Методика 1. Исследование мотивов учебной деятельности

Учебная деятельность всегда полимотивирована. Мотивы могут быть внешними и внутренними. Внешние мотивы обусловлены социальной средой; внутренние связаны с самим познанием, содержанием и выполнением учебной деятельности. В структуре мотивов можно выделить ведущие, которые поможет выявить данная методика.

Цель:изучение учебной мотивации школьников.

Проведение исследования.Каждому школьнику предлагаются списки мотивов.

Инструкция: «Учеба занимает в вашей школьной жизни большое место. Какие, по вашему мнению, причины побуждают учиться:

ü
1. большинство учеников твоего класса; ‑ обведи кружком номера этих утверждений;

2. тебя лично ‑ поставь перед утверждением знак .

Выберете из списка по три наиболее значимые причины (мотива)».

1. Учимся, потому что хотим больше знать.

2. Учимся, потому что сейчас все учатся.

3. Учимся, потому что интересно.

4. Потому что нравится учиться.

5. Привлекает сам процесс учебы.

6. Из-за любопытства.

7. Заставляют родители.

8. Потом легко будет устроиться на работу или поступить в вуз.

9. Хочу быть авторитетным в школе.

10. Неприятно испытывать наказание за плохую учебу.

11. Люблю заниматься самообразованием.

Обработка данных

Все данные заносятся в две таблицы. В одной таблице необходимо отразить полученные данные о мотивах, побуждающих учиться учеников класса (утверждения, обозначенные кружком); в другой таблице ‑ индивидуальные результаты учеников (утверждения, обозначенные знаком «v»).

В каждой строчке знаком «+» отмечаются выборы мотивов, сделанные учеником. Затем по столбцам подсчитывается общее количество выборов (сумма баллов) и заносится в нижнюю строчку таблицы. Определяется частота выбора того или иного мотива в выборке (группе).

Фамилии школьников №№ утверждений
1. Батуева Ольга + +             +    
2.                      
3.                      
4.                      
Сумма баллов по каждому мотиву                      
% по каждому мотиву                        


Анализ и интерпретация результатов.

Чем чаще выбирается мотив, тем более он доминирует в системе мотивов в группе.

1. Установите иерархию мотивов, расположив показатели мотивов по мере их убывания в баллах (или процентном отношении).

2. Разведите данные в баллах (процентах) по мере их убывания на внешние мотивы (вопросы 2, 7, 8, 9, 10) и внутренние мотивы (вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 11). Особое внимание необходимо уделить на преобладание внешней и отрицательной мотивации.

3. Укажите возможные причины сложившейся иерархии учебных мотивов.

4. При интерпретации охарактеризуйте особенности учебной мотивации данного класса и отдельных учеников.

5. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о мотивации вашим наблюдениям. Обоснуйте ваш ответ, используя описание особенностей поведения, общения, эмоциональных реакций, мимики, жестов учеников в учебных ситуациях.

6. Дайте рекомендации с целью формирования или усиления мотивации учебной деятельности школьников.

Методика 2. Изучение отношения к учению и учебным предметам

Цель. Изучение причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения школьников. Методика разработана Г.Н.Казанцевой и предназначена для количественного и качественного анализа.

Проведение исследования. Каждому школьнику предлагаются списки причин, характеризующих отношение к предмету и списки мотивов.

I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые…

А. Любимые _

Б. Нелюбимые _______________________________

II. Отметь причины, которые характеризуют твое отношение к предмету (можно ввести ограничения в количестве выбора причин).

Люблю предмет потому, что…

1. Данный предмет интересен.

2. Нравится, как преподает учитель.

3. Предмет нужно знать всем.

4. Предмет нужен для будущей работы.

5. Предмет легко усваивается.

6. Предмет заставляет думать.

7. Предмет считается выгодным.

8. Требует наблюдательности, сообразительности.

9. Требует терпения.

10. Предмет занимательный.

11. Одноклассники интересуются этим предметом.

12. Интересны отдельные факты.

13. Родители считают этот предмет важным.

14. Хорошие отношения с учителем.

15. Учитель часто хвалит.

16. Учитель интересно объясняет.

17. Знания по предмету необходимы для дальнейшего поступления.

18. Предмет помогает развивать общую культуру.

19. Изменяет предоставление об окружающем мире.

20. Просто интересно.

21. Другие причины.

Не люблю предмет потому, что…

1. Данный предмет неинтересен.

2. Не нравится, как преподает учитель.

3. Предмет не нужно знать всем.

4. Предмет не нужен для будущей работы.

5. Предмет трудно усваивается.

6. Предмет не заставляет думать.

7. Предмет не считается выгодным.

8. Не требует наблюдательности, сообразительности.

9. Не требует терпения.

10. Предмет незанимательный.

11. Одноклассники не интересуются этим предметом.

12. Интересны только отдельные факты.

13. Родители не считают этот предмет важным.

14. Плохие отношения с учителем.

15. Учитель редко хвалит.

16. Учитель неинтересно объясняет.

17. Знания по предмету не нужны для дальнейшего поступления.

18. Предмет не способствует развивать общую культуру.

19. Не изменяет представлений об окружающем мире.

20. Просто неинтересно.

21. Другие причины.

Наши рекомендации