Тема 12. Право международных организаций и конференций. 1. Правовая природа международных организаций.

(2 часа)

1. Правовая природа международных организаций.

2. Организация Объединенных Наций.

3. Специализированные учреждения ООН.

4. Понятие и общая характеристика региональных международных организаций.

5. Совет Европы: история создания, учредительные документы, цели и задачи. Главные органы Совета Европы: Комитет министров, Парламентская ассамблея, Совещания отраслевых министров, Секретариат.

6. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

7. Международные конференции: понятие и виды.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Совет Европы в системе международных организаций.

2. Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

В ходе семинарского занятия студенты должны дать понятие и назвать источники права международных организаций. Рассказать о международных организациях и международных отношениях, назвать порядок образования и юридическую природу международных организаций. Дать классификацию международных организаций.

Также студенты должны раскрыть суть правовой природы международных организаций. Назвать компетенцию и функции международных организаций, затронуть вопрос о членстве в международных организациях.

Необходимо также назвать органы международных организаций, рассказать о принятии решений международными организациями и о нормотворчестве международных организаций.

Отдельным вопросом проходит создание Организации Объединенных Наций (ООН), ее значение в международных отношениях. Студент должен назвать главные органы ООН: Совет Безопасности. Генеральная Ассамблея. Экономический и Социальный Совет. Совет по опеке. Секретариат. Международный Суд.

Рассказать об Уставе ООН как об универсальном международном договоре. Раскрыть эффективность ООН как инструмента укрепления международного мира и предотвращения войны.

Также необходимо в ходе данной темы назвать специализированные учреждения ООН, раскрыть их правовое положение.

Назвать региональные и межрегиональные международные организации. Обязательно затронуть вопрос о Содружестве Независимых Государств, его главных органах.

Тема 13. Международное право прав человека. (2 часа)

1. Понятие и принципы права прав человека.

2. Права человека в истории международного права и международных отношений.

3. Классификация прав человека.

4. Содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Особенности международной защиты прав человека как отрасли международного права.

2. Региональное сотрудничество по вопросам прав человека.

3. Механизм международного контроля за соблюдением прав человека.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студентам необходимо раскрыть такие вопросы как понятие и принципы права прав человека. Особенное внимание нужно уделить такому вопросу как права человека в истории международного права и международных отношений, чтобы провести сравнительный анализ правовых актов разных исторических периодов и настоящего времени. Студенты должны назвать классификацию прав человека.

Кроме того, необходимо охарактеризовать содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах как основные источники в области международного права прав человека.

Тема 14. Международное гуманитарное право. (2 часа)

1. Понятие и принципы международного гуманитарного права.

2. Начало войны и его правовые последствия.

3. Участники вооруженных конфликтов.

4. Ограничение средств и методов ведения войны.

5. Режим военного плена.

7. Режим военной оккупации.

8. Защита гражданского населения во время вооруженных конфликтов.

9. Капитуляция. Мирный договор.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Международное гуманитарные право о защите гражданских объектов и культурных ценностей.

2. Имплементация норм международного гуманитарного права в российское законодательство.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать понятие, назвать принципы, источники и субъекты международного гуманитарного права. Принцип гуманизации вооруженных конфликтов - основополагающий принцип международного гуманитарного права. Права и обязанности нейтральных государств в период вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право о законных участниках вооруженных конфликтов. Вооруженные силы по международному гуманитарному праву. Правовые последствия начала войны. Комбатанты и некомбатанты, их правовой статус. Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права. Юридические советники в вооруженных силах. Правовое положение медицинского персонала и духовенства. Правовой статус журналистов.

Защита жертв войны в международном гуманитарном праве. Понятие жертв войны. Раненые, больные, лица потерпевшие кораблекрушение. Пропавшие без вести. Военнопленные, их правовой статус. Лица задержанные или лишенные свободы в связи с вооруженным конфликтом немеждународного характера.

Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны. Запрещенные методы и средства ведения войны. Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права.

Защита природной среды, гражданских объектов и культурных ценностей в период вооруженного конфликта.

Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права.

Тема 15. Международное морское право. (2 часа)

1. Понятие, принципы и источники международного морского права.

2. Понятие и правовой режим внутренних вод, территориального моря.

3. Континентальный шельф. Исключительная экономическая зона.

4. Международный район морского дна: понятие и правовой режим.

5. Международные проливы, международные каналы.

6. Понятие и статус архипелажных вод.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать понятие и назвать источники международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Женевские конвенции по морскому праву 1958 г.

Внутренние морские воды, их правовой режим. Правовой режим территориального моря. Прилежащая зона.

Понятие открытого моря, его правовой режим. Принцип свободы открытого моря. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона, их правовой режим. Морское дно за пределами континентального шельфа и его недра.

Тема 16. Международное воздушное право. (2 часа)

1. Понятие, принципы и источники международного воздушного права

2. Режим полетов в суверенном воздушном пространстве. "Свободы воздуха".

3. Правовой режим воздушного пространства РФ.

4. Режим полетов в международном воздушном пространстве

5. Борьба с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать понятие международного воздушного права, назвать его источники. Обратить внимание на основные принципы международного воздушного права. Определить правовой статус воздушного судна и экипажа.

Рассказать о борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Определить ответственность в международном воздушном праве.

Кроме того, студенты должны назвать «Свободы воздуха», их отличия друг от друг.

Тема 17. Международное космическое право. (2 часа)

1. Понятие международного космического права

2. Правовой статус космического пространства и небесных тел.

3. Субъекты международного космического права. Космическая деятельность. Космические объекты.

4. Ответственность в международном космическом праве.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии предусматривается рассмотреть две темы: Международное космическое право и Международно-правовой режим Антарктики. В ходе рассмотрения первой темынеобходимо датьпонятие, назвать принципы и источники международного космического права, затем нужно затронуть вопрос о правовом режиме космического пространства и небесных тел.

Также студенты должны раскрыть суть правового регулирования прикладных видов космической деятельности. Нужно рассказать о дистанционном зондировании земли (ДЗЗ); о космической метеорологии, радиосвязи, непосредственном телевизионном вещании (НТВ) и международном контроле. Студенты должны раскрыть вопрос об ограничении применения оружия в космическом пространстве.

Тема 18. Международное экономическое право. (2 часа)

1. Понятие международного экономического права. Принципы международного экономического права. Основные направления международного экономического сотрудничества.

2. Торговые соглашения, соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Соглашения о международных расчетах и кредитах.

3. Международные экономические организации: понятие, компетенция, виды. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

4. Международные налоговые соглашения: понятие, виды.

5. Международные таможенные соглашения. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Всемирная торговая организация.

6. Международные транспортные соглашения: понятие, виды.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать определение, что такое международное экономическое право, назвать его предмет, субъекты, а также рассказать, что относится к экономическим отношениям.

Кроме того, обязательно нужно рассказать об экономических международных организациях, провести их классификацию, назвать отличия друг от друга.

Тема 19. Международное уголовное право. (2 часа)

1. Понятие международного уголовного права.

2. Международные преступления: понятие, виды.

3. Преступления международного характера

4. Отдельные виды преступлений. Геноцид. Апартеид. Незаконный оборот наркотиков. Международный терроризм.

5. Правовая помощь по уголовным делам. Органы, оказывающие правовую помощь.

6. Понятие и процедура экстрадиции.

7. Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений.

8. Организация международной уголовной полиции. Основные направления деятельности. НЦБ Интерпола в РФ.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Международная организация уголовной полиции (Интерпол).

2. Специализированные органы ООН и борьба с международной преступностью.

3. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия.

4. Международное сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

В ходе семинарского занятия студентам предлагается ответить на следующие вопросы: раскрыть понятие международной борьбы с преступностью, ее формы и особенности; назвать международные преступления и преступления международного характера, раскрыть их классификацию. Определить, в чем будет заключаться многостороннее сотрудничество государств по борьбе с преступностью в рамках ООН и сотрудничество в борьбе с отдельными видами преступлений международного характера (торговля людьми, порнография, подделка денежных знаков и тд.). Отдельно остановиться на таком виде международного преступления как борьба с международным терроризмом, назвать систему международного сотрудничества в борьбе с терроризмом.

Кроме того, студенты должны раскрыть сущность правовой помощи по уголовным делам, назвать международные органы по борьбе с преступностью, международные организации и отдельно рассказать об Интерполе как о международной организации уголовной полиции. Проанализировать ее деятельность в Российской Федерации.

Тема 20. Право международной безопасности. (2 часа)

1. Понятие и принципы права международной безопасности. Cистема всеобъемлющей международной безопасности: понятие и составляющие.

2. Универсальная система коллективной безопасности.

3. Региональная система коллективной безопасности.

4. Система коллективной безопасности в рамках ООН

5. Региональные организации по безопасности: организация Северо-атлантического договора (НАТО). Договор об обороне Юго-Восточной Азии. ОБСЕ. Система коллективной безопасности в рамках СНГ.

6. Разоружение и сокращение вооружений.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

Темы рефератов:

1. Правовое регулирование операций по поддержанию мира.

2. Проблемы обеспечения коллективной безопасности в рамках СНГ и ОДКБ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны дать понятие права международной безопасности, общая характеристика международной безопасности. Общая характеристика международно-правовых средств обеспечения безопасности. Основные принципы и источники права международной безопасности.

Всеобщая безопасность. Система поддержания мира и безопасности по Уставу ООН. Действия Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии. Операции ООН по поддержанию мира.

Региональная безопасность. Региональные организации безопасности: ЛАГ, ОАЕ, ОАГ. Обеспечение безопасности в рамках СНГ.

Система европейской безопасности. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Основные документы ОБСЕ по обеспечению мира и безопасности в Европе. Заключительный акт 1975 г. Решения Будапештской (1994 г.) и Лиссабонской (1996 г.) встреч. Стамбульская декларация, Хартия европейской безопасности и Венский документ для переговоров по мерам укрепления доверия и безопасности 1999 г.

Тема 21. Правовое положение Антарктиды. (2 часа)

1. Договор об Антарктиде.

2. Правовой статус Антарктики.

3. Механизм консультативных совещаний.

4. Правовой режим живых и минеральных ресурсов Антарктики.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Раскрывая вопросы данной темы, нужно рассказать об истории возникновении материка Антарктики, назвать фамилии исследователей, открывших этот материк, а также про все энциклопедии, исследовавших Антарктику. Затем рассказать о Договоре об Антарктике 1959 года. Назвать главные его положения, назвать стороны, которые его заключили и основные причины заключения. Консультативные совещания, как одни из важнейших элементов механизма участников Договора.

Тема 22. Международное право охраны окружающей среды. (2 часа)

1. Основные направления международного сотрудничества по охране окружающей среды.

2. Международно-правовая охрана атмосферы Земли, околоземного и космического пространства.

3. Международно-правовая охрана Мирового океана.

4. Международно-правовая охрана животного и растительного мира.

5. Международно-правовая охрана окружающей среды oт загрязнения радиоактивными отходами.

Оценка. Оценка владения студентами информации по обсуждаемым вопросам, умения обоснования выдвигаемой точки зрения, ведения дискуссии.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

На данном семинарском занятии студенты должны определить основные направления международного сотрудничества по охране окружающей среды, охарактеризовать международно-правовую охрану атмосферы Земли, околоземного и космического пространства, кроме того, студенты должны рассказать о международно-правовой охране животного и растительного мира и международно-правовой охране окружающей среды oт загрязнения радиоактивными отходами.

Наши рекомендации