К. Д Ушинский - основатель русской педагогической науки. Педагогика как наука и искусство.

Воспитание есть основа пед. системы Ушинского. Под народностью он понимал, своеобразие каждого народа, обусловленное историч. развитием, географич. и природными условиями. Лучшим выражением народности, по его мнению есть родной язык, история, география и религия. Он первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя их признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем

Анализируя понятие педагогики как науки и ее предмет– процесс воспитания, – К.Д.Ушинский приходит к заключению, что педагогику (как методику, политику) нельзя назвать наукой в строгом смысле этого слова. Это не наук, а искусство, которое имеет цель «не обучение того, что существует независимо от воли человека, а практическую деятельность, – будущее….»: искусство, которое «стремится создать то, чего еще нет и перед ним в будущем достигается цель и идеал его творчества». В этом смысле педагогика, по мнению К.Д.Ушинского, есть высочайшее из искусств, потому что оно признано удовлетворить наиболее значимую из потребностей человека – стремление к совершенствованию человеческой природы.

Овладение педагогической наукой полагал Ушинский, мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца, созидателя, художника своего дела. С этой точки зрения педагогика не только наука, но и искусство самое обширное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств.

Учитель, по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель. Основной инструмент учителя – обучение. Главное достоинство … преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитать учеников своим предметом. Считал, что воспитателем может быть тот человек, кто умеет видеть не только недостатки детей, но и свои собственные. Воспитатель тогда достигает вершин искусства в своем общении с детьми, когда немеет им большую правду подлинно народных убеждений, когда сам способен на честный гражданский поступок, чем бы для него он не завершился, чем бы он ему не грозил.

По проекту Ушинского в России были открыты лучшие учительские семинарии. К.Д.Ушинский высказал идею об открытии педагогических факультетов в университетах, где бы готовили преподавателей педагогики и учителей средних школ, предлагал сконцентрировать при педфакультетах развитие и распространение педагогической науки.

34. Идея народности образования и воспитания – основа педагогической теории К.Д.Ушинского

В основе педагогической системы К.Д.Ушинского лежит идея народности. Это стержень его педагогической системы.

Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Принцип, идею народности он изложил в статье «О народном и общественном воспитании». К.Д.Ушинским были определены положения, на которых он строил принцип народности:

• русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительские интересы;

• русская педагогика должна быть самобытной, т.е.свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран;

• принцип народности должен быть реализован прежде всего через приоритет родного языка, как предмет школьного образования.

Важное место в трактовке народности К.Д.Ушинский отводил идее труда как ведущего фактора развития личности (видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь); знакомству детей с историей, географией страны, ее природой, обрядами, которые считал источником народного воспитания.

Идея народности предусматривала бессословное образование, обучение детей обоего пола.

38. Перемены в области образования в России 1917 - 1920 гг. (декреты, Постановления, Декларации о единой трудовой школе)

Революционная перестройка всей системы народного образования началась с первых дней социалистической революции. Декретом от 9 ноября (по старому стилю) 1917г. была организована Государственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основ строительства новой системы народного образования.

Народный комиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933гг.) по поручению ком. партии и сов. Правительства обратился с воззваниями к населению, к учительству и к учащимся. В этих воззваниях он изложил основные принципы и задачи советского правительства в области народного образования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школы всех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народному образованию, учет местных и национальных особенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительства новой школы.

11 декабря 1917 г. было принято постановление "О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению". Все учебные заведения находившиеся ранее в введении церкви, преобразовывались в светские.

20 января 1918 г. был принят подписанный Лениным декрет совета народных комиссаров "О свободе совести, церковных и религиозных обществах", провозгласивший отделение церкви от государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести, отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к тому или иному вероисповеданию: указывалось, что каждый может, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Были ликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняя неравность женщин в области образования, как и в других областях общественной жизни. В мае 1918 г. постановлением Наркомпроса во всех учебных заведения было введено совместное обучение учащихся обоего пола.

На первом Всероссийском съезде по просвещению (25 августа – 4 сентября 1918 г.) была одобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень – 5 лет и II ступень – 4 года, в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднюю общеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипность общеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.

В течении 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Пантелея Николаевича Лепешинского шла усиленная разработка "Основных принципов единой трудовой школы". Затем они были опубликованы под названием "Декларация о единой трудовой школе". В этой декларации были провозглашены новые идейно-политические и научно-педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности советской школы. Основное внимание "Декларация" уделяла вопросам демократизации школы, устанавливалась общедоступность и бесплатность школы.

Утверждалось научно-материалистическое содержание образования и прогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовались производительный труд учащихся, работа на пришкольных участках, самообслуживание учеников в школе. Большое место отводилось всестороннему развитию личности: физическому, эстетическому, нравственному.

26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.


Наши рекомендации