Понятие и основные признаки международных организаций. Типология международных организаций.

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации(МПО), неправительственные организации(МНПО), транснациональные корпорации(ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния— относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени.

Стремительное развитие международных организаций во второй половине ХХ столетия обусловлено рядом причин. Среди основных можно назвать следующие:

- Вторая мировая война привела к осознанию опасности конфликтов и необходимости создания системы, способствующей их предотвращению. Один из путей - создание международной организации, которая занималась бы этими вопросами. Сохранение мира и предотвращение войн были главными целями при создании ООН.

- Мировое разделение труда, усиление и развитие контактов требовали формирования на международном уровне организаций, которые обеспечивали бы сотрудничество и и служили его проводниками. В этой связи появилось множество соответствующих МПО на глобальном и региональном уровнях.

- Возникновение глобальных проблем (экологических, голода и т.п.), которые не могли и не могут быть решены в рамках одной страны или группы стран, поставило вопрос о координации усилий.

Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основные черты, определяющие международные организации: это,

· во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах;

· во-вторых, наличие постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации;

· в-третьих, автономность компетенций и решений.

Указанные черты в полной мере относятся к международным межправительственным организациям (МПО), которые являются стабильными объединениями государств, основанными на международных договорах, обладающими определенной согласованной компетенцией и постоянными органами.

Венский Конгресс1815 г., возвестив об окончании наполеоновских войн и рождении новой эпохи в международных отношениях, одновременно возвестил и о появлении в них нового участника: Заключительным актом Конгресса было провозглашено создание первой МПО— Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX в. в мире существовало уже более десятка подобных организаций, появившихся как следствие

индустриальной революции, породившей потребность в функциональном сотрудничестве государств в области промышленности, техники и коммуникаций и т.п.

МПО непосредственно политического характера возникают после Первой мировой войны(Лига Наций, Международная организация труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в 1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической, социальной и культурной областях. Параллельно с развитием ее специализированных органов и институтов создаются межправительственные организации межрегионального и регионального характера, направленные на расширение сотрудничества государств в различных областях: Совет Европы(1949), Лига арабских государств(1945) и т. д. С 1945 г. число МПО удвоилось, составив к началу1970-х гг. 220 организаций. В середине1970-х гг. их было уже260, а в настоящее время – более 400.

Потребности функционирования этих организаций вызывают необходимость созыва периодических конференций представителей входящих в них стран, а подготовка таких конференций и выполнение их решений, в свою очередь, ведет к созданию постоянных административных структур— «аппарата». Отмеченное увеличение количества МПО и численности их постоянных работников есть одно из свидетельств роста взаимозависимости государств и их многостороннего сотрудничества на постоянной основе. Более того, будучи созданы, подобные организации приобретают определенную автономию по отношению к государствам-учредителям и становятся отчасти неподконтрольными им. Это дает им возможность оказывать постоянное влияние на поведение государств в различных сферах их взаимодействия и в этом смысле играть роль наднационального института.

Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых, ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном акторе. Наиболее распространенной является классификация МПО по «геополитическому» критерию и членству и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае выделяют такие типы межправительственных организаций, как универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская конференция); региональный (например, Латиноамериканская экономическая система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием различают общецелевые (ООН); экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный банк); научные («Эврика»); технические (Международный союз телекоммуникаций); или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро мер и весов).



Наши рекомендации