Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(Л.В. Байбородова)

Цель: выявление мотивов деятельности учащихся.

Ход проведения.Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Дляответа используется следующая шкала:

1 - привлекает слабо;

3 - привлекает очень сильно;

2 - привлекает в значительной степени;

0 - не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов. Дляопределения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12); в) мотивы престижности (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Методика ситуация выбора

(Л.В. Байбородова)

Цель: выяснить направленность личности учащихся.

Ход проведения. В классе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий:

·разработка программы вечера;

·изготовление подарков для детей детского дома;

·подготовка сюрприза для учащихся младших классов;

·овладение навыками самообороны;

• изготовление украшений для вечернего платья и т.д.

При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуетсявыбрать одно занятие из предлагаемого их перечня в соответствии с его главным назначением:

·проявить свои таланты;

·сделать приятный сюрприз для друзей;

·весело провести время;

·оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;

• приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д. Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данныймомент.

Обработка полученных данных. Сопоставление результата выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:

- преобладание общественных мотивов;

- преобладание личностных мотивов;

- преобладание мотивов престижности.

При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность: 1) на себя; 2) на дрyгих; 3) неопределенную нaправленность.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

(Составлена группой авторов под руководством

М.И. Рожкова на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения. Инструкция. Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «плюс», если отрицательный - «минус». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь о деталях, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

- низкий уровень - 0,1-0,45;

- ниже среднего - 0,46-0,55;

- средний уровень - 0,56-0,65;

- выше среднего - 0,66-0,75;

- высокий уровень - 0,76-1.

Наши рекомендации