Основные принципы и ценности консерватизма. Неоконсерватизм.
Консерватизм — это идейно-политическое учение, а также политическое течение, которое ориентировано на сохранение устоявшихся традиций и осторожное отношение к радикальным революционным переменам.Консерватизм возник в конце ХVІІІ в., как реакция на Великую французскую революцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Основоположниками традиционного консервативного были англичанин Э. Берк (1729 – 1797), французы Ж. де Местр (1754 – 1821), Л. де Бональд (1754 – 1840). Они выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм лишал устойчивого социального положения и сословных привилегий. В нынешних условиях консерватизм практикуется как идеология, предполагающая развитие на основе сохранения традиций и устоев государственного и общественного устройства, ценностей семьи, морального долга, религии, собственности. К основным принципам и ценностям консерватизма относятся: -нравственный абсолютизм, обосновывающий объективный и неизменный характер нравственных ценностей, представляющих собой основу для стабильного и последовательного развития общества; -традиционализм как приверженность обычаям, традициям, ценностям и социальным институтам прошлого. Социальное выравнивание может привести к господству посредственностей, моральной деградации общества, резкому снижению стимулов к творческому и напряженному труду; -политический реализм, означающий сдержанное отношение к сознательному переустройству общества в отрыве от существующей реальности. -отрицательное отношение к вере в неизбежность социального прогресса в силу того, что природа человека неизменна и порочна, нуждается в постоянном сдерживании нормами общественной морали и специальными институтами; -критическое отношение к активному участию в политике широких народных масс, которым, по мнению консерваторов, присущи идеологический и политический иррационализм, эмоциональная неуравновешенность и радикализм развитие местного самоуправления, так как сам процесс социально-экономического развития объективно требует децентрализации государственной власти, более четкого и сбалансированного перераспределения властных полномочий между центром и периферией. Неоконсерватизм – идейно-политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособленные к новым условиям общественного развития. Развернулась так называемая «неоконсервативная революция» или наступление эпохи «новой консервативной волны». Неоконсерватизм был ответом на «вызов» кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев.. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения социально-экономических проблем в условиях перехода к постиндустриальному этапу развития общества. Видными идеологами неоконсерватизма явились Дж. Белл, З. Бжезинский (США), Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ), Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др. Основными положениями неоконсервативной идеологии являются: в мировоззренческом плане - -пессимистическая оценка человеческой природы, разума, стремлений и возможностей человека; -противопоставление индивидуализма коллективизму. Во второй половине 20в. возникает неоконсерваторское течение. Отличительные признаки неоконсерватизма: 1.не отрицает полностью идеи демократии 2.отдаёт предпочтения сильной власти и сильному государству; считает, что его вмешательство в экономику должно быть ограниченно 3.признавал бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, неоконсерваторы выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы Неоконсерваторы выступают за упразднение контроля над доходами, ценами; приватизацию государственных предприятий.
39.Социально-политическая идеология социализма.
Социализм от лат.- общественный — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства. Поиски путей к более справедливому общественному устройству были продолжены в первой половине XIX века. Их вели представители критического утопического социализма — Сен-Симон 1760-1825, Шарль Фурье 1772-1837, Роберт Оуэн 1771-1858. В отличие от своих предшественников критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Кроме того, они выдвинули ряд новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности, идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Все они исходили из отсутствия в общественном строе эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности.