Проектная деятельность педагога.

Педагогическое проектирование как предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающих и обучающихся, как функция любого педагога, не менее значимая, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов, средств, путей и приемов взаимодействия) или коммуникативная. Педагогическое проектирование и создание предположительных вариантов предстоящей деятельности, прогнозирование ее результатов. Объекты педагогического проектирования: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации. Главный объект проектирования - педагогический процесс. Педагогический процесс как объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии. Педагогическая ситуация – составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Содержание этапов проектирования. Формы педагогического проектирования. Характеристика принципов педагогического проектирования (общечеловеческих приоритетов, саморазвития). Основные направления дидактического творчества. Основные направления технологического творчества. Организаторское творчество как творчество в сфере управления. Проектирование технологии учебного процесса как совокупности знаний о способах и средствах проведения учебно-воспитательного процесса. Направленность технологического процесса на разрешение конкретной ситуации, в реальных конкретных условиях. Процесс разработки конкретной педагогической технологии. Технология обучения как системная категория, ее структурные составляющие. Характеристика технологии обучения как способа реализации содержания обучения, представляющего систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающего наиболее эффективное достижение поставленных целей.

35. Взаимодействие общеобразовательных учреждений общего и дополнительного образования.

Взаимодействие системы общего и дополнительного образования на данном этапе развития российского образования как ракурс повышения его результативности и качества. Особенности взаимодействия образовательных учреждений на разных этапах развития образования. Разностороннее развитие обучающихся – общая задача школ и учреждений дополнительного образования. Нормативно-правовое закрепление взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования. Различия в правах и порядке разработки образовательных программ в школах и учреждениях дополнительного образования. Взаимодополнение и взаимопроникновение содержания и организационных форм содружества школ и внешкольных образовательных учреждений в период реформирования образовательной сферы (ориентация образования на профессиональное обучение, на превращение школ в учебно-воспитательные комплексы, создание школ и групп продленного (полного) дня, углубленного изучения отдельных предметов, переход на всеобщее обязательное среднее образование, регионализация образования, стандартизация образования, переход на предпрофильную и профильную подготовку обучающихся и т.д.). Уравнение правового и материального положения педагогов общего и дополнительного образования как одна из задач государственного управления образованием. Единые правила и требования к обучающимся в школах и учреждениях дополнительного образования.

36. Диагностика и оценка качества образовательного процесса в школе и в вузе.

Цели и задачи диагностики, оценки процесса и результатов образовательной деятельности. Характеристика уровня знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целями. Степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг. Качество образования и его измерение в соответствии со стандартами. Качество и результативность деятельности образовательной системы педагога и педагогического сообщества (классной, школьной, муниципальной и др.) Мониторинг и внутренний (внутришкольный) и внешний контроль. Существующие количественные способы оценки знаний (четырехбалльная, рейтинговая, тестовая). Тестовые технологии измерения индивидуальных особенностей человека. Отличие теста от других форм контроля, преимущества теста; классификация педагогических тестов в зависимости от выбранного основания. Цели тестирования, формы предъявления теста, однородность содержания, подходы к разработке теста. Рейтинговая система оценивания, ее сущность и преимущества по сравнению с традиционной. Характеристика различных вариантов балловых оценок. Мониторинг в системе образования – самостоятельная функция управления, в рамках которой проводится выявление и оценивание проводимых педагогических действий. Назначение видов мониторинга: а) информационный – накопление и распространение информации; б) базовый (фоновый) – выявление проблемы и опасностей до того, как они станут осознаваемы на уровне управления (организуемый постоянный контроль с помощью периодического измерения системы индикаторов (показателей)); в) проблемный – выяснений закономерностей, процессов, опасностей тех проблем, которые известны и актуальны с точки зрения управления. Характеристика принципов мониторинга – целостность, оперативность приоритета управления, соответствие целей мониторинга средствам его организации, научность, прогностичность, непротиворечивость. Инспектирование – оценка результативности усвоения норм по установленным правилам, удержание границ нормативного действия. Правила проведения инспектирования. Экспертиза как исследование специалистом-экспертом каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний в определенной области. Система внутришкольного контроля (внутрисистемного) как всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координации текущей работы в соответствии с поставленными задачами. Принципы и виды внутришкольного контроля. Предупредительный характер контроля, направленный на предотвращение возможных ошибок. Методы контроля. Виды контроля. Контроль как внутренний самоанализ (аудит). Анализ, проведение и оформление результатов контроля. Принятие мер по устранению недостатков и поощрения добившихся наилучших показателей.



Наши рекомендации