Отношение к Первой мировой войне социальных групп и политических партий
Трудности военного положения
промышленность не справляется с потребностями войны;
не хватает снарядов, винтовок;
сбои транспорта – редкая ж/д сеть;
перебои с продовольствием в крупных городах;
сокращение сборов хлеба и мяса – нет тружеников в деревне;
падение производства предметов потребления;
крестьянам невыгодно продавать хлеб: прячут, зарывают в землю Þ отчуждение части урожая по твердым ценам, карточки
деморализация солдат;
к концу 1915 г. армия выведена из строя: офицеры – гимназисты, врачи, учителя (интеллигенция, не верящая властям)
раненые фронтовики, беженцы Þ социально опасный контингент.
В отличие от Русско-японской войны, которая была непопулярной, война 1914года вызвала у населения взрыв патриотизма. С объявлением мобилизации сразу прекратились все забастовки. На заседании Государственной Думы 26 июля 1914 г. лидеры всех буржуазно-помещичьих фракций выступили с призывом сплотиться. На этом же заседании Дума единогласно (социал-демократы отказались от голосования) одобрила военные кредиты.
В начале войны были созданы всероссийские союзы - Земский и Городской, поставившие своей целью привлечь широкие общественные слои к совместным с правительством мероприятий по обороне государства.
Начало первой мировой войны привело к распаду II Интернационала, изменившего принципам пролетарского интернационализма, и проголосовавшего за поддержку буржуазии в войне. 22 июля (4 августа) 1914 г. в германском рейхстаге социал-демократическая фракция проголосовала за предоставление военных кредитов правительству.
Единственной партией, четко стоявшей на своих позициях, оказалась партия большевиков. В манифесте ЦК РСДРП, опубликованном 19 октября 1914 г. В Центральном Органе партии "Социал-демократ", был провозглашен лозунг превращения империалистической войны в войну гражданскую, в революцию против эксплуататорских классов. Первыми шагами на пути к этой великой цели должны были стать безусловный отказ от одобрения военных кредитов и выход социалистов из буржуазных правительств, полный разрыв с политикой "национального мира".
Билет №44
Никон и Аввакум: личность, взгляды, методы борьбы. Раскол РПЦ в XVII в. и современность.
Во второй половине XVII столетия, во Время царствования Алексея Михайловича, в России наступила очередь реформирования православной церкви.
Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавших авторитет церкви. Было только неясно, что брать за основу - переводы на старославянский язык византийских богослужебных книг, или сами греческие тексты. По приказу Никона в качестве образцов были взяты греческие книги. Это послужило формальным основанием для раскола.
"Боголюбцы" считали, исправление богослужебных книг должно было производиться не по греческим, а по старинным русским рукописям. С большой настороженностью они относились ко всему иноземному, неприязненно воспринимали проникновение элементов западной культуры в Россию.
Официальная церковь и государство незамедлительно начали преследование сторонников старых обрядов. Их расстреливали, вешали и сжигали в кострах. Протопоп Аввакум особенно рьяно выступал против Никона и никонианства.
В течение пятнадцати лет Аввакум содержался в бревенчатом срубе. Убедившись, что сломить волю этого человека невозможно, правительство сожгло его на костре. Властолюбивый Никон не пожелал удовлетвориться второй ролью в государстве. Опираясь на принцип "священство выше царства", он попытался полностью выйти из подчинения светской власти и утвердить свое верховное господство не только над церковными людьми, но и над мирянами.
Позднее Никона низложили с патриаршества.
Билет №45