Универсальные массовые библиотеки (УМБ).

Основные типологические черты

УМБ составляют основную массу библиотечных учреждений страны. Они общедоступны, равномерно распределены по территории и составляют более трети общего числа библиотек страны. На их долю приходится около 40 % книжного фонда страны. В массовой библиотеке (в отличие от УНБ) мы имеем дело преимущественно с читателями, у которых только пробудилось стремление к самостоятельному приобретению научных знаний, для которых книга — их источник. Задача состоит в том, чтобы укрепить и углубить это стремление на популярном уровне. Поэтому требование универсальности фондов массовых библиотек должно сочетаться с требованием понятности, доступности книг для читателя. Сложных, адресованных узкому кругу специалистов изданий в массовых библиотекарях практически нет, и при необходимости их можно получить по межбиблиотечному абонементу.

Массовые библиотеки РФ прошли сложный и своеобразный по сравнению с западноевропейскими и североамериканскими публичными библиотеками путь развития. Они вобрали в себя черты народных библиотек, существовавших в России до 1917 г., и современных публичных библиотек. Долгие годы массовые библиотеки развивались как учреждения политического (коммунистического) просвещения, до середины 50-х гг. они так и назывались: "политпросветские библиотеки". Большинство массовых библиотек было ориентировано не на личность с его индивидуальными потребностями, а на так называемых средних читателей с однотипными потребностями. Долгие годы массовые библиотеки развивались в условиях однообразия, унификации форм и методов работы, жесткой зафиксированности функций, не имея возможностей оперативно и гибко отзываться на изменения читательских потребностей и запросов, без учета самостоятельности и инициативы трудовых коллективов библиотек. В централизованной системе массовых библиотек не было видимых читателю различий ни по составу фондов, ни по формам работы. Неудовлетворенность одной конкретной библиотекой переносилась на остальные. В современных условиях, когда потребности людей все более дифференцируются и в то же время расширяются возможности пользования альтернативными средствами культуры (телевидение, видео), ориентация библиотек только на массового читателя лишает их опоры среди пользователей и уважения со стороны общества. Нельзя согласиться с утверждением некоторых специалистов, что массовая библиотека изжила себя организационно, функционально и идейно. В отечественном библиотековедении наблюдаются смешение и противопоставление понятий "массовая" и "публичная" библиотека. Бытует мнение, что, несмотря на определенную близость этих терминов, они все же различаются. Утверждается, что публичная библиотека — не разновидность массовой, а совершенно новый, особый тип государственной библиотеки, имеющей свой юридический статус и обозначение в правовых документах.

Массовая библиотека по-прежнему ориентируется на широкую массу читателей, пропаганду массовых идей, а публичная — это элитная, общественная библиотека. Противопоставление массовой и публичной библиотек является принципиально неверным. Нельзя недостатки деятельности массовых библиотек в прежние годы, обусловленные старой идеологической системой, переносить на современные библиотеки и закреплять их как типологически сущностные. Между библиотеками публичными и массовыми существуют лишь терминологические, а не сущностные различия. Массовая библиотека не только может стать публичной, она ею является по сути своей.

Сейчас массовые библиотеки переживают сложный переходный этап устранения недостатков предшествующего периода и создания условий для превращения ее в действительно публичную библиотеку. Надо освободить массовую библиотеку от заидеологизированности и формализма прежних лет, расширить сферу ее деятельности, изменить методы работы, сделать ее открытой для всех и каждого. Массовая библиотека, будучи универсальной по своим функциям, выполняет широкий спектр задач, связанных с содействием общему образованию, повышению культурного уровня населения и организации разумного досуга, пополнению профессиональных знаний и повышению квалификации трудящихся, распространению и популяризации научных знаний.

Ориентированные не на массу читателей, а на личность, на целевые группы читателей (любительские, семейно-бытовые, развлекательные, общественно-политические и др.) массовые библиотеки приобщают к книжной культуре все более широкие слои населения. Массовая библиотека — культурно-просветительный центр и центр отдыха. Наряду с задачами просвещения и информации она решает и задачу стимулирования разных аспектов культурной деятельности населения. Че- 62 рез выставки, кружки, лекции, кинофильмы, конкурсы, экскурсии и т. п. массовая библиотека стимулирует чтение, превращает не читающую публику в читающую. Важно в этой работе не допустить опасности превращения библиотеки в учреждение досуга, растворения ее в разного рода культурных "комплексах" и “центрах". Массовая библиотека должна сохранить свою самостоятельность и универсальную связь со всеми учреждениями культуры.

Массовая библиотека — это местная, муниципальная библиотека, максимально приближенная к месту жительства, труда и отдыха населения. В целях укрепления связей с населением обслуживаемого библиотекой района перспективным в современных условиях становится развитие такой функции массовой библиотеки, как организация справочно-фактографической информации по вопросам повседневной жизни людей (о приватизации, жилищном и трудовом законодательстве, пенсионном обеспечении, акционерных обществах, деятельности органов законодательной и исполнительной власти и т. д.). Массовая библиотека становится центром социальной жизни района, своеобразным общедоступным банком данных, из которого граждане черпают необходимые им сведения. Это так называемое "местное обслуживание” направлено на удовлетворение индивидуальных многообразных интересов каждого человека в области здравоохранения, жилья, трудоустройства, транспорта, культуры, досуга и т. д. Выдача информации содействует увеличению спроса на литературу.

Расширяется круг читателей, привлекаются к чтению люди с ограниченными возможностями (малограмотные, представители национальных меньшинств, инвалиды, люди престарелого возраста, безработные и др.). Таким образом, реализуется принцип, выдвинутый еще Н. А. Рубакиным: "От жизни — к книге, и от книги — к жизни". В 70—80-е гг. в деятельность массовых библиотек продвигалась идея о возможности реализации ими задач удовлетворения профессиональных запросов специалистов. Практика показала несостоятельность этой идеи. Массовые библиотеки не могут на одном уровне со специальными библиотеками выполнять эту задачу без ущерба для их традиционных функций: обеспечения досуга, полезного использования свободного времени, развития культуры, организации межличностного общения. Вместе с тем недостаточное развитие сети специальных библиотек в небольших городах и сельской местности, случайность и неполнота комплектования ' 63 их фондов научной и специальной литературой, особенно общенаучной, межотраслевой и комплексной тематики, стимулируют использование массовых библиотек специалистами в профессиональных целях. Во многих случаях массовые библиотеки являются единственными учреждениями, удовлетворяющими информационные потребности специалистов (в области культуры, народного образования, сельского хозяйства, медицины, строительной, местной промышленности, коммунального хозяйства и т. д.).

За последнее десятилетие многие крупные массовые библиотеки (районного и городского значения) стали выполнять во все возрастающей степени задачи обслуживания, свойственные специальным библиотекам. К задачам такого рода относятся, с одной стороны, комплектование и научно-библиографическая обработка фондов книгохранения, а также предоставление в пределах возможностей данной библиотеки наиболее актуальных источников информации, необходимых специалистам, а с другой — информационная деятельность таких библиотек в местных рамках, обращенная к промышленным предприятиям, организациям и учреждениям культуры и другим, расположенным в зоне их обслуживания и не располагающим собственными информационными службами и достаточно развитыми фондами информационных источников. Поэтому необходимо повышение удельного веса специальной литературы в фондах массовых библиотек, открытие специализированных филиалов. Должны также укрепиться по всем направлениям координационные связи массовых библиотек со специальными.

Наши рекомендации