Основные направления развития библиотеки в рамках Концепции создания и развития Электронной библиотеки

· выбор и приобретение программного обеспечения, отвечающего современным требованиям, т.е. поддерживающее стандартный протокол обработки/передачи данных в библиотечной системе Z39.50 (АБИС «МАРК-SQL»).

· приобретение сервера;

· приобретение DVD-ROMа (для записи электронных документов);

· приобретение компьютеров для библиографа и каталогизатора;

· открытие электронного читального зала библиотеки (отдельный класс, компьютерные посадочные места в котором объединены в локальную сеть);

· приобретение сканера (для оцифровки печатных изданий);

· приобретение лазерного принтера (для распечатки электронных изданий).

Основные направления развития библиотеки в рамках Концепции создания и развития Электронной библиотеки - student2.ru Всемирная цифровая библиотека

Основные направления развития библиотеки в рамках Концепции создания и развития Электронной библиотеки - student2.ru Lib.ru

Основные направления развития библиотеки в рамках Концепции создания и развития Электронной библиотеки - student2.ru Альдебаран (библиотека)

Основные направления развития библиотеки в рамках Концепции создания и развития Электронной библиотеки - student2.ru Либрусек

87. Перечислите основные образовательные порталы, созданные в рамках программы информатизации в Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Российский общеобразовательный портал

Дополнительное образование детей

Портал информационной поддержки единого государственного экзамена

Естественно-научный образовательный портал

Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент."

Федеральный правовой портал "Юридическая Россия"

Социально-гуманитарное и политологическое образование

Инженерное образование

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Российский портал открытого образования

Поддержка процессов обучения в странах СНГ

Здоровье и образование

"Сравнительная образовательная политика"

Федеральный образовательный портал "Непрерывная подготовка преподавателей"

Перечислите основные порталы, созданные в рамках программы информатизации

российской системы образования.

Перечислите основные проблемы формирования информационного общества.

проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

· 1. Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации.

Лицо получает доступ к секретной информации, например, путем подбора шифра (пароля). Подавляющее большинство разработок в области информационной безопасности посвящено именно этому виду преступлений.

· 2. Нарушение работоспособности компьютерной системы.

В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается ее работоспособность. Примером такого рода преступлений является создание и распространение компьютерных вирусов.

· 3. Подделка (искажение или изменение), т. е. нарушение целостности компьютерной информации.

Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах

88. Перечислите основные проблемы, возникающие при создании электронных библиотек

    1. ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА–проблемы авторского права, поскольку копирование цифрового текста легко осуществимо
    2. проблема авторско-правовового аспекта: права разработчиков электронных баз.
    3. проблема – обеспечение доступа к ресурсам, находящимся только в цифровой форме, то есть не имеющим «бумажного» аналога. В настоящее время не решен вопрос об обеспечении хранения обязательных экземпляров таких произведений. Обычно такие произведения малотиражны, что также затрудняет решение вопроса об обязательном экземпляре.

89. Перечислите основные свойства информации

Объективность, достоверность, точность, достаточность, актуальность, понятность, доступность, своевременность, дискретность, непрерывность, новизна, компактность, ценность, полезность, старение, стоимость, язык

90. Перечислите основные структурные элементы письменной работы

Структура работы:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Текст работы (главы)

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

91. Перечислите основные технологические процессы информационного центра.

Информационный центр - организация, выполняющая функции по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации.

92. Перечислите основные формы обслуживания в библиотеке. Что такое служба «Ask librarian», как ей можно воспользоваться?

1)индивидуальная беседа 2)индивидуальное информирование 3)составление рекомендательного плана чтения и др.

«Ask librarian» help service allows any user at any time of day to address a question to experts in the field of information search and to receive the professional answer. Experts of service will render assistance in search of concrete documents in the joint electronic catalogue, will give consultation on use of available information resources, and will help to determine strategy of information search in an interesting subject.

93. Перечислите основные этапы жизненного цикла документа в библиотеке.

1. Способ получения документа.

2. Процесс получения документа.

3. Анализ документа.

4. Обработка документа:

I. подготовка документа, отвечающего параметру «электронная версия печатной

II. публикации» (если существует печатный аналог);

III. подготовка электронного документа, отвечающего стандартам электронной кол-

IV. лекции вуза и требованиям, предъявляемым сводной электронной библиотекой

V. Консорциума;

VI. создание электронного документа, отвечающего требованиям пользователя (ком-

VII. фортное чтение, возможность цитирования и т. п.).

5. Каталогизация документа.

6. Передача документа в сводную электронную библиотеку.

7. Обеспечение комфортных условий предоставления документа пользователям (локаль-

ным и удаленным), информирование читателей.

8. Анализ читательского спроса на документ.

94. Перечислите отрицательные последствия информатизации общества

Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО ПОЛИТИКА ХОЗЯЙСТВОИ ТРУД МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
«Автоматизация» человека Снижение свобод Все возрастающая сложность Усиление взаимозависимости
Дегуманизация жизни Централизация Обострение промышленного кризиса Технологическая зависимость
Технократическое мышление Государство - «надзиратель» (7) Концентрация Обострение отношений Юга - Запада
Снижение культурного уровня (3) Расширение государственной бюрократии Подверженность кризисам Уязвимость
Лавина информации Усиление власти благодаря знаниям Стандартизация Усиление опасности новой войны из-за обновления военных систем
Элитарное знание (поляризация)(4) Усиление манипуляции людьми Массовая безработица  
Изоляция индивида (5)   Новые требования к мобильности трудящихся  
    Дегуманизация труда  
    Стрессы  
    Деквалификация  
    Исчезновение многочисленных профессий  

95. Перечислите положительные последствия информатизации общества

Положительные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО ПОЛИТИКА ХОЗЯЙСТВО И ТРУД Международные отношения
вободное развитие индивида Расширение свобод Повышение продуктивности Национальная независимость
Информационное общество Децентрализация Рационализация жизни Появляется шанс на развитие у стран «третьего мира»
Социализация информации Выравнивание иерархии власти Повышение компетентности (8) Улучшение обороноспособности страны
Коммуникативное общество Расширенное участие в общественной жизни Увеличение богатства  
Преодоление кризиса цивилизации   Преодоление кризиса  
    Экономия ресурсов  
    Охрана окружающей среды  
    Децентрализация промышленности  
    Новая продукция  
    Улучшение качества  
    Диверсификация продукции  
    Новые профессии и квалификации  

96. Перечислите способы фиксации информации.

• память людей, обладающих знаниями и квалификацией в различных областях науки и техники

• документы всех видов, на любых видах носителей)

97. Почему библиотеку НИУ ВШЭ можно называть медиатекой? Почему в фондах отсутствует большинство печатных изданий до 90-х годов?

Медиатека (англ. Media «носитель» + греч. θήκη «место хранения») — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы.

98. Почему в электронной подписке НИУ ВШЭ присутствует платный доступ к патентной базе QPAT, несмотря на то, что любой конкретный патент можно найти в базах национальных патентных ведомств?

Потому что QPAT аккумулирует все патенты национальных патентных ведомств в одной базе, приобретая права на предоставление имеющих патентов по запросу, за что и взимается соответствующая оплата.

99. Почему в электронной подписке НИУ ВШЭ фирму создающую коллекцию JSTOR называют агрегатором? Как она выполняет эту функцию?

JSTOR — полнотекстовая база данных англоязычных научных журналов. В базу включаются только профессиональные издания, так называемые peer-reviewed, имеющие авторитетную редколлегию, тщательно изучающую и отбирающую статьи перед их публикацией. Во-вторых, в базу, как правило, помещают все номера с момента основания журнала. Таким образом, JSTOR представляет весь архив включенных в него изданий. Поэтому эту базу называют агрегатом, выполняющую следующие функции: с одной стороны, с одной стороны, она соблюдает интересы издателей, с другой — прекрасно выполняет главную цель создателей JSTOR, а именно предоставление библиотекам полного комплекта, полной подписки за всю долгую историю изданий.

100. Почему журналы и газеты располагаются в фондах отдельно от книг?

Журналы и газеты, как правило, издаются еженедельно, ежемесячно или ежегодно, т.е. через определенный промежуток времени, что отличает эту литературу от книг. Именно поэтому они хранятся отдельно от книг.

101. Почему любая российская библиотека, кроме национальных библиотек, не может переводить все свои фонды на электронные носители?

102. Как известно, НБ- это библиотека, содержащаяся за счет гос-ва, имеющая право на обязательный экземпляр, собирающая и хранящая для будущих поколений опубликованные в стране книги, периодики и газеты. Книги такой библиотеки не выдаются на дом.

103. Она также имеет следующие функции:

104. -формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и постоянного хранения

105. -формирование фонда иностранных документов в пределах интересов и возможностей государств

106. -координация внутригосударственного и международного книгообмена

107. -управление фондами, хранящимися в библиотеке, как национальным достоянием

108. -обеспечение общественного доступа ко всем своим фондам, в том числе удаленного доступа

Т.к. литература НБ не выдается на дом, то эта информация должна быть представлена в электронном виде. В то время, как любая другая российская библиотека выдает людям книги на дом.

109. Почему практически все крупнейшие библиотеки микрофильмируют наиболее ценные издания

Чтобы особо ценные книги не исчезли при форс мажорных обстоятельствах и не испортились

110. Почему разные библиотеки используют различные классификационные схемы для расстановки книжной литературы? Какие классификационные схемы Вы знаете?

При классификации учитывается содержание произведений. Литература размещается по отраслям знаний с принятой в конкретной библиотеке классификацией.

Существуют следующие виды классификаций:

1)Библиотечно-библиографическая классификация (ББК)- национальная классификационная система России, одна из крупнейших в мире универсальных классификационных систем

2)Универсальная десятичная классификация (УДК)- применяется в 50 странах, переведена на 10 языков

3) Классификацию Дьюи (ДКД)

4) Классификация библиотеки Конгрессса (США)

111. Приведите методы защиты информации при работе с компьютером

Вид защиты Метод защиты
От сбоев оборудования Периодическое архивирование файлов(создание простой резервной копии, а также создание копии с предварительным сжатием (компрессией) информации специальными программами-архиваторами Arj, Rar, Zip и др.)', Автоматическое резервирование файловна двух автономных носителях (винчестерах). Выход из строя одного из них не приводит к потере информации
От случайной потери или искажения информации, хранящейся в компьютере Автоматический запрос на подтверждениевыполнения команд, изменяющих файлы; Установка специальных атрибутовдокументов и программ (только для чтения, скрытый файл)', Возможность отмены неверного действияили восстановления ошибочно удаленного файла; Разграничение доступа пользователейк ресурсам файловой системы
От преднамеренного искажения, вандализма (компьютерных вирусов и червей) Общие методы защитыинформации, которые полезны так же, как страховка от физической порчи дисков, неправильно работающих программ или ошибочных действий пользователя; Профилактические меры,позволяющие уменьшить вероятность заражения вирусом; Использование специализированных антивирусных программ
От несанкционированного (нелегального) доступа к информации (ее использования, изменения, распространения) Шифрование; Применение паролей,позволяющее контролировать доступ как к компьютерам, так и к отдельным программам или файлам; «Электронные замки»- специальные программно-аппаратные средства, позволяющие сделать с дискеты не более установленного числа копий при условии, что к специальному разъему системного блока подключено устройство (микросхема), поставляемое вместе с легальными копиями программ; Совокупность административных и правоохранительных мер

Идентификация и аутентификация. Идентификация – это присвоение какому-либо объекту или субъекту уникального имени или образа. Аутентификация – это установление подлинности, т.е. проверка, является ли объект (субъект) действительно тем, за кого он себя выдает. Конечная цель процедур идентификации и аутентификации объекта (субъекта) – допуск его к информации ограниченного пользования в случае положительной проверки либо отказ в допуске в случае отрицательного исхода проверки.

112. Приведите основную схему библиографического описания WEB страницы

Web-страница. Автор. Заглавие страницы. Указание типа документа. Электронный адрес (URL). Дата последнего обращения.

113. Приведите основные функции информации.

Одна из главных функций информации - это функция общения людей, т.е. коммуникативная

Без информации невозможно управление, и, следовательно, правомерно вычленение управленческой функции информации как одной из наиболее важных.

Информация может еще выполнять и познавательную функцию, которая выражает связь информации с познанием.

Наши рекомендации