Кадровое обеспечение волонтерской деятельности.
4.1. Развитие социальной компетентности молодежи в добровольческом движении как основа личностного и профессионального развития.
Ассоциация волонтерских центров, ее Экспертный совет провели большую аналитическую работу по обобщению опыта кадрового обеспечения волонтерских программы «Сочи 2014» и крупных социально-значимых мероприятий, как например,700-летие Сергия Радонежского, Чемпионат мира по хоккею 2016 и др.
На основании данного анализа в настоящей работе предлагается представить комплекс разработок, направленных на создание практико-ориентированных методик подготовки, прежде всего, менеджеров волонтерских проектов и волонтеров из числа учащейся молодежи, для которых данный опыт является важнейшим элементомв профессионального и личностного развития.
В контексте вышеизложенного, именно вопросы кадрового обеспечения волонтерской деятельности становятся важнейшим инструментом социальной ответственности, гражданской активности представителей различных образовательных организаций тех или иных регионов Российской Федерации. [ПСГ15]
Серьезные научные исследования молодежных проблем современной России выделяют комплекс вопросов, связанных с социальными возможностями для реализации притязаний молодежи в области профессионального развития. Отсутствие этих возможностей во многих регионах страны порождает социальную апатию молодежи, а часто становится причиной различных форм девиантного поведения.
В этих условиях часто именно волонтерские программы выступают как системообразующий ресурс объединения молодых людей на основе позитивных жизненных установок.
Если мы попытаемся ответить на вопрос, что приводит человека к участию в волонтерской активности, то ответов, думается, будет много. Однако, если мы попытаемся сгруппировать и схематизировать ответы, то получится три общих группы причин, три мотива, по которым человек становится добровольцем:
•личная заинтересованность в работе конкретной благотворительной организации (сам является потребителем услуг, друзья или родственники, человек исследует проблемы общества и хочет иметь опыт и информацию в сфере работы организации);
•желание помогать другим, участвуя в социально значимой деятельности;
•желание обрести круг друзей и единомышленников, место для времяпрепровождения и встреч с друзьями.
Первая группа причин, на наш взгляд, достаточно специфична и крепко связана с основными направлениями деятельности организации.
Что касается второй группы, то она -наиболее верный и во всем мире распространенный ответ на вопрос о том, почему люди становятся добровольцами. Этот ответ, однако, может возникнуть только на почве сознательного восприятия благотворительной деятельности, как социально значимой. Но Россия, как известно, не весь мир и до такого восприятия еще только дорастает. Нельзя сказать, чтобы россияне полностью игнорировали этот мотив, приводящий к участию в добровольческом движении. Нет, тут, скорее, отсутствие чистоты мотивации - она плотно сплетена с другими причинами: с личной заинтересованностью в работе организации, с возможностью решить проблему своего одиночества или желание расширить круг своих знаний и навыков. Причин этому несколько: это и восприятие добровольческого труда сквозь стереотипы бывших "субботников", "воскресников" и прочих добровольно-принудительных форм стимулирования общественной активности сверху. Это и недоверие, которое, судя по социологическим опросам, испытывает население России и, в частности, Москвы по отношению к благотворительности вообще - тут сыграли свою роковую роль и махинации с гуманитарной помощью, и близость к криминальной среде, которые имели место в некоторых благотворительных организациях и получили широкую огласку.
Несмотря на то, что добровольческое движение - не "заморский цветок" и имеет большую историю своего существования и в России, история эта, к сожалению, обрывается после Октябрьской революции. Замена истинных причин волонтерского труда на его карательно-воспитательную функцию и подмена добровольности обязательностью не прошла бесследно. Продукт такого ложного понимания сути добровольчества мы имеем в России сегодня. Однако ситуация с добровольческим движением в России не статична. Ее динамическое развитие происходит хотя и медленно, но достаточно стабильно. Тут можно вспомнить и всплеск общественной активности на заре перестройки, когда большое число населения, в частности интеллигенции, включилось в добровольческую деятельность по восстановлению памятников истории и культовых зданий (церкви, монастыри). Но у населения исчезло романтическое видение социально-политических процессов, происходящих в стране,
и активность этого всплеска была недолгой. Теперь, как нам кажется, наша главная задача - вернуть чистоту мотивации добровольческой деятельности. Это путь и нелегкий и долгий - изменить сознание общества не так просто. Поэтому любые положительные факты, личные примеры, акции и т.д. должны получать освещение в средствах массовой информации, быть предметом обсуждений и дискуссий. Однако стимулировать добровольческую активность можно и используя две другие, описанные выше, группы причин.
Желание обрести круг друзей и единомышленников, место для времяпрепровождения и т.д. - один из важных мотивов, приводящий людей в сегодняшней России в добровольческое движение. Можно и нужно использовать его для привлечения добровольцев. Однако, у этого мотива есть как положительная, так и отрицательная сторона.
Одним из важнейших положительных моментов этого мотива является сам процесс вовлечения людей, уставших от одиночества и ищущих место приложения своих сил в ряды российского добровольчества. Человек, придя решать не какие-то неведомые ему общие социальные задачи, а, скорее, пытаясь найти путь к разрешению своих частных проблем, постепенно осознает значимость волонтерской работы, ее большую общественную роль. Наша задача – - помочь ему в этом, мотивируя его сознательное отношение к добровольчеству подчеркиванием нужности и необходимости, социальной значимости этого дела. Но тут могут подстерегать и скрытые опасности. Дело в том, что если причина, приведшая человека к участию в добровольческой активности, кроется только в его попытке решить свои сугубо частные проблемы общения, времяпрепровождения и одиночества, начнет преобладать над значимостью самой работы, тогда никакой социально ориентированной деятельности не получится.
В модели профессионального развития, разработанной Л.М.Митиной, человек характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в предмет практического преобразования. Этот прорыв дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным автором, конструирующим свое настоящее и будущее. Это позволяет внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия разных сторон профессионального труда, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудность как стимул дальнейшего развития, как преодоление собственных пределов.
Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.
Организованное добровольчество создает уникальные возможности позитивного профессионального развития с учетом особенностей личности и специфики региона. Это ставит задачу активного внедрения новейших достижений психодиагностики в подготовку добровольцев на федеральном и региональном уровне.
В Тверской области, например, с 2008 года реализуется программа «Доброволец Верхневолжья», где в подготовке волонтеров используются инновационные технологии Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» МГУ им. М.В. Ломоносова, психолого-педагогические методики РГПУ им. А.И. Герцена.
Построение профессиональной карьеры начинается ещё с этапа профессионального самоопределения, когда оптант выбирает направление своего развития. Успешное продвижение на этом пути зависит от таких факторов, как:
· фФизическое и психическое здоровье индивида;
· нНачальная социальная ситуация развития;
· эЭкономическое положение семьи и места (региона, страны) проживания;
· сСпособности, навыки, задатки, знания, умения субъекта ;
· и др.
Если первый, третий и четвёртый пункты не требуют особых разъяснений, то социальная ситуация развития вызывает особый интерес в плане эффективного усвоения субъектом социально-культурных норм общества. Специфика развития личности будущего субъекта труда находятся в прямой зависимости от этого.
Задача психологического сопровождения карьерного пути человека заключается именно в организации такой социальной ситуации его развития, чтобы с учётом индивидуальных особенностей, он мог эффективно усваивать общественный опыт взаимодействия в сфере трудовой деятельности. На уроках труда в школе такая возможность организуется, но ограничивается рассмотрением области производства вещественных продуктов (изделий из дерева, металла, ткани, бумаги) на уровне исполнения. Общение с преподавателями и сверстниками происходит, в основном, в фоновом режиме. Уроки психологии помогают разобраться в себе и научиться общаться в классе, но область профессионального выбора здесь ещё только развивается – т.е. ребёнок целенаправленно узнаёт о мире профессий в недостаточной степени. Как правило, он знакомится с профессией уже в период обучения в вузе и ссузе. Причём действительное соприкосновение субъекта с профессиональной деятельностью происходит на производственной практике, и речь тут уже идёт не только о тех специализированных знаниях, которые были получены на занятиях.
Производственная и/или педагогическая практика, предусмотренные в учебном заведении[ПСГ16] , играют определённую важную роль в становлении специалиста, но пока количество времени, выделяемое в вузах на практику, оставляет желать лучшего. Наличие такой ситуации подтверждают многочисленные исследования региональных рынков труда.
Поскольку ни одна работа не обходится без общения с коллективом, администрацией, клиентами, партнёрами, представителями разных организаций – необходимо некое дополнительное образование. Но тратить, скажем, ещё пять лет или учиться сразу на двух факультетах – по силам единицам. Требования, которые предъявляет деловое общество, слишком велики, чтобы сразу им соответствовать. К тому же, о них не узнать до тех пор в полной мере, пока не начнёшь работать. Именно в этом случае действительно можно определить, подходит профессия или нет. Но работодатель не заинтересован в оплате неопытного специалиста – не хочет его трудоустроить.
Тогда как тому же студенту получить необходимые для работы навыки, если путь к работе в некоторой степени перекрыт?
Как уже отмечалось, есть ещё одна область подготовки, необходимая способствующая профессиональному развитию личности – участие в волонтёрской деятельности.
Психологическими особенностями людей, участвующих в добровольческой деятельности (по данным психологических исследований), являются: эмпатия, уверенность в себе, общительность, социальная смелость, творческий потенциал, гибкость и высокая нормативность поведения, толерантность, ответственность, внутренний локус контроля, лидерские качества.
Например, в своих исследованиях Е.С. Азарова обосновывает роль и значимость добровольческой деятельности для развития личности. Она установила её психологические эффекты:
· социальная компетентность,
· интеллектуальная и социальная активность,
· умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.
Психологическая структура добровольческой деятельности включает в себя:
1. потребности (альтруистические и социальные),
2. мотивы (на основе безвозмездных принципов),
3. цель (решение социальной проблемы, улучшение благополучия других людей),
4. личностный смысл (связан с внутренней необходимостью, присутствием социальных и идеальных смыслов),
5. задачу (решается в различных социальных ситуациях),
6. действия (невысокая технологическая сложность),
7. продукт (благо),
8. результат для личности (самореализация),
9. результат для общества (социальные блага).
Функции добровольческой деятельностипроявляются на общем (интегративная, стабилизирующая, стимулирующая, нормообразующая) и личностном уровне (познавательная, функция самопознания, социализации и самоутверждения).
Анализируя приведённые составляющие, можем отметить важность и полезность участия молодёжи в добровольческой деятельности, поскольку , она способствует развитию социально-психологических компетенций, и прежде всего, навыков делового общения. Попутно нарабатываются связи молодого человека с представителями различных организаций, что способствует продвижению субъекта на пути трудоустройства, при условии положительных результатов его работы. Так же, у субъекта есть возможность попробовать свои силы и узнать о тех профессиях, которым он непосредственно не обучается в вузе/ссузе (а это важный момент соотнесения своих способностей, личностных особенностей, интересов с реальностью). Именно эти моменты должны выступать стимулом для успешной деятельности волонтёра и изначально быть перед ним обозначены.
Для этого необходимо такое обучение, которое направлено на развитие личности волонтера в равной степени, как и на развитие навыков работы.
Данное методическое пособие рассматривает подготовку участников волонтерских объединений как системный элемент инновационных образовательных программ, осуществляемых при поддержке органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере молодежной политики.
по делам молодежи субъектов Российской Федерации.
Ключевым фактором в подготовке волонтеров является формирование психологических компетенций, то есть минимума социально-психологических знаний и умений, которые являются практической необходимостью в достижении успеха в реализации задач добровольческого движения.
Создание системы подготовки добровольцев представляется авторам важным шагом в формировании позитивного имиджа молодого добровольца России.
4.2. Развитие личностного потенциала добровольца через реконструкцию его качества жизни.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления молодежной политики Российской Федерации, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем.
Рассматривая добровольческую деятельность как этап профессионального становления личности, мы считаем необходимым внедрение системной уровневой подготовки добровольцев, осуществляемой, в том числе, психологическими средствами.
В связи с этим , нам представляется важным рассмотреть становление добровольца, опираясь на уровневый подход, где каждый уровень представляет собой развитие ключевых компетенций добровольца: 1) личностный – определение индивидуальных особенностей и раскрытие потенциала участников движения; 2) коммуникативный – освоение техник межличностного взаимодействия, развитие навыков публичного выступления, навыков эффективной работы в команде; 3) проектный – обучение проектной деятельности и разработка социально-значимых проектов добровольческого движения по профилактике ВИЧ-инфекции, употребления психоактивных веществ, экстремизма; помощь молодым людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.
Мы предлагаем осуществлять подготовку добровольца с опорой на вышеизложенный подход. Во время подготовки мы используем богатый арсенал инструментов (инструменты открытия, конструктивная обратная связь, групповая дискуссия, инструменты безопасного психологического пространства), накопленных в области практической психологии и психодиагностики, для оптимизации личностного развития и создания благоприятной среды в специально организованном молодежном микросоциуме, именуемом добровольчество.
Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни добровольцев (чьими представителями в России, чаще всего, является молодежь) и развитию страны в целом.
Чтобы не быть голословными, сделаем небольшой экскурс в историю вопроса о качестве жизни, его содержательной характеристике, через призму которой рассмотрим психологическую подготовку добровольцев как условие реконструкции их качества жизни.
Разработка вопросов, связанных с качеством жизни, до сих пор не привела к формированию единого теоретико-методологического подхода,
что выдвигает необходимость его дальнейшего исследования. Анализ научной литературы позволяет говорить о том, что качество жизни, при всем многообразии трактовок этого понятия, рассматривается в основном как уровень развития и степень удовлетворения комплекса высокоразвитых потребностей и интересов людей.
Одним из наиболее распространенных подходов к рассмотрению качества жизни, по мнению А.В. Щеткина, в истории науки является философский подход. Он характеризуется большим разнообразием определений качества жизни, различными, зачастую противоположными, позициями, в рамках которых рассматривают проблемы повышения качества жизни населения. Представители античной философии (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций и др.) отождествляли высокое качество жизни с духовной свободой человека, его моральным совершенством и др. Достижение высокого качества жизни, по мнению древних философов, возможно путем согласования жизни
с писаными и неписаными законами государства, с помощью развития принципов идеального государства, а также через просвещение и развитие добродетелей в человеке. В связи с этим хотим обратить внимание
на этимологию слова «доброволец». Уже из самого слова «доброволец» понятно, что это человек, что-то делающий по доброй воле. В связи с этим во время подготовки добровольцев мы обращаем внимание на то, каково предназначение участника добровольного движения, актуализируем ценность добра и добродетели.
Эпикур и Лукреций предлагали свой конструкт оптимального качества жизни, связанный, прежде всего, с атараксией, под которой они понимали состояние невозмутимости, разумного наслаждения жизнью, удовлетворенности собой и жизнью, достигаемое лишь мудрецами .
В рамках средневековой философии (Августин, Фома Аквинский) развивались представления о высоком качестве жизни, возможном только через любовь к Богу. Счастье человека целиком зависит от получения благодати как дара Бога. Благополучие представлялось не как личное обогащение и служение государству, а как постижение смысла Божественной воли и полное подчинение ей. При этом тщательное выполнение каждым человеком своих обязанностей, устанавливаемых Богом, выступает гарантией достижения общественного блага, что в конечном итоге обеспечивает высокое качество жизни каждого члена государства.
В философии Нового времени проблема качества жизни нашла свое освещение в теории общественного договора (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо). Представители данной теории рассматривали общественный договор как основу достижения оптимального качества жизни людей. Общественный договор представлялся как акт перехода людей из естественного состояния в состояние гражданское, то есть в состояние государственное. Государственная власть переводит общество в новое качественное состояние, характеризующееся взаимными обязательствами государства и человека, а также наличием власти закона. Человек при этом получает больше возможностей для удовлетворения своих потребностей, следовательно, жизнь человека приобретает новое качество. Общественная гармония и разумный порядок устанавливаются тогда, когда законы, формируемые в государстве, согласуются с духом народа, его нравами, привычками (Ш. Монтескье).
Попытки осмыслить жизнь человека с точки зрения ее качества предпринимались представителями философии эпохи Просвещения. При этом высокое качество жизни отождествлялось с состоянием счастья (К.А. Гельвеций). Достижение этого состояния возможно при помощи государства, которое направлено на всеобщее благо и охрану прав человека, основным из которых признается право частной собственности. «Единственное средство – привлечь внимание широкой публики к проблеме идеального законодательства – это упростить проблему и свести ее к двум следующим положениям. Первая задача заключается в том, чтобы открыть законы, способные делать людей максимально счастливыми. Вторая задача – открыть средства, при помощи которых можно незаметно перевести народ из состояния несчастья, в котором он находится, в состояние счастья, которым он может наслаждаться».
Близкой к этой проблеме можно назвать философию И. Канта, который понимал высокое качество жизни как высшее благо, представляющее собой единство добродетели и благополучия. Осуществление высочайшего блага, по мнению И. Канта, состоит в стремлении к нравственному совершенству, его достижении, использовании этого совершенства как необходимого следствия совершенной добродетели. И. Кант видел достижение благополучия (высокого качества жизни) через формирование правового гражданского общества, способного ограничить негативное влияние человеческих пороков и защитить своих членов.
В рамках философии утилитаризма (И. Бентам, Дж. Милль и др.) моральное суждение становится суждением о качестве жизни (счастье): благо – это удовольствие, порок – страдание. Мораль рассматривается во взаимосвязи с законодательством, которое должно стремиться к гармонии частных и общественных интересов. К основным задачам, стоящим перед гражданским законодательством, относятся: поддержание существования, изобилие, безопасность, равенство граждан. Все это приводит к повышению качества их жизни (И. Бентам) .
В XIX столетии большое внимание уделялось вопросу о качествах человека, которые полностью зависят от того общества, в котором человек живет .
Несколько позже, уже в рамках философии прагматизма (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ч.Пирс и др.), при анализе качества жизни личности внимание акцентируется на удовлетворении / неудовлетворении ее субъективных интересов. Благо существует только в связи с требованиями индивида, воспринимающего события, удовлетворенного или разочарованного (У. Джеймс). Достижение достойного качества жизни связывается с образованием, с развитием такого государства, которое, заботясь о своих гражданах, стимулирует личную инициативу.
Философия экзистенциализма (Г. Марсель, М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.) достижение достойного качества жизни рассматривала через развитие свободы личности. Личность экзистенциалистами рассматривается как самоцель, коллектив выступает как средство, обеспечивающее личности ее свободу. При этом полная свобода возможна лишь в духовной жизни. Свобода мысли дает все разнообразие возможностей бескровного решения особо острых социальных проблем. При этом единство человечества во времени и пространстве обеспечивает гуманизацию человека, обретение им высших ценностей, достижение высокого качества жизни.
С позиции философии персонализма (Х. Керр, Ж. Лакруа, Э. Мунье и др.) достойное качество жизни личность получает только в условиях персоналистско-коммунитарного общества, которое основано на любви, реализующейся в отзывчивости и сопричастности, когда личность принимает на себя судьбу, страдания и радость ближних (Э. Мунье). Личность при этом должна уметь контролировать государство, центральную власть должны уравновесить местные органы власти и гражданские права личности.
Большой вклад в разработку проблемы качества жизни внесла русская философия. В отличие от всей предшествующей философии русская философия уделяла особое внимание духовной составляющей качества жизни. В рамках русской философии можно выделить несколько точек зрения на проблему качества жизни. Так, достижение высокого качества жизни виделось на основе соборности (А.С. Хомяков). При этом соборность представлялась в виде сочетания свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.
По мнению отдельных ученых, «русское качество жизни» определялось русской культурой, самим русским человеком, его жизненной философией, идеалами (И.А. Ильин).
Идея качества жизни представлялась как основа коренных социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе. Большое значение придавалось качественному развитию всех сторон общественной жизни: хозяйства, политики, культуры, образования, воспитания, профессиональной деятельности.
По мысли представителей религиозной философии (Н.А. Бердяев, И.В. Киреевский, В.С. Соловьев), качество приобретают добродетели, проявляющие свои свойства через должные (нравственные) отношения. Нравственный смысл жизни человека «состоит в служении Добру – чистому, всестороннему и всесильному». Совершенное добро, к которому должны стремиться люди, есть добро не для отдельной личности, а для всего человечества. Главной целью творческой деятельности должно стать достижение более высокого качества. Нужно вести борьбу против несовершенного блага, характеризующегося как «отсутствие добра в добродетели».
Можно заметить, что идея качества сама по себе органически присуща русской культуре, а качественная сторона мировоззрения, ментальности, души русского народа была постоянно в поле зрения философов, ученых и религиозных деятелей. Русские философы особенно подчеркивали ценностную значимость качества, его системный характер.
В советской философии качество жизни не было объектом специального изучения, прежде всего по идеологическим причинам.
В 70-х гг. этим понятием стали пользоваться, наряду с уровнем и образом жизни, применительно к социалистической системе как одной из ее характеристик (Н.М. Римашевская, Е.И. Капустин, Б.П. Грушин и др.).
Несколько позже качество жизни стало рассматриваться как совокупность качественных характеристик потребляемых товаров, благ и услуг (качество питания, качество и модность одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания и др.).
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что развитие представлений о качестве жизни в рамках философского подхода характеризуется большим разнообразием трактовок самого понятия, различным пониманием сущности высокого качества жизни, которое отождествлялось с духовной свободой человека, его моральным совершенством, с состоянием счастья, с добродетелью и др. Тем не менее, на наш взгляд, содержательная характеристика качества жизни имеет прямое отношение к осуществлению добровольческой деятельности. Ведь доброволец в самом лучшем своем воплощении – это носитель и проводник, «распространитель» качества в жизни. В связи с этим важным является вопрос об актуализации и осознании потребности в реализации добровольческой деятельности, что является задачами предлагаемого нами подхода психологической подготовки добровольцев.
По мнению Е. Плаховой, одним из важнейших аспектов социологического анализа качества жизни является изучение социального самочувствия людей, их обобщенной эмоционально-оценочной реакции на социальные изменения и свое положение в обществе .
Первые концепции качества жизни появились в западной, в частности, американской и западногерманской социологии. Термин «качество жизни» был введен при обсуждении проблем индустриальных и постиндустриальных обществ для того, чтобы обозначать те аспекты общественной жизни, которые плохо поддаются чисто количественным методам измерения и оценки. Недостаточность количественных оценок условий жизни посредством сугубо экономического подхода, сводимых в категорию «уровень жизни», вызвала появление в 60-х гг. ХХ ст. социологической категории «качество жизни». Считается, что впервые этот термин упоминается в книге Дж. Гэлбрейта «Общество изобилия». Под «качеством жизни» подразумевались все блага, которые могут быть предоставлены потребителю «развитым индустриальным обществом», «обществом менеджеров».
Для подхода западных исследователей к определению качества жизни характерно многообразие критериев, которые они берут за основу. Значительное влияние на определение содержания понятия «качество жизни» оказал американский футуролог О. Тоффлер. В своей книге «Футурошок» О.Тоффлер интерпретирует вопрос об определении качества жизни в трех аспектах: экологическом, экономическом и социальном. Одна из характерных черт теории О.Тоффлера – выдвижение психологических критериев для определения содержания качества жизни. Основываясь на этой точке зрения, он ограничивает качество жизни только хорошим настроением, положительными эмоциями, эстетическими наслаждениями и т.д. Фактически он сводит «качество жизни» к элементам «стандарта жизни» с тем лишь отличием, что при измерении качества жизни мы пользуемся психологическими элементами.
Французский социолог Р. Арон несколько иначе интерпретирует качество жизни: оно определяется степенью развития уровня жизни (жизненного стандарта) и выражается в «возрастании индивидуального дохода и в пропорциональном его расходовании на предметы потребления, роскоши (или близкие к роскоши) и, в конце концов, даже на такие нематериальные вещи, как бытовые услуги, культура, проведение свободного времени.
Английский экономист. Дж.Уэджер выразил уверенность, что «хорошая жизнь» будет в значительной мере определяться количеством и качеством услуг, которые неизбежно будут развиваться вместе с подъемом уровня жизни и материального производства. Он считает, что количество и качество услуг всегда благотворно влияют на качество жизни.
Американский экономист и политолог У. Ростоу, известный своей теорией стадий экономического роста, рассматривает проблему качества жизни с позиций политологии. У.Ростоу считает, что для «нахождения» и определения качества жизни необходимы не политическая борьба за коренное переустройство политического и общественного строя, а политика, направленная на лечение язв и пороков общества путем либеральных реформ и его совершенствования. Существует и чисто субъективистский подход к качеству жизни, согласно которому оно сводится к состоянию сознания субъекта, к его ощущениям, представлениям, к пониманию им степени удовлетворенности своей жизнью. В этом случае «качество жизни» остается на уровне обыденного сознания и идентифицируется с представлениями о «хорошей жизни». Вот некоторые примеры субъективистских определений «качества жизни», данных американскими социологами. К. Терюн: «Качество жизни» отражает человеческий опыт, а критерии качества жизни – это измерения сфер жизни, в которых люди испытывают различные уровни удовлетворения или неудовлетворения». Н.Далки и Д.Рурк: « Под качеством жизни понимается ощущение благосостояния личностью, ее удовлетворение или неудовлетворение жизнью, или ее счастье или несчастье» [20, С.15-16]. Американский социолог С. Макколл также пытается связать понятие «качество жизни» с понятиями «счастье» и «удовлетворение потребностей». Каждая личность имеет определенные таланты, способности, потенциальные возможности. Счастлива она или нет, в большой степени зависит от того, реализуются ли эти способности. «Качество жизни», по мнению С.Макколла, состоит в удовлетворении необходимых условий для общего счастья. Если такие условия создаются в том или ином обществе или регионе, то «качество жизни» высокое, если нет – низкое.
Определения качества жизни отечественными социологами также основываются на субъективных характеристиках этого явления. Так, И.В. Бестужев-Лада считает, что качество жизни – это «совокупность ряда важнейших жизненных ценностей. Как живется человеку, как удовлетворяются его потребности высших порядков, во имя чего он живет, каков смысл его жизни, удовлетворен ли он своей жизнью».
Н.В. Толстых пишет, что при определении качества жизни «имеются в виду такие не улавливаемые статистически ценности человеческого существования, как чувство уверенности людей в завтрашнем дне, сознание своей необходимости обществу и возможность самим определять его развитие, способность и готовность общества откликаться на нужды и запросы личности».
Таким образом, делаются попытки, как субъективной интерпретации качества жизни, так и анализа объективных социально-экономических, политических, культурных, экологических и иных составляющих качество жизни, существуют и многочисленные комбинации объективных и субъективных характеристик качества жизни.
На восприятие индивида оказывают влияние различные факторы или социальные феномены (то, что является в действительности объектами жизнедеятельности людей и проходит через их сознание). Следовательно, необходимо учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей, «каждый из которых хочет того, к чему его влечет физическая конституция и внешние, в конечном счете, экономические обстоятельства (или его собственные, личные или общесоциальные)».
Исходя из структуры качества жизни, которая включает в себя потребности и интересы личности; условия ее жизни; виды деятельности, осуществляемые человеком и включающие, прежде всего, труд, быт, отдых и др., можно констатировать, что эта категория включает в себя как объективные, так и субъективные составляющие. Таким образом, «качество жизни – это не только сами условия человеческого существования, выражаемые различными количественными параметрами, но и отношение человека к этим условиям, отражаемое в ценностях, ценностных установках и мироощущении, отношение, которое может быть также выражено количественно».
Социологический анализ подходов к качеству жизни позволил нам выявить важные моменты, которые мы учитываем в ходе подготовки добровольцев.
Анализ проблем качества жизни свидетельствует, что этот феномен является не столько следствием социально-экономической реальности, сколько социально-психологическим, связанным с особенностями восприятия людьми своего положения в обществе. Для индивидуума очень важно соответствие потребностей и возможностей его ожиданиям, поэтому в в ходе психологической подготовки добровольцев должны быть в фокусе внимания такие характеристики, как социальная активность, удовлетворенность трудом, возможность развивать свои способности, чувство своей индивидуальности, чувство причастности к жизни общества и т.п. Мы создаем опыт осознания и актуализации данных характеристик через участие в ролевых упражнениях, деловых играх, практиках командного взаимодействия, использование техник визуализации и т.п.
Большинство исследователей в области психологии рассматривают качество жизни через призму психологии здоровья. Описывая критерии психического здоровья, исследователи главную роль отводят психическому равновесию и связанным с ним гармоничности организации психики и ее адаптивным возможностям, адекватность субъективного восприятия отражаемым предметам, явлениям и обстоятельствам, соответствие психических реакций интенсивности внешних раздражителей, упорядоченность и причинную обусловленность психических явлен<