Тема 7. Кадровое обеспечение муниципальной деятельности
План:
1. Понятие «муниципальная служба»
2. Принципы муниципальной службы
3. Задачи и функции муниципальной службы
4. Особенности муниципальной службы
5. Аттестация муниципальных служащих
ОМС отделены от органов государственной власти и муниципальная служба не входит в единую систему государственной службы РФ.
Организационно-правовой формой муниципальной службы являются ОМС или муниципальные органы, а также лица со статусом муниципальных служащих.
ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ» обращен к муниципальным служащим и определяет муниципальную службу как профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Он устанавливает их права и обязанности, ограничения и запреты, порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение. Им устанавливаются особенности для отдельных должностей муниципальной службы. В частности, ФЗ № 25 предусматривает, что должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.
Должности муниципальной службы – это должности в ОМС, аппарате избирательной комиссии МО, которые образуются в соответствии с уставом МО, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий ОМС, избирательной комиссии МО или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по ОМС, избирательным комиссиям МО, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Муниципальная служба является сложным социально-правовым институтом, который представляет собой систему правовых норм, регламентирующих права и обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. Отличие задач, стоящих перед муниципальными служащими, от задач, решаемых государственными служащими, заключается лишь в уровне, т. е. качественного отличия не существует: вся деятельность и в том, и другом случае направлена на улучшение благосостояния общества, удовлетворение общественных интересов.
Под функциями муниципальной службы следует понимать основные направления по практической реализации правовых норм института муниципальной службы, способствующие достижению соответствующих целей правового регулирования служебных отношений и выполнению муниципальной службой своей социальной роли и государственно-правового назначения.
Законодательством устанавливаются некоторые ограничения для муниципального служащего.
Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются на группы:
· высшие должности — пятая группа;
· главные должности — четвертая группа;
· ведущие должности — третья группа;
· старшие должности — вторая группа;
· младшие должности — первая группа.
Устанавливаются единые квалификационные разряды и общие условия работы муниципальных служащих.
Муниципальным служащим является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом МО в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности ОМС, не являются муниципальными служащими.
ФЗ № 25 «О муниципальной службе в РФ» закреплен равный доступ граждан РФ к муниципальной службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
За успешное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему могут применяться следующие виды поощрений: объявление благодарности, награждение почетной грамотой, выдача денежной премии, награждение ценным подарком.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. До применения дисциплинарного взыскания от муниципального служащего должно быть затребовано письменное объяснение.
Одним из механизмов создания высокопрофессиональной муниципальной службы является аттестация, которая позволяет произвести отбор лучших работников и их должностное перемещение, способствует улучшению подбора и расстановки кадров и в конечном счете повышает качество муниципального менеджмента. Вопросы аттестации муниципальных служащих относятся к непосредственной компетенции МО, правовая регламентация этих мероприятий находит отражение в уставах МО и иных нормативно-правовых актах, принимаемых на местном уровне.
Аттестация проводится с целью проверки и оценки профессиональных, деловых и личных качеств служащего, установления его служебно-должностного соответствия требованиям, предъявляемым к занимаемой должности, а также для решения вопросов о присвоении ему квалификационного разряда.
Содержание и сущность аттестации раскрывается в ее принципах, которые вырабатываются аттестационной практикой органов местного самоуправления. Аттестация муниципальных служащих строится на следующих основных принципах: внепартийность, всеобщность, гласность, периодичность, объективность, коллективность, обязательность.
Рекомендуемая литература из общего списка: 2, 4, 6, 11, 12.