Правосубъектность международных организаций.
Основой правосубъектности международной межправительственной организации является соответствующий учредительный документ, который наделяет ее правом участвовать в международных отношениях и принимать решения от имени организации, заключать международные договоры с государствами и другими межправительственными организациями.
Международная правосубъектность межправительственной организации проявляется в ее правовом положении, в объеме тех прав и обязанностей, которыми государства наделяют организацию, и от характера которых сама организация в дальнейшемм может (или не может) приобретать другие права и обязанности.
Правосубъектность международных межправительственных организаций носит функциональный характер, поскольку она обусловлена целями и задачами, определенными учредительным документом.
Международные межправительственные организации относятся к категории вторичных субъектов международного права. Они создаются государствами, которые являются не только их учредителями, во впоследствии становятся членами этих организаций.
Международную организацию, кроме указанных признаков, отличает: постоянный или регулярный характер ее деятельности; использование в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; принятие решений по специальной процедуре путем голосования или консенсусом, а также вид этих решений, которые весьма часто носят рекомендательный характер.
Основными правами ММПО являются следующие:
— право участвовать в созданий международно-правовых норм;
— право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;
— право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;
— право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.
МНПО (в их число входят, например, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация породненных и объединенных городов. Международный союз местных властей, Amnesty International и др.), учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами лиц) и являются организациями международной общественности, общественными объединениями «с иностранным элементом». Они обладают специальной правосубъектностью в силу того, что им предоставляется консультативный международно-правовой статус при международных межправительственных организациях.
Так, например, Межпарламентский союз имеет статус первой категории в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС). Начало такому порядку было положено в резолюции 1296 «Мероприятия по консультациям с неправительственным организациями», принятой в 1968 году на 44-й сессии ЭКОСОС. Принятию резолюции способствовало положение, закрепленное в статье 71 Устава ООН, согласно которому «ЭКОСОС уполномачивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть установлены с международными организациями, а в случае надобности — с национальными организациями после консультации с заинтересованными членами организации».
Признание государств.
Междунаро́дно-правово́е призна́ние — односторонний акт государства, посредством которого юридически признаётся возникновение нового субъекта международного права с целью установления с ним дипломатических либо иных отношений.
Признание новых государств или правительств является исключительной прерогативой других суверенных государств.
Основные виды международно-правового признания следующие:
Признание государства (государственно-подобного субъекта международного права). Признание государства, сделанное другим государством, свидетельствует о том, что новое государство признаётся независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.
Признание правительства (в том числе и правительства в изгнании или другого ещё не обладающего реальной государственной властью, но намеренного обладать ей в будущем). Такое признание свидетельствует о том, что новое правительство теперь рассматривается как законное правительство данного государства, представляющее его на международной арене. Вопрос о таком признании может возникать при революциях или переворотах, но практически никогда не возникает при обычной смене власти в той или иной стране, например, в результате демократических выборов.
Признание восставшей (воюющей) стороны.
Признание борющихся за независимость наций или национально-освободительных движений.
Признание организаций сопротивления.
Кроме того, по критерию времени признания разделяют на:
Преждевременное — производится до того, как образование приобрело признаки государства (территория, население, независимость власти и способности вступать в международные отношения) или правительство полностью пришло к власти. Большинством ученых воспринимается как вмешательство во внутренние дела государства (А. Фердросс, Л. Оппенгейм).
Запоздалое — производится спустя большой промежуток времени после приобретения государством всех признаков субъекта международного права (например, признание КНР Соединёнными штатами Америки в 1979 году).
В литературе также по критерию субъекта, который совершает акт признания в отношении дестинатора выделяется:
Индивидуальное — признание одним государством другого государства либо правительства.
Коллективное — одновременное признание государства (правительства) группой государств в рамках международной конференции.
Существуют следующие формы международного признания:
Признание де-юре — полное официальное признание государств (государственно-подобных субъектов международного права) или их правительств. Установление либо поддержание дипломатических отношений всегда свидетельствует о таком признании, хотя не является обязательным для него.
Признание де-факто — неполное и неокончательное признание. При таком признании дипломатические отношения не могут быть установлены, однако заключаются двусторонние торговые, финансовые, образовательные, экологические и другие соглашения. Применяется, когда у признающего государства нет уверенности в прочности нового субъекта международного права, либо когда сам субъект себя считает временным образованием. Следует при этом отметить, что в отличие от двусторонних договоров, сам факт участия двух государств в одном многостороннем международном договоре или международной организации не может свидетельствовать об их взаимном признании в какой-либо форме.
Признание ad hoc — разовое временное признание, когда такой акт носит вынужденный характер для того, чтобы разрешить конкретные вопросы между государствами, которые официально не желают признавать друг друга.
В 1991 году на встрече министров иностранных дел стран ЕС были сформированы следующие критерии, которым должно соответствовать государство для его официального признания:
Соблюдение положений Устава ООН;
Уважение принципа нерушимости границ;
Уважение прав и свобод человека, построение демократического режима, гарантирование прав этнических и национальных меньшинств;
Принятие обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия;
Мирное разрешение региональных споров, в том числе связанных с вопросами правопреемства.