Источники и ресурсы политической власти

Каждый из источников порождает определенный вид власти: 1. авторитет –властькак сила привычки, традиций, культурных ценностей; 2. сила – «голаявласть», в арсенале которой ничего кроме насилия. 3. богатство – стимулирующая, вознаграждающаявласть, которая включает негативные санкции за не конформное поведение; 4. знание –властькомпетентности, профессионализма, так называемая «экспертнаявласть»; 5. харизма – вождистскаявласть, построенная на обожествлении лидера; 6. престиж – отождествляющая (идентифицирующая)власть.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим являетсянеравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот терминупотребляется как в широком, так и в узком значениях. В широком смысле ресурсывласти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использоватьдля влияния на других».

Для изучения власти и ее структуры предпочтительнее более узкая трактовкаресурсов.

Ресурсы власти – все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.

Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения.

Первостепенная значимость ресурсов как оснований власти отражена в теории«социального обмена» (П. Блау и др.). Согласно этой теории, в основе властилежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, не имеющиересурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений их владельцев. Темсамым одни попадают в зависимость от других, подчиняются им.

Существует несколько классификаций ресурсов.

Виды ресурсов власти (по А. Этциони): 1. Утилитарные. 2. Принудительные. 3. Нормативные.

Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага,связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенногосударственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слоинаселения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания(например, уменьшение зарплаты недобросовестным работникам).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают мерыадминистративного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатываютресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участниковзабастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир,ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедитьподчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечитьодобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Вопрос

Легальность и легитимность политической власти.

Термин «легитимность» возник в начале XIX века во Франции. Тогда он означал стремление восстановить власть короля как единственную законную власть в отличие от власти узурпатора.

Легитимность– это процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике – признание, объяснение и оправдание власти.

Легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения и создание политических структур, их изменение, обновление и т. п.; она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть.

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая.

Легитимность власти является результатом эволюции общества. Поэтому однозначную оценку легитимности можно дать только в обществе с устойчивыми нормами поведения. В то же время, в обществе, где идет мощная модернизация, легитимность власти проблематична и противоречива.

Типы легитимности власти:

а) рациональный – власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

б) идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

в) традиционный – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существовавших порядков;

г) харизматический – власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правителя и т. д.

Признаки падения легитимности:

- рост степени принуждения;

- ограничение прав и свобод;

- запрещение политических партий и оппозиционных организаций;

- рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

- низкая экономическая эффективность власти, снижение уровня жизни населения;

- введение цензуры и ограничение деятельности независимых СМИ.

Легитимность и легальность власти, - не совпадающие понятия.

Легальностьозначает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, в то время как легитимность – это доверие и оправдание власти. Любая власть, издающая законы, даже самые не популярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В тоже время она может быть не легитимна, не приниматься народом.

Легальность рациональна, в отличие от легитимности. Форма легальности власти – законодательство. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

Вопрос

Наши рекомендации