Функции политической идеологии, ее место и роль в жизни общества.

Политическая идеология выполняет также следующие функции: · нормативная или ориентационная – задает систему смыслов и ориентацией человеческой деятельности; · мобилизирующая – мобилизирует общество, социальные группы на реализацию поставленных целей; · интеграционная – сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного “мы”; · критическая – способствует критическому осмыслению действительности; · когнитивная – дает знания об обществе и в то же время, отражает противоречия породившего данную идеологию общества; · компенсаторная или амортизационная – способствует ослаблению социальной напряженности, вселяет надежду на благополучное изменение существующего бытия. · прогностическая – определяет ближайшие и конечные цели. Идеологии присущи следующие черты: Функции политической идеологии Легитинизационная-оправданная власть или притязания тех или иных политических сил на власть. Интегративная-объединяет людей в группы, консолидирует общество. Познавательно-ориентационная-выражается в том, что любая идеология, хотя и является «ложным сознанием», все же стремится дать своим носителям определенное представление о существующей социальной действительности, так или иначе объяснить происходящие в ней процессы и, возможно, выявить тенденции их развития. Прагматическая, или оправдывающая-выражается в том, что по своей природе как социального феномена идеологии призваны либо защищать существующий социальный порядок, либо обосновывать необходимость внесения в него определенных, вплоть до кардинальных, изменений с целью его приспособления к интересам определенных групп людей. Мобилизационная функция выражается в побуждении людей к действию, к реализации обоснованных в идеологии социальных идей, ценностей и целей. Нормативная-очерчивает критерии оценки политических явлений, событий, норм, социального поведения. Социально-психологическая(компенсаторная)-создает социальный комфорт, компенсирует неудовлетворенность жизнью. спекулятивность – своеобразный примат идей, воспаряющих над реальностью и производных от ее интересов.


36.Особенности современных идеологических процессов.

Идеологический процесс в Беларуси закономерен в том плане, что он не вымысел, не плод воображения политиков. Он так же объективен, так же реален как и другие социальные процессы, движущие силы человеческой истории. Но он имеет свои особенности. Прежде всего, изменилась сама идеология. Граждане Беларуси отказались от марксистской идеологии как доктрины строительства коммунистического общества (об этом свидетельствуют результаты республиканских референдумов 1994 и 1996 года). В отличие от предыдущей исторической эпохи, мы признали наряду с общественной частную собственность, отказались от монополии марксисткой идеологии. За последнее десятилетие происходит активный процесс поляризации общества. С одной стороны, формируется слой богатых людей – банкиров, предпринимателей и др., с другой – малообеспеченных. Различные социальные слои общества определяются со своими политическими и идеологическими пристрастиями в многообразном духовно-идеологическом пространстве, пытаясь в нем отыскать отвечающую их запросам и интересам нишу.. Происходит столкновение идеологических позиций не только в парламенте, но и на улице, в школе, в семье, что негативно отражается на политических устоях общества, общественной жизни в целом. Отсюда вытекают две важных задачи. Первая связана с теоретической разработкой доктрины. Разрабатываемая идеология белорусского государства для того, чтобы выполнять интегративную функцию, должна учитывать интересы не отдельных социальных групп, слоев, а интересы всей нации, т.е. она должна строиться на принципах, идеях, способных объединить отличающиеся друг от друга социальные группы в одно целое. Это непростая задача. Вторая задача, требующая решения, связана с наличием в нашем обществе реально функционирующих нескольких идеологий: наряду с идеологией белорусского государства в политической жизни белорусского общества функционируют и такие, как либеральная, либерально-демократическая, марксистская и др., имеющие своих многочисленных сторонников. Общество сталкивается с проблемой идеологического противостояния внутри страны. Но это противостояние выходит далеко за рамки нашего национального государства – ведь те или иные идеологии и их носители «подпитываются» из-за рубежа как материально, так и идейно.Поэтому условия проведения в жизнь официальных идеологических установок в значительной мере отличаются от прошлой эпохи, когда в стране была признанной лишь единственная идеология. На идеологический процесс в Беларуси сильное влияние оказывает занятая по отношению к Беларуси жесткая позиция Запада, прежде всего США. Активное воздействие на идеологический процесс в нашей стране оказывает и западная масскультура. В сложившейся ситуации очень непросто отстаивать свои национальные святыни – устои, идеалы, ценности.






37.Зарождение и развитие либерализма, его основные принципы и ценности. Неолиберализм.

Либерализм – это система политических и филосовских взглядов, провозглашающая неприкосновенность прав и свобод человека, выступающая за снижение роли государства в жизни общества. Основной идеей либерализма является самодостаточность свободы человека во всех сферах жизни. Либеральными являются политические течения и идеологические установки, имеющие приоритетом защиту и выражение прав личности. В либерализме существовали два разных подхода и по отношению к ценностям.Одни идеологи считали, что либерализм должен быть ценностно-нейтральным, кроме индивидуальной свободы его ничто не должно интересовать. Др. считали, что либерализм воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок либерализма существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как целостном социально-политическом учении. Принцип частной собственности. Частная собственность рассматривается в либерализме как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Принцип индивидуализма. Он трактуется как право индивида на выбор и признание собственных ценностей и независимую деятельность, как способ их реализации. Принцип конкуренции. Он означает соперничество в материальной жизни. Принцип невмешательства. Он утверждает верховенство и приоритетность частной жизни. Он выражает требования ограничения агрессии и использования разрушительных средств в межличностных отношениях людей. Основные идеи сторонников либерализма: существование определённых естественных прав человека на жизнь, свободу; создание государства с целью сохранять и защищать естественные права человека; ограничение объёма и деятельности государства; защищённость частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни; равенство условий, обеспечивающих свободы граждан; гарантия прав меньшинства. Необходимо также отметить приверженность либерализма идее разделения властей на законную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. В экономической сфере либерализм предполагает: идеал рыночного обмена, личную предпринимательскую инициативу, «частную» конкуренцию, невмешательство государства а экономику. В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Новый этап развития неолиберализма начался с конца 30-х годов ХХ в. благодаря группе экономистов Англии, Австрии, США и Германии по поводу степени вмешательство государства в общественную и экономическую сферы. Развитию неолиберальной политической мысли способствовала критика государства всеобщего благоденствия за порожденные им проблемы: -бюрократизацию общества; -революцию растущих притязаний; -несправедливое перераспределение с точки зрения среднего класса; -несоответствие потребностям новой стадии экономического развития, наметившейся в 70-е годы ХХ в.Отличительные черты неолиберализма: 1,Отказ от невмешательства государства в экономику. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона. 2.Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции. 3.Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов). 4. Проблема хорошего правления решается в неолиберализме не путем его ограничения государства, а путем наделения его дополнительными функциями, связанными с защитой индивидуальных свобод граждан.


Наши рекомендации