В. Методика изучения мотивов учебной деятельности (А,А,Реан, В.А.Якунин)

Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива.

Испытуемый Мотив
                               
                               
Среднее арифметическое                                
Дисперсия разброса                                

Г. Методика «Структура мотивации трудовой деятельности» (К. Замфир)

Подсчитайте отдельные показатели:

  1. ВМ = (сумма баллов за ответы 6, 7): 2;
  2. ВПМ = (сумма баллов за ответы 1,2,5) : 3;
  3. ВОМ = (сумма баллов за ответы 3, 4): 2;

Впишите полученные показатели в следующую таблицу:

  Мотивация
  Внутренняя Внешняя    
  полож. отриц. полож. отриц.
я как руководитель        
мой руководитель        
я сам        
мои товарищи        
сумма        

Сравнивается выраженность отдельных видов мотивации. Опти­мальным является соотношение ВМ > ВПМ > ВОМ. Чем больше сдвиг величин вправо, тем хуже отношение человека к выполняемой деятель­ности, тем меньше побудительная сила мотивационного комплекса.

Д.Методика «Мотивы выбора профессии»

Вся совокупность ответов обрабатывается по таким блокам:

Внутренние индивидуально значимые мотивы: позиции 1,5,8, 15,20.

Внутренние социально значимые мотивы: 3,7,12,14,17.

Внешние положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19.

Внешние отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18.

Максимальная сумма указывает на преобладающую мотивацию. Внутренние мотивы выбора — общественная и личная значимость профессии: удовлетворенность, которую приносит работа благодаря ее творческому характеру, возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей само­го человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешняя мотивация — это заработок, стремле­ние к престижу, боязнь осуждения, неудачи и т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К положитель­ным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К отри­цательным мотивам относятся воздействия на личность путем давле­ния, наказания, критики, осуждения и других санкций негативного ха­рактера. Преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.

Е Контент-анализ сочинений

1. Ответы, не затрагивающие структуру мотива:

— ссылка на внешние обстоятельства (на улице было жарко, тепло, холодно; он мешает, отвлекает, он первый начал; попросили, застави­ли, пригласили и т.д.); обозначение действия (я бы промолчал, ничего не ответил, извинился); шифр - Вне;

2. Ответы, относящиеся к «потребностному блоку»:

  • потребности (хотел есть, пить; хотел показать, проверить себя); шифр — П;
  • влечения (влекло, манило, привлекало); шифр — Вл;
  • интересы (заинтересовало, было любопытно узнать, интересно); шифр — Ин;
  • долженствование, необходимость (надо получить зачет, отмет ку; должен это сделать, было необходимо, не мог отказать); шифр — Д;
  • мотивационная установка (обещал, давно хотел, появился повод, это моя обязанность); шифр — My.

3. Ответы, относящиеся к «внутреннему фильтру»:

  • нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от коллектива, не хотел подвести товарищей, переживаю (болею) за свою команду, старость надо уважать и т.д.); шифр — НКд;
  • нравственный контроль недекларируемый (поставил себя на его место, ему одному плохо, мог упасть, никто не хотел этого делать, а ко­му-то надо; должен же это кто-то сделать; он мой товарищ); шифр — Нки;
  • предпочтение по внешним признакам (некрасиво на мне смот­рится, мне так больше идет и т.д.); шифр — Пр ВШ;
  • внутреннее предпочтение — склонности (мне нравится, я люблю это делать и т.д.); шифр — Првт;
  • оценка психических (Эмоциональных) состояний (надоело, скуч­но, страшно, боюсь и т.д.); шифр — Ос;
  • оценка своих возможностей (я закаленный, сильный, смелый; я могу это сделать, я это умею; мне не доставит это много хло пот); шифр — Ов;
  • оценка условий и предстоящих усилий, затрат энергии (привык, это не трудно, мне это не под силу, нет возможности, средств и т.д.); шифр — Оу;
  • прогнозирование последствий (могу получить двойку, завтра
    спросят, могу победить, это может привести к...): шифр — Пп.

4. Ответы, относящиеся к целевому блоку:

— опредмеченные действия (налить воды, взять хлеб, включить
свет, купить продукты, помочь сделать уроки и т.д.); шифр — Од.

  • процесс удовлетворения потребности (попить, поесть, отдохнуть, получить удовольствие и т.д.); шифр — Пуп;
  • потребностная (смысловая) цель (получить хорошую отметку, за­служить похвалу, утолить жажду, голод, доказать себе, что могу и т.д.); шифр - Цп.

Анализируя ответы каждого опрошенного, можно узнагь, насколь­ко полно он учитывает все обстоятельства (мотиваторы) или же ориен­тируется только на одно из них, склонен ли он больше ориентировать­ся на внешние обстоятельства или на внутренние факторы, насколько глубоко он пытается проникнуть в основание своих поступков и дей­ствий, т.е. насколько полно отражается в его сознании структура моти­ва, насколько обоснованно принимается им решение.

Наши рекомендации