Политическая раздробленность на Руси
Политическая раздробленность являлась неизбежным этапом в развитии средневековых государств. Её главной причиной было господство натурального хозяйства и отсутствие прочных хозяйственных связей между разными районами всех тогдашних стран. Не менее важной причиной было усиление экономической и политической роли отдельных территорий, находившихся под властью знатных людей, которых историки часто называют крупными феодалами.
К числу положительных последствий раздробленности можно отнести начавшийся экономический подъём отдельных земель. Возникали новые и росли старые города, усиливалось разделение труда. Были изобретены первые механизмы и устройства, помогавшие облегчить и ускорить работу людей. Ремесленники всё больше ориентировались на выпуск товаров не на заказ, а для свободной продажи. Это вело к развитию торговли и расширению производства.
Изменился порядок владения землёй. Князья наделяли землёй (вотчинами) своих старших дружинников. Основой богатства бояр становилась теперь не дань, собираемая с подвластных земель, и не раздел военной добычи, а эксплуатация (присвоение результатов труда) населения их
вотчин. Это заставляло князя укреплять свое княжество.
Причины раздробленности крылись и в порядке управления Русским государством. В каждой земле собиралось своё вече, была своя выборная власть, своё народное ополчение. Поэтому, попадая сюда в качестве наместников киевского князя, княжеские сыновья начинали чувствовать себя независимыми правителями и стремились отделиться от Киева. Эти настроения укреплялись поддержкой городского населения, которое желало иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.
В Древнерусском государстве не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. Принцип старшинства стал осложняться и путаться уже во втором и третьем поколениях Ярославичей. Возник неразрешимый вопрос: кто имеет преимущества старшинства — младший по возрасту брат князя или старший по годам княжеский сын? Подобные вопросы часто решались силой, в ходе военных столкновений. Князья теперь стремились закрепить свою власть в определённой земле и передать её своим сыновьям по наследству, а не растрачивать понапрасну силы и средства на борьбу за Киев.
В условиях раздробленности силой, объединявшей в какой-то мере страну, оставалась Русская православная церковь. Киевский митрополит был теперь единственным лицом, чья власть (хотя и духовная) распространялась на всю Русь. Это нашло отражение даже в его титуле — митрополит Киевский и всея Руси. Однако митрополитами долгое время были в основном греки, которые не всегда понимали особенности жизни в русских землях.
Рост городов и земель — фактически самостоятельных государств — привёл к появлению на Руси новых церковных округов во главе с епископами. К началу XIII в. их было уже около 50.
Распад Древнерусского государства не привёл к исчезновению понятия Русской земли как целого. В отдельных землях жили люди, составлявшие единую древнерусскую народность. Они говорили на одном языке, исповедовали общую религию. Во всех княжествах продолжали судить по законам Русской Правды (позже появились и местные законы, касавшиеся дел, не затронутых в Русской Правде). В Киеве жил митрополит, отсюда он руководил всеми священнослужителями. Церковь выступала за единство Руси, осуждала усобицы, пыталась примирить князей.
Чувства принадлежности к одной Русской земле особенно ярко проявлялись в период обострения внешней опасности, которая исходила прежде всего от половцев. Выражением народного стремления к единению стали сказания и былины. Наиболее пронзительно звучали эти ноты в великом произведении неизвестного автора — «Слове о полку Игореве».
В середине XII в. Русь распалась на 15 самостоятельных кня- | жеств и земель. Наиболее крупными были Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, а также Новгородская земля. Количество самостоятельных государств постоянно менялось, так как княжества продолжали распадаться на более мелкие.
В каждом княжестве имелось своё войско, были собственные меры длины и веса, осуществлялась самостоятельная внешняя по- I литика. Наиболее могущественные князья начали именовать себя великими. Внутри княжеств выделялись наследственные уделы.
Отношения между князьями регулировались существовавшими тогда обычаями и заключавшимися между ними соглашениями. И хотя усобицы не утихали, цель их участников была уже иной: не захватить власть во всей Руси, а укрепить своё княжество, расширить его за счёт соседей. Князья занимались строительством городов и храмов, стремились привлечь в свои владения земледельческое население, ремесленников и торговцев.
Распад Руси не привёл к международной изоляции русских земель. В период раздробленности продолжала развиваться торговля как с соседними княжествами, так и с дальними соседями в Европе, на Кавказе, на Востоке. Так, галицкие купцы везли соль в Киев и Чернигов. Суздальцы отправляли хлеб в Новгород. Смоленские, витебские, полоцкие и новгородские купцы торговали с немецкими городами. Торговцы из Византии, Венгрии, Польши, Венеции, Хорезма привозили свои товары в Киев и Владимир.
12.Владимиро-суздальское княжество в середине XII - начале XIII вв.
Земли, расположенные в междуречье Оки и Верхней Волги, — Северо-Восточная Русь — были первоначально одними из самых глухих окраин Древнерусского государства. В крае было много лесов, поэтому его часто называли Залесским. Густые, непроходимые чащи спасали от вторжений врагов. Среди лесов располагались пригодные для хлебопашества земли. Особую ценность имело здесь так называемое ополье — территория с плодородной почвой.
С середины XII в. приток русского населения резко возрос. Спасаясь от половецких набегов и иных невзгод, сюда с юга Руси перебирались многие земледельцы. Они искали не военную добычу, а места для хлебопашества и промыслов. Поэтому переселенцы в основном мирно уживались с прежними жителями. Более того, в крае происходило слияние разных народов, заимствовавших друг у друга многое в языке, обычаях и навыках.
Люди занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей, добычей соли, бортничеством, бобровым промыслом. В городах и в сельской местности были развиты ремёсла. Первоначально столицей края был Ростов, возникший, по мнению ряда историков, как племенной центр вятичей. Вторым по значению городом был Суздаль. Поэтому Северо-Восточную Русь сначала называли Ростово-Суздальской землёй.
Князь Юрий Долгорукий
Ростово-Суздальская земля по воле Ярослава Мудрого попала в руки его младшего сына Всеволода. Впоследствии этим краем владели его потомки — Владимир Мономах, а затем его младший сын Юрий Долгорукий (1125—1157). Своё прозвище Юрий Владимирович получил за стремление «протягивать руки» с далёкой северо-восточной окраины в самые разные концы Русской земли. Активно участвуя в княжеских усобицах, он превратил Ростово-Суздаль- скую землю в обширное независимое княжество и стал основателем местной княжеской династии. Юрий Долгорукий построил в крае новые города — Дмитров, Звенигород.
С именем этого князя связано первое упоминание о Москве в летописи. В 1147 г. он пировал здесь со своим союзником, новгород-северским князем.
Заветной целью Юрия всё ещё оставался киевский престол. Долгорукий дважды захватывал Киев. С 1155 г. он не покидал древнюю столицу Руси, оставаясь в то же время и ростово-суздальским князем. Но отношения с киевлянами у Юрия не сложились. Жители Киева не могли простить князю того, что он силой захватил город и раздавал все крупные должности выходцам из Суздаля. Суз- дальцы же больше думали о собственном обогащении, а не о процветании Киева.
В 1157 г. Юрий Долгорукий, отличавшийся богатырским телосложением и отменным здоровьем, после одного из пиров внезапно разболелся и вскоре умер. Вероятно, князя отравили.
Андрей Боголюбский
После смерти Юрия на престол в Ростово-Суздальском княжестве вступил его сын Андрей (1157—1174). Андрей провёл свои детские и юношеские годы в городе Владимире-на-Клязьме. Когда Юрий Долгорукий обосновался в Киеве, он приказал Андрею, уже прославленному воину, находиться при нём, невдалеке от Киева. Но тот вскоре вопреки воле отца уехал в свой любимый Владимир.
Отправляясь на север, Андрей увёз с собой одну из святынь — икону Божьей Матери.
В 1169 г. Андрей Боголюбский собрал вокруг себя дружины многих князей и двинулся на Киев. Город был взят штурмом и разграблен, многих жителей увели в плен. До того так поступали лишь с чужеземными городами. Андрей не остался княжить в Киеве, а вернулся во Владимир. Так он выказал своё пренебрежение к древней столице. Сумел князь подчинить себе и гордых новгородцев, перекрыв торговые пути к городу и лишив его хлеба. Андрей воевал также с Волжской Булгарией.
Главной целью князя стало укрепление и возвышение своего княжества. В противовес киевскому и новгородскому почитанию Святой Софии он выступал за особое поклонение привезённой им иконе Божьей Матери, получившей название Владимирской.
Однако многие были недовольны политикой Андрея Боголюбского. Строительные работы стоили очень дорого и вызывали увеличение поборов с населения. Бояре, занятые своими вотчинами, не желали участвовать в княжеских походах. Заговор против князя возглавили его приближённые — братья Кучковичи. Они с сообщниками ворвались в покои Андрея и изрубили его мечами. После убийства жители Боголюбова подняли восстание. Дома знати были разграблены, а княжеские чиновники убиты.
Всеволод Большое Гнездо
В результате усобицы, которая вспыхнула после гибели Андрея Боголюбского, на княжеском престоле оказался его младший сводный брат Всеволод (1176—1212). У него было много детей, отчего он получил прозвище Большое Гнездо.
Всеволода называли великим князем владимирским. Со временем он стал одним из самых могущественных правителей Русской земли. Всеволод нередко вмешивался в дела соседних княжеств, сурово наказывал строптивых. Однако и ему не удалось избежать распада своего княжества. Уже при жизни князь начал выделять уделы своим сыновьям. После его смерти в 1212 г. единое до того Владимиро-Суздальское княжество раздробилось на несколько удельных. Правда, после долгих усобиц сыну Всеволода Юрию, ставшему великим князем владимирским, удалось несколько укрепить свою власть. Удельные князья подчинялись Юрию Всеволодовичу.
В эпоху раздробленности в разных землях Руси возникли местные культурные центры, где сложились собственные традиции.
При Андрее Боголюбском во Владимире было начато строительство Успенского собора. Место для храма было выбрано на редкость удачно — на крутом берегу реки Клязьмы. Князь повелел строить этот храм выше Софийского собора в Киеве. В результате 32-метровый Успенский со бор оказался самой высокой постройкой на Руси.
Ещё один прекрасный храм — Георгиевский собор — был возведён уже в XIII в. в городе Юрьеве-Польском одним из сыновей Всеволода Большое Гнездо. Стены собора были украшены причудливыми каменными рельефами, изображающими растения, зверей, святых — покровителей Владимиро-Суздальской земли во главе с Георгием Победоносцем.
Среди литературных произведений Северо-Вос- точной Руси выделяются «Слово Даниила Заточника» и «Моления Даниила Заточника». Эти произведения состоят из искусно подобранных мудрых изречений из Библии и других книг, а также размышлений автора (или двух авторов) о нелёгкой судьбе незнатного, но умного и образованного человека.
Во Владимиро-Суздальской земле строили не только церкви. Князь Андрей заложил в Боголюбове свой дворец. Вскоре здесь вырос удивительный архитектурный ансамбль: двухэтажный каменный дворец, храм, надвратные переходы с галереями и двумя башнями.
Местные особенности проявились и в живописи. Она, как и прежде, носила в основном религиозный характер. Но в церковном искусстве всё чаще стали присутствовать нецерковные сюжеты.
С XII в. летописи стали вести в каждом крупном княжестве. Летописцы уделяли много внимания местным событиям, отражали интересы своих князей, их стремление быть первыми на Руси.
13. Новгородская республика в середине XII - начале XIII вв.
Центр Новгородской земли — Господин Великий Новгород — возник ещё в IX в. как объединение трёх племенных посёлков: славянского, мерянского и чудского. Он располагался на пути «из варяг в греки». Отсюда шли торговые дороги в Прибалтику, в немецкие земли, в Скандинавию. По днепровскому пути можно было попасть в Причерноморье, в Византию. Через озеро Ильмень и реку Мету пролегал путь к Волге, а оттуда — в Волжскую Булгарию, страны Востока. Большинство новгородских земель были малопригодны для земледелия, поэтому Новгороду не хватало своего хлеба. Его привозили из Владимиро-Суздальской земли.
«Пригородами» Новгорода считались Псков, Изборск, Великие Луки, Торжок, Ладога. Все эти города служили важными торговыми и военными опорными пунктами.
Постепенно под властью Новгорода оказалась обширнейшая территория от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги. Жители этих дальних земель — карелы и другие народы — платили Новгороду дань
Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Изделия новгородских плотников, кузнецов, ткачей, гончаров, кожевников, оружейников славились по всей Руси. Новгородские ладьи (ушкуи) плавали по северным морям. Торговля велась главным образом с немецкими и датскими купцами, а также с Византией, странами Востока. В Новгороде существовали торговые дворы и храмы для иноземных купцов. Эти купцы везли в город сукно, металлы, вино, предметы роскоши.
Самой многочисленной категорией населения Новгорода были ремесленники. Многие улицы и даже целые районы города (концы) получили свои названия по профессии поселившихся здесь ремесленников: Плотницкий конец, улицы Кузнечная, Гончарная, Щитная. Новгородские ремесленники работали в основном на заказ, но часть изделий продавали на городском торгу (рынке).
Весьма влиятельной силой было новгородское купечество. Самый большой вес в Новгороде имели бояре. Новгородские бояре ещё в период единого Древнерусского государства получили право собирать дань с населения, часть её отправляя киевскому князю. Боярские земли, леса, рыбные угодья давали основную торговую продукцию — пушнину, мёд, воск, рыбу. Бояре вместе с купцами нередко организовывали дальние походы. Владея несметными богатствами, бояре имели возможность влиять на политическую жизнь Новгорода.
В начале XII в. в Новгороде сложилась республиканская форма правления. Этим политический строй Новгородской земли отличался от строя остальных русских земель-княжеств.
Верховной властью в Новгороде обладало вече. Символом народовластия был вечевой колокол, удары которого оповещали о созыве веча. Народное собрание решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало и изгоняло князей.
Высшим должностным лицом был посадник. Он ведал всеми новгородскими землями, возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал различных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, руководил внешней политикой.
Помощником посадника был тысяцкий. Он осуществлял контроль за налоговой системой, ведал торговым судом и возглавлял в походах городское ополчение. Если посадник был боярином, то тысяцкий представлял в городском управлении купцов, ремесленников, «меньших» людей.
Глава Русской православной церкви в Новгороде — владыка (епископ, позже архиепископ) — также избирался на вече. Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд. При его дворе велась летопись. Должность владыки, в отличие от остальных, была пожизненной.
Положение князя в Новгородской республике было своеобразным. Его вместе с дружиной вече приглашало из других земель. Князь должен был возглавить все вооружённые силы в случае войны. Вече заключало с ним договор. Князь не имел права вмешиваться в дела городского управления. Ему и его боярам не разрешалось иметь владения в Новгородской земле, вести торговлю. Если князь нарушал договор, вече прогоняло его.
Культура Новгородской земли
Определяющими чертами новгородской культуры являлись её простота и доступность. Вечевые порядки, свободолюбие и высокая политическая активность городского населения влияли на особенности культурного развития Новгородской земли.
Каменное зодчество в Новгородской земле со временем утратило свою былую монументальность. Заказчиками храмов чаще всего были бояре, купцы, общины прихожан. Церкви стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. Много церквей было возведено не только в Новгороде, но и в его «пригородах» — Пскове, Ладоге.
В Ладоге была построена церковь Святого Георгия.
Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятие ремеслом и торговлей требовало немалых знаний, умения считать и писать. О повсеместном использовании письменности в быту свидетельствуют берестяные грамоты. Они представляют собой личные письма и записки, хозяйственные записи, долговые расписки, завещания и т. д.
Своеобразием отличалось и новгородское летописание. В нём фигура князя отступала на задний план. Зато очень подробно освещались события городской жизни, участие в ней горожан.
Жители Новгородской республики отличались тем, что были в своём большинстве грамотными людьми. Ведь занятие ремеслом и торговлей требовало немалых знаний, умения считать и писать. О повсеместном использовании письменности в быту свидетельствуют берестяные грамоты. Они представляют собой личные письма и записки, хозяйственные записи, долговые расписки, завещания и т. д.
14. Южные и юго-западные русские княжества в середине XII - начале XIII вв.
Киевское княжество
Изначально территория Киевского княжества занимала значительное пространство по обоим берегам Днепра. Но во второй половине XII в. из него выделились Переяславское, Турово-Пинское княжества, а часть земель отошла к Волынскому княжеству.
В Киевском княжестве было много боярских вотчин. Их центрами были укреплённые замки с большим числом жителей и вооружёнными дружинами.
В условиях политической раздробленности Киевское княжество первоначально сохраняло особое положение. Несмотря на фактическую независимость новых княжеств, ещё долго продолжало существовать представление о единстве Руси, о Киеве как столице, о главенстве киевского князя (князя всея Руси) над всеми другими князьями. Здесь же продолжала находиться резиденция митрополита Киевского и всея Руси.
Однако непрерывная борьба князей за киевский престол часто приводила к разорению Киева.
Киевское княжество продолжало оставаться и центром борьбы с кочевниками. По призывам великого князя в Киев свои войска направляли Галицкое, Волынское, Туровское, Смоленское, Черниговское, Северское, Переяславское и другие княжества.
Черниговское княжество
Одним из самых мощных и экономически сильных на Руси было Черниговское княжество. Оно не только занимало обширные плодородные земли на левом берегу Днепра, но и уходило далеко на восток, к рязанским и муромским землям.
Чернигов был одним из самых крупных русских городов. Развитое ремесло было основой его экономики. В силу своего географического положения город был одним из важных центров торговли на Руси. Его купцы торговали не только в Киеве, Новгороде, Смоленске и Галиче, но и во многих европейских странах. В далёком Лондоне их товары хвалили за качество и приемлемую цену.
Чернигов был одним из церковных центров Руси. Здесь находилась резиденция епископа. В городе были построены Свято-Преображенский и Троицкий соборы — одни из первых каменных храмов на Руси.
Родоначальник черниговской династии князь Олег Святославич. Одним из первых на Руси он установил союзнические отношения с половцами. Но при его наследниках княжество стало постепенно утрачивать былое влияние.
Смоленское княжество
Одним из сильнейших княжеств Руси было Смоленское. У власти там утвердилась династия потомков Мстислава Великого. Смоленские князья принимали активное участие в усобицах в соседних землях, не раз занимали киевский престол. Вместе с другими князьями они совершали походы против половцев, других врагов. Купцы из Смоленска торговали по всем русским землям, ходили они и в дальние страны. Сохранилось несколько договоров о свободной торговле между Смоленском и немецкими землями.
Галицко-Волынское княжество
Одним из самых крупных и влиятельных княжеств на Руси было Галицко-Волынское. Первоначально сложилось два княжества — Волынское, где правили потомки Владимира Мономаха, и Галицкое. Галицкое княжество достигло своего расцвета при князе Ярославе Осмомысле (Осмомысл означает «восемь умов»). Он долго боролся с боярами за укрепление своей власти. О его могуществе говорилось в «Слове о полку Игореве», а дочь этого князя — Ярославна, супруга Игоря Святославича, — стала героиней «Слова...». Однако после смерти Ярослава Осмомысла княжество пришло в упадок.
В конце XII в. произошло объединение Галицкого и Волынского княжеств под властью волынских князей.
Соседями объединённой земли на юго-западе были Венгерское королевство, на западе — Польское королевство, а позже на севере — Великое княжество Литовское.
Основу силы Галицко-Волынской земли составляли не только развитые земледелие, скотоводство и ремесло, но и добыча соли, приносившая огромные доходы. Выгодное географическое положение княжества, находившегося на пересечении торговых путей между Европой,
Византией, северными и восточными русскими землями и Востоком, превращало его в один из крупных торговых центров. Процветанию княжества способствовало и то, что этих мест редко достигали по- 5 ловцы. Правда, его нередко разоряли венгры, поляки, литовцы.
Основателем княжества и первым галицко-волынским князем был Роман Мстиславич, праправнук Владимира Мономаха. В 1202 г. он стал ещё и великим князем киевским. В его руках сосредоточилась власть над территорией, равной Священной Римской империи. Князю приходилось непрерывно бороться с различными боярскими j группировками, стремившимися ослабить княжескую власть. Польша и Венгрия постоянно вмешивались в эту борьбу. Роман в свою очередь поддерживал прочные связи со своими сторонниками в этих государствах. Князь отличался воинственным нравом. Его походы против половцев, равно как и борьба с Польшей и Венгрией, носили практически непрерывный характер. Роман погиб в 1205 г. во время очередного похода в Польшу.
Усобицы в Галицко-Волынской земле разгорелись ещё сильнее. Бояре, стремившиеся усилить своё влияние, изгнали малолетнего наследника князя Романа Даниила. Однако на помощь ему и его матери пришли бояре из других группировок, а также венгры. Борьба шла с переменным успехом почти 40 лет. Повзрослевший Даниил Романович опирался на младших дружинников.
С большим трудом князь смог окончательно утвердиться в Волынском, а затем и Галицком княжествах. Восстановив покой и порядок, Даниил, которого прозвали Галицким, наладил торговлю с Византией, Германией, другими странами. На западной границе он основал немало городов, в том числе Львов, названный в честь сына князя Льва.
А в 1240 г. Даниил Галицкий объединил под своей властью (как и отец) ещё и Киевскую землю.