Тема 7. Кадровое обеспечение муниципальной деятельности

План:

1. Понятие «муниципальная служба»

2. Принципы муниципальной службы

3. Задачи и функции муниципальной службы

4. Особенности муниципальной службы

5. Аттестация муниципальных служащих

ОМС отделены от органов государственной власти и муниципальная служба не входит в единую систему государственной службы РФ.

Организационно-правовой формой муниципальной службы явля­ются ОМС или муниципальные органы, а так­же лица со статусом муниципальных служащих.

ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ» обращен к муниципальным служащим и определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Он устанавливает их права и обязанности, ограничения и запреты, порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение. Им устанавливаются особенности для отдельных должностей муниципальной службы. В частности, ФЗ № 25 предусматривает, что должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.

Должности муниципальной службы – это должности в ОМС, аппарате избирательной комиссии МО, которые образуются в соответствии с уставом МО, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий ОМС, избирательной комиссии МО или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.

Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по ОМС, избирательным комиссиям МО, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальная служба является сложным соци­ально-правовым институтом, который представляет собой систему пра­вовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возник­новения и прекращения служебных отношений. Отличие задач, стоящих перед муниципальными служащими, от задач, решаемых государственными служащими, заключается лишь в уровне, т. е. качественного отличия не существует: вся деятельность и в том, и другом случае направлена на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.

Под функциями муниципальной службы следует понимать основ­ные направления по практической реализации правовых норм институ­та муниципальной службы, способствующие достижению соответ­ствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и госу­дарственно-правового назначения.

Законодательством устанавливаются некоторые ограничения для муниципального служащего.

Муниципальные должности муниципальной службы подразделя­ются на группы:

· высшие должности — пятая группа;

· главные должности — четвертая группа;

· ведущие должности — третья группа;

· старшие должности — вторая группа;

· младшие должности — первая группа.

Устанавливаются единые квалификационные разряды и общие условия работы муниципальных служащих.

Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, опре­деленном уставом МО в соответствии с феде­ральными законами и законами субъекта РФ, обя­занности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюд­жета.

Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности ОМС, не являются муниципальны­ми служащими.

ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ» закреп­лен равный доступ граждан РФ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

За успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему могут применяться сле­дующие виды поощрений: объявление благодарности, награждение почетной грамотой, выдача денежной премии, награждение ценным подарком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной просту­пок) на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном слу­жебном соответствии, увольнение. До применения дисциплинарного взыскания от муниципального служащего должно быть затребовано письменное объяснение.

Одним из механизмов создания высокопрофессиональной муни­ципальной службы является аттестация, которая позволяет произвести отбор лучших работников и их должностное пере­мещение, способствует улучшению подбора и расстановки кадров и в конечном счете повышает качество муниципального менеджмента. Вопросы аттестации муниципальных служащих относятся к непосред­ственной компетенции МО, правовая регламентация этих мероприятий находит отражение в уставах МО и иных нормативно-правовых актах, принимаемых на местном уровне.

Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, а также для решения вопросов о присвоении ему квалификационного разряда.

Содержание и сущность аттестации раскрывается в ее принципах, которые вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих строится на сле­дующих основных принципах: внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность, коллективность, обязательность.

Рекомендуемая литература из общего списка: 2, 4, 6, 11, 12.

Наши рекомендации