А.В. Пешехонов. Русская политическая газета

(Статистический очерк)

С каждым годом газета становится все более видной частью нашей литературы, все более важным фактором нашей общественной жизни. Вместе с тем нарастает и потребность в объективном изучении как исторического развития нашего газетного дела, так и современного его состояния. Методы такого изучения могут быть различны, и в числе их метод статистический, по нашему мнению, также должен иметь место.

Настоящий очерк не первая уже попытка подвергнуть цифровому учету некоторые явления в сфере периодической печати...

Материал, который будет предложен читателю в настоящем очерке, — иного свойства. Он касается не истории периодической печати, а ее современного состояния. Получен этот материал, если употребить статистический термин, посредством переписи, которой были подвергнуты газеты, вышедшие 5 октября 1900 года или в ближайший следующий, соответствующий обычному их выходу, день... Переписи были подвергнуты частные русские политические газеты ежедневного типа...

I

В начале октября 1900 года в России фактически выходили (а не числились лишь имеющими право на существование) 86 газет вышеописанного типа. Из них две (Биржевые Ведомости и Ново­сти) выходили в двух существенно различных между собою по цене и объему изданиях. Таким образом, наш очерк коснется 88 частных политических газет. Велика или мала эта цифра, — во всяком случае нелишне будет напомнить, что выражаемое ею газетное наследство, полученное начавшимся столетием от XIX века, всецело нажито последним. Из XVIII века в XIX перешли лишь две газеты — С.-Петербургские и Московские Ведомости, — обе казенные, хотя и сдававшиеся в аренду. Окончательно же тип ежедневной газеты установился и получил довольно широкое распространение лишь во второй половине минувшего столетия.

Всех губерний и областей в России 97, а если не считать Финляндии, находящейся в совершенно особых условиях, и о. Сахалина, не представляющего в сущности губернской или областной единицы, то 88. Последнее число вполне совпадает с числом частных политических газет, т.е. в среднем на каждую губернию (или область) приходится ровно по одной газете... В действительности из 88 частных газет 21 или почти четверть издавалась в двух столичных губерниях, а именно: в С.-Петербурге — 11, в С.-Петербургской губернии (в Кронштадте и Нарве) — 3, в Москве — 7. В остальных 86 губерниях издавалось 67 газет, т.е., если бы они даже были разделены поровну, то 19 губерний все-таки остались бы без газет. В действительности не имели частных газет 42 губернии. Между остальными газеты распределялись так: в 26 губерниях было по одной газете, в 11 — по две, в 3 — по три; Таврическая губерния располагала четырьмя газетами, Херсонская — семью.

Наибольшего развития провинциальная политическая пресса достигла на юге России... Второе место занимает Поволжье, где издается 12 газет, причем из 9 Поволжских губерний не имеют частных газет лишь две (Тверская и Симбирская)... Продолжение этой полосы можно проследить в западной части России. Следующее место по числу политических изданий (по одной газете на губернию) занимают юго-западный край (с находящейся в районе юго-западных газет Черниговской губернией) и Прибалтийский. Внутри этой дугообразной полосы, заметно ослабленной лишь в пределах северо-западного края (3 газеты на 6 губерний), и вне ее провинция значительно хуже обеспечена газетами...

Наше исследование, как мы уже сказали, коснулось газет ежедневного типа. С внешней стороны эти газеты имеют между собой много общего: все они издаются в форме листков, а не тетрадей, во всех них имеются однородные отделы; они похожи друг на друга также распределением материала по отделам и даже отделов на пространстве газетного листа. Но можно указать внешние признаки, которыми и однородные по типу газеты существенно разнятся между собою. Из таких признаков необходимо, прежде всего, остановиться на сроках выхода, т.е. на числе номеров, даваемых каждою газетой за неделю. Среднее количество номеров, даваемых провинциальной газетой в неделю, заметно разнится по отдельным местностям...

Наиболее развитой политическая газета оказывается в столицах и на некотором расстоянии от них — в губерниях, расположившихся по отношению к столицам дугообразной полосой. Чем ближе к этой полосе с внешней и внутренней стороны, тем чаще выходит газета, и чем дальше от нее по направлению к столицам или окраинам, тем меньше номеров дает она в неделю.

Еще нагляднее, чем срок выхода, характеризует газету ее размер. Для определения последнего мы измерили длину столбцов, данных газетами в тех номерах, по которым была произведена перепись... Оказалось, что всеми 88 частными политическими газетами дается ежедневно свыше 123 000 сантиметров или более версты; в том числе 18 столичных газет дают свыше 36 тыс. см. или 30% и 70 провинциальных около 86 тыс. или 70%. Средняя длина столбцов, даваемых одною газетою за день, равна 1400 см., а за год — больше 4 верст...

II

Газетный материал и с издательской и с читательской точки зрения представляется далеко не однородным. Всяческая газета резко распадается на две части: в одной хозяином является редак­тор, в другой — издатель. Сейчас достаточно будет отметить, что отделы, которыми заведует редакция, сопряжены для издателя с оплатою редакторского и авторского гонорара, т.е., они в газетном бюджете являются по преимуществу расходными. Среди издательских отделов важнейшим нужно считать отдел объявлений, который не только не требует расходов на авторский и редакторский гонорар, но сам оплачивается клиентами и нередко является одним из важнейших источников газетного дохода. Другой отдел, находящийся в распоряжении издателя, — это справки (календарные сведения, расписания поездов и т.п.). Не представляя из себя доходной статьи и не будучи сопряжен в то же время с расходами на оплату авторского и редакторского труда, этот отдел нередко служит для сбалансирования газетного номера, дозволяя поддерживать равновесие между расходными редакционными отделами и доходным отделом объявлений. Наконец, третий отдел, остающийся по установившемуся в русских газетах порядку в распоряжении издателя, — это биржевые и торговые известия. Заполнение этого отдела сопряжено уже с известными расходами, хотя и меньшими, нужно думать, чем на редакционные отделы. С читательской точки зрения, во всяком случае, между редакционными отделами, которые дают материал для чтения, и издательскими, которые годятся лишь для справок, существует резкая разница. Характеризуя газеты со стороны их размера, необходимо, так или иначе, принять во внимание эту разницу.

Сравнивая в этом отношении столичные газеты с провинциальными, мы найдем, что соотношение в них между редакционными и издательскими отделами почти тождественно, а именно редакционными отделами в столичных газетах занято 58%, а в провинциальных — 57% всей ежедневной длины газетных столбцов.

С данными об общих размерах газет и, в частности, их редакционных и издательских отделов интересно сопоставить сведения о подписной плате.

Для всех 88 частных газет годовая подписная цена с пересылкой определялась в 720 рублей 50 копеек, т.е., в среднем, газета обходится иногороднему подписчику в 8 рублей 19 копеек. Сто­личная газета стоит дороже, чем провинциальная: в то время, как средняя цена первой достигает 10 рублей 28 копеек, для последней она равна 7 рублей 65 копеек. Но если мы примем во вни­мание указанные выше различия в средних размерах столичной и провинциальной газеты, то придем как раз к обратному выводу, а именно, что столичная газета дешевле провинциальной. Так по расчету на рубль подписной платы столичная газета дает ежедневно 202 см. печатного материала, а провинциальная лишь 160 см. Но мы уже указали, что газетный материал далеко неравноценен и для издателя и для читателя. Для читателя важны размеры редакционных отделов, представляющих материал для чтения; для издателя важнее всего отдел объявлений, составляющих подчас не менее важную доходную статью, чем и подписная плата...

IV

Редакционные отделы в русской политической газете занимают, как мы видели, несколько больше половины ее столбцов... Центр тяжести ее лежит в известиях, т.е. в фактическом материа­ле, предлагаемом ею читателю, в большинстве случаев, без какой-либо литературной его обработки. Известия занимают 61% той части газеты, которая находится в распоряжении редакции. Наиболее видное место среди них занимает хроника, т.е. мелкие известия репортерского характера. Хронику приходилось различать: общую, т.е. содержащую известия, имеющие значение с общерусской точки зрения; местную, т.е. новости того города, где издается газета; иногороднюю или хронику близ лежащих пунктов, если для них в газете заведены особые репортерские отделы, и, наконец, специальную, как, например, морскую — в одесских и кронштадтских газетах, нефтяную — в некоторых кавказских, волжскую — в поволжских и т.п. Противопоставлять прихо­дится, в сущности, общую хронику всей остальной. Соотношение между ними оказалось таково: общие известия занимают в отделе хроники около 25%, местные и специальные — 75%.

Следующими по размерам среди известий оказались отделы: телеграфный, корреспонденции (своих и перепечаток) и отчетов... Материал литературно обработанный — статьи, беллетристика и т.д. — составляет несколько больше четверти (28%) даваемого газетами материала для чтения. Наименее значительными в этой части газеты оказались отделы передовых статей и статей под заголовками. Эти руководящие, так сказать, отделы составили лишь 8%. В 2,5 раза оказались больше фельетонные отделы, в совокупности занимающие 20%, т.е. пятую долю читаемой части газеты. Наконец, отделы смешанного характера занимают 11%. Наибольшее значение среди них принадлежит обзору газет и журналов, имеющему чаще всего руководящий характер...

Столичная газета уделяет относительно больше места литературно обработанным' статьям и меньше фактическим известиям, чем провинциальная, хотя в той и другой отделы известий оста­ются важнейшими, а первое место среди них занимает хроника. В частности, в отделе хроники известия общего характера в провинциальной и столичной газетах составляют почти одинаковую часть (25%). Из других фактических отделов в столичной газете оказались сравнительно более развитыми телеграфный и официальный, а в провинциальной — отделы хроники, отчетов и кор­респонденции. Среди литературно обработанного материала руководящие отделы в провинциальной и столичной газете оказались почти тождественными по своим относительным размерам. Зато отделы фельетонов в столичной газете оказались в полтора раза больше, чем в провинциальной.

Таким образом со стороны содержания, важнейшие различия между той и другой газетами сводятся, главным образом, к тому, что в столичной мы встречаем широкое развитие фельетонов, а в провинциальной — внутренних известий, понимая последний термин в широком смысле, т.е. объединяя под ним хронику, корреспонденции и отчеты.

V

На предыдущих страницах столичную прессу, разумея под нею петербургскую и московскую, мы, как нечто однородное, противопоставляли провинциальной. В действительности, столичные газеты резко разнятся между собой, как по внешним признакам, так и по содержанию. Необходимо отметить, прежде всего, некоторую разницу между петербургскими и московскими газетами: московская газета занимает среднее место между петербургской и провинциальной. Лишь по количеству объявлений, приходящихся на рубль подписной платы, она превзошла в день переписи петербургскую.

Еще большую разницу, чем между средней петербургской и московской газетами, найдем мы, если станем сравнивать между собой газеты различных типов, издающихся в той или другой сто­лицах. Наиболее дифференцированной в смысле газетных типов является петербургская пресса. Среди петербургских изданий можно различать три рода газеты. Это, во-первых, большая пресса, т.е. серьезные политические издания, к каковым можно отнести: С.-Петербургские Ведомости, Новости (1 изд.). Новое Время, Биржевые Ведомости (1 изд.), Россию и уже не существующий те­перь, но захваченный нашей переписью, Северный Курьер. Второй тип составит, так называемая, малая или уличная пресса, представленная в Петербурге двумя изданиями — Петербургской Газетой и Петербургским Листком. К третьему типу необходимо отнести дешевую прессу — две газеты, резко отличающиеся от остальных своею ценой, а именно: Свет и Биржевые Ведомости (2 изд.).

Московская пресса менее дифференцирована, чем петербургская, и в ней можно наметить лишь два типа: большую прессу (Русские Ведомости, Московские Ведомости и Курьер) и малую (Московский Листок, Новости Дня, Русское Слово и Русский Листок). Что касается дешевой прессы, то ее функции, нужно думать, выполняются в Москве некоторыми изданиями отчасти большой, отчасти малой прессы.

И в Москве и в Петербурге наибольшими по размерам и наиболее дорогими, как по подписной цене, так и по количеству чтения, даваемого за рубль подписной платы, являются органы большой прессы. Что касается объявлений, то наибольшее количество по расчету на рубль подписной платы в обеих столицах получают органы малой прессы. Наименьшей по размерам, наиболее дешевой не только по годовой плате, но и по количеству ежедневного чтения, даваемого за подписной рубль, и наименее, наконец, обеспеченной объявлениями является дешевая пресса. В то же время московские органы и большой и малой прессы меньше размером, дешевле по подписной плате, но дороже по количеству даваемого ими материала для чтения и в то же время богаче по расчету на подписной рубль объявлениями, чем петербургские газеты соответствующего типа.

Различия между столичными газетами разных типов далеко не ограничиваются внешними признаками. Еще более существенна разница между ними со стороны содержания, насколько о последнем можно судить по распределению редакционного материала по отделам.

Так, количество руководящего материала (передовых статей, статей под заголовками и обзора печати), данного газетами разных типов в день переписи, оказалось резко различным...

Наиболее сильно руководящая роль выражена у дешевой газеты. Малая пресса — и московская и, в особенности, петербургская — оказалась поразительно бедна руководящим материалом. Зато и в С.-Петербурге, и в Москве газеты малой прессы дали обширные фельетонные отделы.

Малая пресса развивает, главным образом, маленький фельетон, тогда как большая отводит ему лишь пятую часть всего места, отдаваемого фельетонному чтению. Дешевая пресса, резко разнящаяся в остальных отношениях от малой, в данном отношении стоит ближе к последней, чем к большой столичной прессе или провинциальной.

В газетах различных типов известия заняли приблизительно одинаковую часть редакционной половины газеты. Исключение представила лишь петербургская малая пресса, отводящая им мень­шее место, чем даже фельетонам. Это объясняется отчасти тем, что новости петербургские уличные газеты подносят своим читателям нередко под фельетонным соусом. Что касается московской малой прессы, то, отдавая меньше места, чем петербургская, фельетонным отделам, она развила отдел известий и превзошла в этом случае даже дешевую прессу. Из приведенных данных видно, что московская малая пресса и в других отношениях стоит ближе к дешевой, чем петербургская. Это объясняется, конечно, тем, что, за отсутствием дешевых газет в Москве, она выполняет некоторые функции последних и обслуживает не только городского читателя, но и провинциального...

Наиболее далеко отходит от остальных газет составом своего фактического материала дешевая пресса. Наибольшее место она отдала телеграммам; известия этого рода оказались, очевидно, наиболее важными и заполнили две трети того места, которое маленькие газетки отводят под фактический материал. Сравнительно с органами большой прессы, они очень сжимают местную хронику, внешние известия и отчеты. Малая пресса выделяется крайне слабым развитием официального отдела, общей хроники, внутренних и внешних известий. Большое место, отведенное в ней телефонным известиям и отчетам, падает почти всецело на долю московских органов. За исключением этой разницы, характерные черты малой прессы свойственны как петербургским, так и московским ее представителям: у последних они выражены лишь несколько слабее, чем у первых, т.е. московские газеты этого типа и по составу фактического материала больше приближаются к дешевым и провинциальным, чем петербургские.

Органы различных типов имеют, в сущности, совершенно разных читателей. Серьезный читатель большой прессы интересуется, очевидно, всей жизнью, отражаемой газетой, что и сказы­вается наиболее равномерным распределением в ней материала по отделам. Главным образом, городской (особенно у петербургских органов) и малоразвитый читатель уличной прессы интере­суется по преимуществу местными новостями и экстраординарными событиями, совсем почти игнорируя новости общерусского характера, внутреннюю жизнь страны и текущую жизнь других народов... Почти исключительно провинциальный читатель дешевой прессы, отличаясь также пристрастием к известиям об экстраординарных событиях, предъявляет, кроме того, спрос на об­щерусские известия и провинциальные, поступаясь заграничными. Эти отличия между провинциальным и городским читателями еще резче сказываются в их спросе на литературно обработанный материал: первый ищет руководящих статей, второй фельетонного чтения. Серьезный читатель большой прессы занимает в этом отношении среднее место. Он потребляет больше руководящих статей, чем уличный городской читатель, и больше фельетонов, чем деревенский читатель дешевых газет.

«Русское богатство». 1901. № 3.

Печатается по тексту журнала с сокращениями

Наши рекомендации