального обслуживания, чаще всего выступает в роли менеджера, организующего оказание услуг со стороны сиделок, добровольцев и др. Кроме того, он оценивает качество и объем их предоставления. Им составляются индивидуальные программы обслуживания клиентов. В течение года они несколько раз пересматриваются. Изменения в составе услуг осуществляются с учетом состояния и пожеланий обслуживаемых [19;20].

Право на пенсию по системе государственного страхования имеют в Англии мужчины по достижении 65-летнего, а женщины — 60-летнего возраста при условии выплаты страховых взносов в государственный Национальный страховой фонд в течение 35 лет. У тех, У кого стаж работы меньше, сокращается и пенсионное пособие. Англичане могут выходить на пенсию и несколько раньше или позже установленного возраста. В данном случае соответственно уменьшается или увеличивается размер пенсионного довольствия. Причем большинство пенсионеров так и делают. В начале 2000-х гг. средний возраст выхода на пенсию составлял в Великобритании: 62,6 лет для мужчин и 63,4 лет для женщин.

Кроме государственных немалое число работающих англичан получают профессиональные или корпоративные пенсии. Их выплаты регулируются государством. В 1997 г. для этого было создано специальное подразделение, являющееся частью общего финансового управления страны. Данная структура следит за работой системы профессиональных пенсий, сбором и расходованием пенсионных средств. Государством предусмотрены меры по защите интересов работников при прекращении выплаты им профессиональной части пенсионного пособия по инициативе работодателя.

Услугами государственной Национальной службы здравоохранения Великобритании пользуется сегодня практически все население страны. Основными источниками финансирования медицины являются бюджет и государственная система медицинского страхования. Во второй половине XX в. около 2/3 всех затрат не здравоохранение шло из государственного бюджета, что позволяло обеспечивать высокий уровень и общедоступность основных медицинских услуг, предоставляемых гражданам бесплатно. Страховая медицина расширяет рамки медицинского обслуживания. При наличии страхового полиса пациент обеспечивается дополнительными услугами в условиях стационарного лечения, а также получает компенсацию сопутствующих расходов, связанных с затратами на проезд в клинику, проживание родственников вблизи ее и др [5;6].

Существует в Великобритании и система платного здравоохранения, предоставляющая особо комфортные условия нахождения в клинике, возможность получения консультаций и лечения у определенных специалистов в удобное для пациента время. Однако из-за высокого качества и доступности государственной медицины она остается основной. В Англии не намереваются отказываться от такого положения, развивая при этом и платную систему здравоохранения.

Так же в Великобритании существует система материальной помощи семьям в воспитании детей, включая установление налоговых скидок на детей, предоставление денежных пособий семьям с детьми и льготное распределение жилья. Кроме того, возможно предоставление социальных выплат в связи с материнством и рождением ребенка. Так, пособие по беременности и родам в начале 1980-х гг. составляло 20,65 фунтов в неделю в течение 11 недель до и 6 недель после родов. Женщины также имеют право на получение единовременного пособия в связи с рождением ребенка в сумме 25 фунтов . Еженедельные семейные пособия равны 5,85 фунтов на каждого ребенка в возрасте до 16 лет (и до 19 лет, если он учится). Величина пособия не зависит от очередности рождения [19;20].


Наши рекомендации