Багдасарян, сусанна джамиловна 9 страница
1. Налоги и сборы с недвижимых имуществ: государственный поземельный налог; налог с недвижимых имуществ в городах и посадских местах; сбор с недвижимых имуществ в пригородных местностях Санкт-Петербурга на содержание полиции; поземельная подать с колонистов; государственная оброчная подать в губерниях Сибири; денежный сбор с ясачных вогулов Пермской губернии и т. д.
2. Налоги с торговли и промышленности: государственный промысловый налог; особые сборы с торговли и промышленности.
3. Налоги с денежных капиталов: сбор с доходов от денежных капиталов; сбор со специальных текущих счетов.
4. Подати и личные налоги: подушные и душевая оброчные подати в некоторых местностях Сибири; подушные подати с евреев землевладельцев; подать со скота у киргизов Внутренней орды; кибиточная подать; ясак с кочевых и бродячих инородцев; ярмарочный сбор в Нижнем Новгороде и т. д.
5. Государственный квартирный налог.
Таможенные пошлины играют важную роль в плане пополнения государственного бюджета и, кроме того, служат эффективным способом воздействия на развитие промышленности в стране. При этом две указанные цели таможенного обложения могут противоречить друг другу. Фискальные интересы требуют повышения таможенных пошлин, но чрезмерно высокие пошлины могут стать запретительными, и ввоз данного товара в страну прекратится. Кроме того, на практике часто повышение таможенных пошлин приводит к сокращению ввоза и, следовательно, к падению дохода казны, и наоборот.
Таможенные пошлины устанавливались в Российской империи на основе двух правовых документов: таможенного тарифа и таможенного устава. При этом характерной чертой отечественного таможенного законодательства, как и всего налогового права, являлась его нестабильность. Таможенные уставы, определявшие общий порядок функционирования таможенной службы и устанавливавшие ответственность за таможенные правонарушения, включая контрабанду, менялись не слишком часто. Но таможенные тарифы менялись даже чаще, чем ставки акцизов. Это было характерно, впрочем, не только для России, так как потребности экономики менялись и побуждали к пересмотру таможенных тарифов. В ряде стран законодательство устанавливало обязательность такого пересмотра раз в 10 лет.
К началу XX в. рост фискальных потребностей государства выдвинул задачу установления принципиально новой налоговой системы, основанной на подоходном обложении как более гибком и отвечающем достижениям передовой финансовой теории. Но установление настоящего подоходного налога наталкивалось на сильное сопротивление правящих классов, тех, у кого был действительно высокий доход. Они сопротивлялись, потому что подоходный налог основной своей тяжестью падает именно на имущие классы. Только Первая мировая война и вызванные ею финансовые проблемы, в сочетании с борьбой рабочего класса, позволили ввести данный налог, установленный Законом от 6 апреля 1916 г. В соответствии с данным Законом, подоходный налог должен был взиматься по прогрессивным ставкам – от 0,82% до 10%. При этом Закон устанавливал многочисленные вычеты из дохода, например, издержки получения дохода, взносы по страхованию рабочих, проценты по долгам и т.д., существовали льготы для семейных и больных. Но Закон вступал в силу только с 1917 г., и потому оценить результаты его практической реализации невозможно.
ТЕМА № 8. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО – ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(ФЕВРАЛЬ – ОКТЯБРЬ 1917 г.)
Абсолютная монархия в России прекратила свое существование в феврале 1917 г. Основными причинами свержения самодержавия явились нежелание и неспособность царского правительства провести в России назревшие социально-экономические и политические преобразования. В результате февральских событий 1917 г. произошли кардинальные изменения в государственном строе. 2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола в пользу своего брата Михаила Александровича, 3 марта Михаил отказался от вступления на престол. Управление страной взял на себя Временный комитет Государственной думы, в который вошли представители партий кадетов и октябристов.
Одновременно в ходе революционных событий на предприятиях и в воинских частях создавались Советы рабочих и солдатских депутатов. 1 марта 1917 г. Советы рабочих и Советы солдатских депутатов Петрограда слились и образовали Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, избравший Исполком Совета. В Петроградский Совет входило 250 депутатов, большинство из которых представляли партии эсеров и меньшевиков. 1 марта Петроградским Советом был издан приказ № 1 по Петроградскому гарнизону, согласно которому все решения Исполкома Совета были обязательны для выполнения в армии. В армии отменялось титулование офицеров, создавались выборные комитеты из нижних чинов, заменявшие командный состав.
1 марта начались переговоры между Временным комитетом Государственной думы и Исполкомом петроградского Совета об образовании Временного правительства. 2 мартаВременное правительство было сформировано во главе с князем Львовым. Наибольшее влияние в нем имела партия кадетов. Для взаимодействия Временного правительства и Петросовета была создана контактная комиссия, работавшая до мая 1917г., когда эсеры и меньшевики вошли в состав Временного правительства (май 1917 г.). Задачи Временного правительства были сформулированы в Декларации Временного правительства о его составе и задачах, принятой 3 марта 1917 г. Они сводились к следующему:
– организация созыва Учредительного собрания, на которое возлагалось решение вопроса о власти;
– введение демократических прав и свобод граждан;
– выборы местного самоуправления;
– проведение первых демократических реформ.
Временное правительство формально являлось исполнительным правительственным органом, но при отсутствии парламента, оно сосредоточило в своих руках всю полноту власти в стране и фактически заменило все существовавшие ранее высшие государственные органы (царя, Государственный совет, Государственную думу, Совет министров). Формально Государственная дума и Государственный совет продолжали существовать до 6 октября 1917 г. Но официальная законодательная основа взаимоотношений между Временным правительством, с одной стороны, и IV Государственной думой и Государственным советом, с другой, отсутствовала. Все другие высшие государственные учреждения (Сенат, Синод, Особые совещания и др.) были подотчетны Временному правительству. Прекратила свое существование Собственная его императорского величества канцелярия. При Временном правительстве действовали различные вспомогательные и отраслевые органы, часть из которых существовала и ранее. Продолжали работу министерства иностранных, внутренних дел, военное, морское, финансов, юстиции, торговли, народного просвещения. Однако в их составе и деятельности произошли серьезные изменения. Так, в составе министерства внутренних дел были упразднены штаб отдельного корпуса жандармов (в связи с ликвидацией жандармерии) и Департамент полиции (в связи с заменой полиции милицией), вместо которого было создано Главное управление по делам милиции.
В ходе деятельности Временного правительства были сформированы новые министерства – труда, продовольствия, почт и телеграфов, общественного призрения и др. Были созданы Главный экономический комитет и Экономический совет для регулирования экономики. Продолжалась деятельность Особых совещаний, военно–промышленных комитетов, Земгора.
Деятельность Временного правительства:
– были декларированы политические и гражданские права и свободы граждан, Была введена свобода политических партий, политических объединений и организаций, профессиональных союзов. Политзаключенные получили амнистию;
– декларировалось равенство граждан, независимо от пола, вероисповеданий и национальности;
– была начата подготовка к созыву Учредительного собрания, выборы в которое были первоначально назначены на 17 сентября, а затем перенесены на 12 ноября. 1 сентября была создана Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыбор), разработавшая Положение о выборах на основе всеобщего избирательного права с пропорциональной системой выборов по спискам, выдвигающимся политическими партиями. Право голоса имело все гражданское население с 20 летнего возраста и военнослужащие с 18 лет;
– была проведена реформа местного самоуправления;
– была начата подготовка к проведению земельной реформы, сформирована система земельных комитетов;
– были утверждены права фабрично-заводских комитетов;
– 22 марта было учреждено Юридическое совещание во главе с историком права Ф.Ф. Кокошкиным. В его состав вошли крупнейшие юристы России, Юридическое совещание занималось разработкой нового законодательства. Им было предложено признать утратившими силу ОГЗ 1906 г. Была начата разработка нового уголовного кодекса;
– была реорганизована судебная система. Ликвидировались особые суды (Особое присутствие Сената и нижестоящих судов, военно-полевые суды и др.) и образовывались новые судебные органы, особую роль среди которых играли созданные в марте временные суды (судья и двое заседателей).
Однако, рассматривая себя как временную власть, правительство вплоть до созыва Учредительного собрания не считало себя в праве начинать какие-либо коренные реформы. Нерешительность в действиях, неспособность правительства ослабить социальную напряженность в стране вызвали серию кризисов в его деятельности, сопровождавшихся изменениями в его составе. В результате апрельского кризиса 5 мая было образовано первое коалиционное правительство, в состав, которого вошли шесть министров-социалистов и девять представителей буржуазных партий. 8 июля было образовано второе коалиционное правительство во главе с эсером А.Ф. Керенским. В него вошли семь социалистов и восемь представителей буржуазных партий.
К концу лета в стране продолжалось нарастание кризисных явлений. Стремясь найти выход из создавшегося положения. Временное правительство в августе созвало в Москве Государственное совещание, в котором приняли участие члены IV Государственной думы, кооперативного движения. Советов, профсоюзов, торгово-промышленных организаций, городских органов самоуправления и др. (всего более 2 тыс. человек). Государственное совещание не выработало единой программы действий по выводу страны из состояния кризиса.
В конце августа – начале сентября генералом Корниловым была предпринята попытка государственного переворота и установления военной диктатуры («корниловский мятеж»). После подавления мятежа, стремясь найти поддержку у левых партий. Временное правительство 1 сентября провозгласило Россиюреспубликой.
14 сентября было созвано Демократическое совещание, в котором участвовали представители Советов, земств, кооперативов, армейских организаций и др. На Совещании был сформирован Временный Совет Республики (Предпарламент), предполагавшийся как орган над правительством, но на деле превратившийся в орган законодательных предположений. На основе решения Предпарламента было образовано третье коалиционное правительство во главе с А.Ф. Керенским, состоявшее из десяти социалистов и шести представителей буржуазных партий. Этот состав правительства просуществовал вплоть до 25 октября 1917 г.
Коренной реорганизации была подвергнута система местного управления. Были ликвидированы должности генерал-губернаторов, губернаторов, градоначальников, полицмейстеров, исправников, урядников. Вместо них на местах вводились должности губернских, городских и уездных комиссаров Временного правительства, при которых создавались канцелярии. Вначале комиссары назначались Временным правительством (с марта комиссарами назначались председатели губернских и уездных земских управ), а с августа стали избираться. Лишь в сентябре было разработано «Положение о губернских и уездных комиссарах». В функции комиссаров входила реализация указаний правительства и контроль за местными органами самоуправления.
Были расширены полномочия земских и городских органов местного самоуправления, демократизировалась система выборов в земства. Земские и городские органы самоуправления вводились на всей территории России, втом числе и в местностях, где ранее они не существовали – в Сибири, Архангельской и Астраханской губерниях, разрабатывался вопрос и о введении земств на территории Всевеликого Войска Донского (казаки сопротивлялись, усматривая в земствах попытку ограничить казачье самоуправление).
Во многих районах создавались различные общественные комитеты. На большей части территории России действовали Советы рабочих и Советы крестьянских депутатов, состоявшие из отделов и комиссий и избиравшие из своего состава постоянно действующие исполкомы. В июне делегаты от 390 местных Советов собрались на I Всероссийский съезд Советов, на котором обсуждались перспективы дальнейшего развития России. Взаимоотношения Советов, не входивших в официальные структуры государственной власти, и Временного правительства были весьма сложными. Нередко Советы действовали весьма результативно и заменяли местные органы управления Временного правительства. В целом, в условиях кризиса центральной власти происходило усиление местного управления.
Осенью 1917 г. в стране обострился кризис. Несмотря на все усилия. Временное правительство не способно было стабилизировать обстановку. Партии эсеров, меньшевиков, кадетов все более теряли доверие масс. Не находившаяся у власти партия большевиков, обещавшая вывести страну из кризиса и решить все социально-экономические проблемы, становилась все более популярной. В этих условиях происходила подготовка к созыву II Всероссийского съезда Советов, первоначально назначенного на сентябрь 1917 г. Входившие во ВЦИК эсеры и меньшевики, стремились оттянуть дату начала работы съезда, опасаясь усилившегося влияния большевиков в Советах. Большевицкая фракция ВЦИК настаивала на немедленном созыве съезда. В результате ВЦИК принял решение назначить дату открытия съезда на 20 октября, затем «по техническим причинам» она была перенесена на 25 октября.
С сентября 1917 в ЦК партии большевиков развернулась дискуссия о вооруженном восстании. 15 сентября Ленин выступил с предложением организовать вооруженное восстание с целью передачи власти Советам. Большинство членов ЦК РСДРП(б) не поддержало эту идею, считая, что у большевиков имеются отличные шансы победить парламентским путем на выборах депутатов на съезд Советов. 10 октября Ленину все же удалось склонить большинство членов ЦК на свою сторону. Был взят курс на подготовку к вооруженному восстанию.
Для руководства восстанием при Петроградском Совете был создан Военно – революционный комитет (ВРК) во главе с Троцким. 21 октября на сторону ВРК перешел петроградский гарнизон. Вечером 25 октября отряды Красной гвардии от имени Совета захватили мосты, почту, телеграф, вокзал и т.д. К утру 25 октября Петроград был в руках восставших. ВРК в обращении к гражданам России объявил о захвате власти. Керенский тайно покинул Петроград и отправился в Псков, в штаб северного фронта, где безуспешно пытался получить поддержку.
В 22 час. 40 мин. 25 октября председателем президиума ВЦИК меньшевиком Даном был открытII Всероссийский съезд Советов. Из 649 делегатов большевиков было 390, эсеров – 160, меньшевиков – 72. В ходе работы съезда в 2 часа утра пришло известие о взятии Зимнего дворца и аресте Временного правительства.
Меньшевики, эсеры и «мягкие» большевики (Луначарский) осудили взятие власти как государственный переворот. Меньшевики и эсеры в знак протеста покинули съезд, что резко снизило шансы «мягких» большевиков к достижению компромисса. Большевики пришли к власти.
В 9 часов утра 26 октября открылось второе заседание съезда Советов, на котором впервые появился Ленин. На съезде были приняты первые правовые акты, носившие конституционный характер, и образованы руководящие государственные органы. Съезд принялОбращение «Рабочим, солдатам и крестьянам!», в котором объявлялось о низложении Временного правительства и переходе всей власти в центре и на местах к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Съезд избрал новый состав Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), в который вошли 62 большевика и 29 левых эсеров. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев (с 8 ноября Я.М. Свердлов). На съезде было образовано большевистское Временное рабочее и крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК). Его задачей было управление страной до созыва Учредительного собрания. В состав СНК вошли председатели народных комиссариатов, которые заведовали «отдельными отраслями государственной жизни». Контроль за деятельностью народных комиссаров и право смещения их принадлежали Всероссийскому съезду Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и его ВЦИК.
Съезд утвердил следующий состав правительства: председатель В.И. Ульянов (Ленин), наркомы: по внутренним делам – А.И. Рыков, земледелия – В.П. Милютин, труда – А.Г. Шляпников, торговли и промышленности – В.П. Ногин, по иностранным дедам – Л.Д. Троцкий (Бронштейн), финансов – И.И. Сковорцов (Степанов), просвещения – А.В. Луначарский, юстиции – Г.И. Ошюков (Ломов), продовольствия – И.А. Теодорович, почт и телеграфов – Н.П. Авилов (Глебов); по делам национальностей – И.В. Джугашвили (Сталин), комитет по военным и морским делам – В.А. Овсеенко, Н.В. Крыленко, П.Е. Дыбенко. II Всероссийским съездом Советов был принятДекрет о мире, в котором содержалось предложение к правительствам и народам воюющих стран немедленно начать переговоры о заключении справедливого и демократического мира без аннексий и контрибуций.
Декрет о земле был основан на 242 крестьянских наказах о проведении аграрной реформы, включавших основные положения аграрной программы партии эсеров:
– право частной собственности на землю отменялось навсегда, вся земля объявлялась всенародным достоянием и переходила в пользование трудящихся;
– недра земли, леса и воды, имевшие общегосударственное значение, переходили в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и пр. переходили в пользование общин;
– вводилось многообразие форм землепользования: подворное, хуторское, общинное, артельное (по решению отдельных селений и поселков);
– распределение земли производилось уравнительно по трудовой или потребительской норме органами местного самоуправления.
II Всероссийский съезд Советов носил учредительный характер. Его решения положили начало политике большевиков, направленной на переход к социалистическим преобразованиям. Общедемократический характер первых декретов призван был обеспечить партии большевиков поддержку широких масс населения. Вскоре после съезда были приняты такие важные решения, как установление 8–часового рабочего дня (декрет от 29 октября), ликвидация сословного деления общества (10 ноября 1917 г.), уравнение в правах мужчин и женщин (18 декабря 1917 г.), отделение церкви от государства и школы от церкви (23 января 1918 г.). В «Декларации прав народов России» (2 ноября 1917 г.) провозглашалось уничтожение национального гнета, принцип равноправия наций и права наций на самоопределение, отменялись все национальные и национально-религиозные ограничения. В обращении правительства от 20 ноября 1917 г. «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» объявлялись верования, обычаи, национальные учреждения трудящихся мусульман свободными и неприкосновенными.
ТЕМА № 9. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ (1918-1920 гг.)
Формирование советского государственного аппарата с октября 1917 г. происходило в соответствии стеорией Ленина о государстве, разработанной им к осени 1917 г. Ленин исходил из положения теории Маркса отом, что государство – это машина для подавления эксплуатируемых классов эксплуататорами. В бесклассовом коммунистическом обществе государство отомрет. В переходный период от капитализма к коммунизму государство сохранится, но это будет особое государство – диктатура пролетариата. Государство диктатуры пролетариата будет существовать относительно короткий период времени, пока сохраняются остатки буржуазного общества, вплоть до установления бесклассового социалистического строя. Поэтому конституционная структура государства диктатуры пролетариата должна решать разные, взаимно несовместимые задачи:
1) это должно быть сильное и безжалостное государство, способное сломить сопротивление свергнутого эксплуататорского меньшинства в интересах большинства трудящихся;
2) это государство должно готовиться к собственному отмиранию.
Задача подавления сопротивления свергнутых классов, безусловно, определялась Лениным как ведущая. Но, в силу того, что речь шла о подавлении большинством меньшинства общества, государство диктатуры пролетариата должно было быть демократическим государством. Коренное отличие государства диктатуры пролетариата от всех предшествующих форм государства, особый характер решаемых им задач, делали невозможным использование старого государственного аппарата. Необходим был слом старой государственной машины и замена ее принципиально новой.
Государство диктатуры пролетариата должно было обладать отсутствием специального аппарата подавления, который можно будет заменить простой организацией вооруженных масс; особой форма правления – республика Советов. Советы созданы творчеством самих масс и представляют собой высшую форму демократии – непосредственной и прямой демократии народа. Отрицанием принципа разделения властей, т.к. народ сам будет принимать законы и следить за их исполнением бюрократией.
Воплощение в жизнь теории Ленина о государстве началось сразу после Октября 1917 г. Однако уже первые преобразования показали утопичность и нежизнеспособность многих ее положений. Реализация доктрины слома старого государственного аппарата началась с создания структуры новых государственных органов в центре и на местах.
II Всероссийский съезд Советов объявил о переходе всей полноты власти в центре и на местах к Советам. Начала складываться структура высших и местных государственных органов, которая была закреплена в решениях III Всероссийского съезда Советов в январе 1918 г. Высшим органом власти являлсяВсероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Первоначально параллельно существовали две системы советов: Советы рабочих и солдатских депутатов и советы крестьянских депутатов. Их объединение произошло в ноябре–декабре 1917 г., когда Съезды Советов крестьянских депутатов приняли решение об объединении ЦИК Советов крестьянских депутатов и ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Окончательное объединение Советов произошло на III Всероссийском съезде Советов. В период между съездами высшим органом власти являлся Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК). Компетенция ВЦИК первоначально не была четко определена. Практически он решал все вопросы общегосударственного значения в промежутках между съездами. ВЦИК работал постоянно, пленарные заседания проходили 1 раз в 2 недели. Рабочими органами ВЦИК являлись Президиум, отделы и комиссии. Президиум заседал 2-3 раза в неделю. Он готовил материалы к заседаниям ВЦИК, контролировал работу отделов и комиссий. II Всероссийский съезд Советов сформировал правительство – Совет Народных Комиссаров (CНK), председателем которого являлся В.И. Ленин (подробнее о составе в вопросе 36, п.3). Первоначально это правительство создавалось как временное «для управления страной вплоть до созыва Учредительного собрания». После III Всероссийского съезда Советов определение «временное» было исключено из его названия. СНК являлся постоянно действующим органом, его заседания проходили ежедневно. В январе 1918 г был образован «Малый совнарком» – постоянно действующая комиссия в СНК, в которую входили заместители наркомов. Компетенция СНК также не была четко определена. Он имел право издавать законодательные акты, которые формально должны были утверждаться ВЦИК. На практике законодательные полномочия СНК постоянно увеличивались.
С октября 1917 г. по март 1918 г. сложилась система советских органов власти на местах. Первоначально порядок организации и деятельности Советов на местах не был определен. Структуру и функции исполнительных органов каждый Совет определял по-своему. В Советах создавались отделы (секции, комиссии, комиссариаты) с разнообразными названиями и различной компетенцией. Существовавшие прежде городские и земские органы самоуправления были либо ликвидированы, либо поставлены под контроль Советов, при этом земские управы часто превращались в отделы местных советов по управлению хозяйством. Отрицание необходимости создания специального аппарата принуждения привело к реорганизации армии и милиции на основе принципа всеобщего вооружения народа.
28 октября 1917 г. было издано постановление НКВД об образованиисоветской рабоче – крестьянской милиции. Для охраны общественного порядка создавались добровольные или на основе милиционной повинности рабочие отряды. Они формировались на заводах и фабрикам и подчинялись местным Советам Задача борьбы с уголовной преступностью не ставилась как непосредственная, т.к. предполагалось, что преступность, порожденная классовыми причинами, после исчезновения классов отомрет. Утопичность этой идеи стала ясна уже весной 1918 г. Осенью 1918 г. были созданы постоянно действующие органы милиции на штатной основе.
Рабоче-крестьянская Красная Армия первоначально формировалась на принципе добровольности, по рекомендации от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций. В апреле 1918 г. был введен принцип воинской повинности. Выборность командиров была заменена их назначением. Подавление сопротивления свергнутых классов должны были осуществлять специально созданные органы.
Накануне Октябрьского вооруженного восстания был сформированВоенно–революционный комитет (ВРК). После победы большевиков ВРК был сохранен и его основной задачей стала борьба с контрреволюцией. 7 декабря 1917 г. ВРК был упразднен и на его основе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), во главе с Ф.Э. Дзержинским. На местах создавались местные чрезвычайные комиссии, подчиненные ВЧК. Органы ЧК имели право на производство арестов, обысков, реквизиций и конфискаций. Основной задачей органов ЧК являлась борьбы с контрреволюционными выступлениями и саботажем чиновников. На деле в конце 1917 г – первой половине 1918 г. они занимались также организацией борьбы с уголовной преступностью.
ВСЕРОССИЙСКОЕ УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Требование созываУчредительного собрания после победы революции и свержения самодержавия вошло в программы ряда политических партий в годы революции 1905–1907 гг. В феврале 1917 г. при создании Временного правительствабыл достигнут компромисс между либеральными партиями и партиями социалистической направленности, суть которого была изложена в Декларации об образовании Временного правительства. Пункт 4 этой декларации содержал требование начать «немедленную подготовку к созыву на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования Учредительного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны». Временное правительство провело определенную работу по подготовке к созыву Учредительного собрания. Созданное в марте 1917 г. Юридическое совещание подготовило к осени 1917 г. ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось вынести на обсуждение в Учредительное собрание. Согласно проекту «Об организации исполнительной власти при Учредительном собрании» предполагалось на Учредительном собрании провести выборы временного Президента, который являлся бы главой правительства и главой государства. Президент наделялся законодательной инициативой. От его имени и по его инициативе в Учредительное собрание должны были вноситься законопроекты.
Срок выборов в Учредительное собрание первоначально был назначен на 17 сентября, а затем перенесен на 12 ноября. Была создана Всероссийская по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия (Всевыбор), члены которой были утверждены 1 сентября 1917 г. Комиссия подготовила положение о выборах в Учредительное собрание, предусматривавшее всеобщее избирательное право с пропорциональной системой выборов по партийным спискам. Право голоса получало все гражданское население в возрасте с 20 лет и военнослужащие – с 18 лет. Предложенная система выборов была весьма демократичной.
Работа по подготовке выборов была прервана Октябрьским восстанием. После прихода к власти большевики оказались связанными обещаниями созыва Учредительного собрания, содержавшимися вомногих партийных документах периода между февралем и октябрем 1917г. В одном из первых же постановлений СНК была подтверждена дата выборов, установленная Временным правительством.
Однако отношение РСДРП к идее созыва Учредительного собрания изменилось. До октябрьских событий Ленин в своих выступлениях неоднократно подвергал критике Временное правительство за затягивание выборов. В Тезисах об Учредительном собрании, подготовленных В.И. Лениным после октябрьского восстания, говорилось, что в условиях начавшейся социалистической революции идея созыва Учредительного собрания себя исчерпала. Волею масс уже создана республика Советов, которая является более высокой формой демократии, чем обычная буржуазная республика. Тем не менее, большевики согласны были пойти на созыв Учредительного собрания, при условии, что оно сделает «безоговорочное заявление о признании Советской власти».
Для обсуждения на Учредительном собрании был подготовлен документ «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», носивший конституционный характер. В Декларации Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой вся власть в центре и на местах принадлежит Советам. Советская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик. В документе были закреплены все ранее проведенные большевиками политические, аграрные и социальные преобразования. Завершалась Декларация следующими словами: «Будучи выбрано на основании партийных списков, составленных до Октябрьской революции, когда народ не мог еще всей массой восстать против эксплуататоров... Учредительное собрание считало бы в корне неправильным, даже с формальной точки зрения, противопоставлять себя Советской власти. Поддерживая Советскую власть и декреты СНК, Учредительное собрание считает, что его задачи исчерпываются установлением коренных оснований социалистического переустройства общества».