В. Методика изучения мотивов учебной деятельности (А,А,Реан, В.А.Якунин)
Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива.
Испытуемый | Мотив | |||||||||||||||
Среднее арифметическое | ||||||||||||||||
Дисперсия разброса |
Г. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир)
Подсчитайте отдельные показатели:
- ВМ = (сумма баллов за ответы 6, 7): 2;
- ВПМ = (сумма баллов за ответы 1,2,5) : 3;
- ВОМ = (сумма баллов за ответы 3, 4): 2;
Впишите полученные показатели в следующую таблицу:
Мотивация | ||||
Внутренняя | Внешняя | |||
полож. | отриц. | полож. | отриц. | |
я как руководитель | ||||
мой руководитель | ||||
я сам | ||||
мои товарищи | ||||
сумма |
Сравнивается выраженность отдельных видов мотивации. Оптимальным является соотношение ВМ > ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение человека к выполняемой деятельности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.
Д.Методика «Мотивы выбора профессии»
Вся совокупность ответов обрабатывается по таким блокам:
Внутренние индивидуально значимые мотивы: позиции 1,5,8, 15,20.
Внутренние социально значимые мотивы: 3,7,12,14,17.
Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.
Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.
Максимальная сумма указывает на преобладающую мотивацию. Внутренние мотивы выбора — общественная и личная значимость профессии: удовлетворенность, которую приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путем давления, наказания, критики, осуждения и других санкций негативного характера. Преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Е Контент-анализ сочинений
1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива:
— ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает, он первый начал; попросили, заставили, пригласили и т.д.); обозначение действия (я бы промолчал, ничего не ответил, извинился); шифр - Вне;
2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»:
- потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя); шифр — П;
- влечения (влекло, манило, привлекало); шифр — Вл;
- интересы (заинтересовало, было любопытно узнать, интересно); шифр — Ин;
- долженствование, необходимость (надо получить зачет, отмет ку; должен это сделать, было необходимо, не мог отказать); шифр — Д;
- мотивационная установка (обещал, давно хотел, появился повод, это моя обязанность); шифр — My.
3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»:
- нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю (болею) за свою команду, старость надо уважать и т.д.); шифр — НКд;
- нравственный контроль недекларируемый (поставил себя на его место, ему одному плохо, мог упасть, никто не хотел этого делать, а кому-то надо; должен же это кто-то сделать; он мой товарищ); шифр — Нки;
- предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смотрится, мне так больше идет и т.д.); шифр — Пр ВШ;
- внутреннее предпочтение — склонности (мне нравится, я люблю это делать и т.д.); шифр — Првт;
- оценка психических (Эмоциональных) состояний (надоело, скучно, страшно, боюсь и т.д.); шифр — Ос;
- оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я могу это сделать, я это умею; мне не доставит это много хло пот); шифр — Ов;
- оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык, это не трудно, мне это не под силу, нет возможности, средств и т.д.); шифр — Оу;
- прогнозирование последствий (могу получить двойку, завтра
спросят, могу победить, это может привести к...): шифр — Пп.
4. Ответы, относящиеся к целевому блоку:
— опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить
свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т.д.); шифр — Од.
- процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т.д.); шифр — Пуп;
- потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, заслужить похвалу, утолить жажду, голод, доказать себе, что могу и т.д.); шифр - Цп.
Анализируя ответы каждого опрошенного, можно узнагь, насколько полно он учитывает все обстоятельства (мотиваторы) или же ориентируется только на одно из них, склонен ли он больше ориентироваться на внешние обстоятельства или на внутренние факторы, насколько глубоко он пытается проникнуть в основание своих поступков и действий, т.е. насколько полно отражается в его сознании структура мотива, насколько обоснованно принимается им решение.