Сущность политики и ее роль в развитии общества

Вопрос

Сущность политики и ее роль в развитии общества

Термин ‘’политика’’ получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, управлении и власти, который был назван им “Политика”. Этот термин соответствует древнегреческому слову “politika”, что в переводе означает государственные, общественные дела, искусство управлять государством.

Она тесно связана и взаимодействует с экономикой, культурой, идеологией, моралью, религией, правом и другими сферами общественной жизни.

Основные функции политики:

1) Рационализация возникающих противоречий и конфликтов, направление их в русло диалога власти и общества, достижения разумного компромисса.

2) Управление и руководство общественными процессами

3) Интеграция различных слоев и групп общества и единое целое.

4) Обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе.

5) Политическая социализация личности.

Политика подразделяется на внутреннюю, внешнюю и мировую.

Внутренняя политика характеризует деятельность государства, партий, общественно-политических организаций и движений, политических лидеров в области экономических, социальных, национальных, культурных и иных отношений внутри общества.

Внешняя политика-это сфера деятельности государства, всей политической системы той или иной страны на международной арене.

Мировая политика представляет собой совокупную деятельность государств, международных организаций и других субъектов международных отношений.

Вопрос.

Предмет, функции и методы политологии.

Политология – одна из самых молодых гуманитарных наук, как самостоятельная отрасль знания со своим предметом и методами.

Политика является объектом исследования различных наук: истории, социологии, теории международных отношений, юриспруденции, философии.

Основным предметом политологии является не просто изучение политики, а, прежде всего, политическая власть, формы и методы ее функционирования и распределения в государственно-организованном обществе, ее отражение в политической системе, политическом сознании, интересах и поведении людей, социально-классовых групп, этнических общностей и их организаций.

- Методы политологии.

Как и всякая конкретная наука, она опирается на три группы методов:

- общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический метод)

- специальные (политическое прогнозирование, метод key studies – изучение (?), методического и сравнительного анализа)

- методы других наук – истории, социологии. (анализ статистических данных, опрос различных групп населения, прямое наблюдение, изучение документов, контент-анализ прессы).

Социологический метод.Как политика зависит от жизни общества. Структурно-функциональный –рассматривает политику как систему, где каждый элемент выполняет свою функцию. Функциональный –зависимость между элементами (политические партии – избирательная система). Системныйполитика как система связи общества и государства. Антрополгический –политика как результат действий человека. Сравнительный –сравнивает системы, партии, режимы и т д с целью найти лучший. Исторический –изучает развитие политики, для прогнозов и закономерностей. Эмпирический –исследования, опросы, анкеты, статистика.

Функции политологии:

Теоретико-познавательная.Исследование, анализ, структурирование информации о политике. Методологическая.Использование накопленных о политике знаний. Рационадизаторская –улучшение жизни общества и функционирования всех систем. Диагностическая –тенденции. Социализирующая –укрепление связи общества и государства, политическая культура.

Политология включает в себя политическую философию, политическую историю, теорию, психологию, социологию, антропологию, географию и прикладную политологию.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Легальность и легитимность политической власти.

Термин «легитимность» возник в начале XIX века во Франции. Тогда он означал стремление восстановить власть короля как единственную законную власть в отличие от власти узурпатора.

Легитимность– это процедура общественного признания какого-либо действия, действующего лица, события или факта; в политике – признание, объяснение и оправдание власти.

Легитимность утверждает политику и власть, объясняет и оправдывает политические решения и создание политических структур, их изменение, обновление и т. п.; она призвана обеспечивать повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается – оправдание такого принуждения, использование силы и других средств, которыми располагает власть.

Легитимность означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая.

Легитимность власти является результатом эволюции общества. Поэтому однозначную оценку легитимности можно дать только в обществе с устойчивыми нормами поведения. В то же время, в обществе, где идет мощная модернизация, легитимность власти проблематична и противоречива.

Типы легитимности власти:

а) рациональный – власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

б) идеологический – власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.

в) традиционный – власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существовавших порядков;

г) харизматический – власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера, на личном авторитете правителя и т. д.

Признаки падения легитимности:

- рост степени принуждения;

- ограничение прав и свобод;

- запрещение политических партий и оппозиционных организаций;

- рост коррумпированности всех институтов власти, их сращивание с криминальными структурами;

- низкая экономическая эффективность власти, снижение уровня жизни населения;

- введение цензуры и ограничение деятельности независимых СМИ.

Легитимность и легальность власти, - не совпадающие понятия.

Легальностьозначает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, в то время как легитимность – это доверие и оправдание власти. Любая власть, издающая законы, даже самые не популярные, но обеспечивающая их выполнение, - легальна. В тоже время она может быть не легитимна, не приниматься народом.

Легальность рациональна, в отличие от легитимности. Форма легальности власти – законодательство. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) (термин был введен в политический лексикон в 20-е гг. XX в. итальянскими учеными Дж. Амендолой и П. Габетти для характеристики созданного в Италии фашистского режима).

По мнению одного из известнейших исследователей тоталитаризма X. Арендт, для образования тоталитарного режима необходимо несколько условий: наличие огромного количества нейтральных, социально пассивных, политически безграмотных, равнодушных людей, неспособных отстаивать свои права; наличие особого психологического состояния общества, потерявшего интерес с собственному бытию; наличие у людей чувства страха, потерянности и изолированности вследствие недостатка нормальных социальных взаимоотношений; замыкание на личности одного человека (вождя), выдвигаемого и поддерживаемого определенной социальной группой. При сочетании этих условий и появляются тоталитарные режимы.

Выделили основные признаки тоталитарного режима:

1. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь. 2. Формирование власти идет бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, где отсутствует механизм преемственности и контроля за властью. 3. Общество полностью отчуждено от власти, но в политическом сознании присутствует единство власти и народа. 4. В обществе присутствует единая идеология, которая формирует идеи о «светлом будущем». 5. Лидер опирается на партию или группу, всегда харизматичен. 6. Запрещено все, кроме того, что приказано. 7. СМИ находятся под контролем государства, существует «закрытое общество». 8. Демократические права и свободы носят декларированный характер, государство гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание 9. Социальная структура общества имеет классовый характер. 10. Тоталитарная политическая культура доверяет политическому лидеру.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Сущность, структура и функции государства.

Государство («принадлежащее государю») – это объединение людей под властью, высшей (верховной) для данной территории (страны). Государство понимают в широком смысле как управляемую страну в целом, а в узком – как систему органов (лиц и организаций), руководящих страной.

Основные отличительные признаки (они же основные структурные элементы) государства:

- суверенитет (независимость вовне и верховенство внутри);

- территория (земная поверхность + недра + территориальные воды + воздушное пространство);

- население, принадлежащее к государству в силу гражданства или подданства;

- власть (особый аппарат управления);

- право (обязательные для исполнения и имеющие верховенство внутри страны нормы поведения);

- налоги.

Структуру государства описывают еще и так:

1) законодательная и представительная власть;

2) исполнительно-распорядительная власть;

3) судебная власть;

4) органы надзора и контроля;

5) местное самоуправление.

Функции государства – основные виды (направления) деятельности государства, осуществляемые госаппаратом. Их делят на виды по-разному. В качестве самых значимых выделяют: внутренние и внешние функции.

Внутренние функции государства делятся на множеством разновидностей, чаще всего пересекающихся между собой: экономические, социальные, идеологические, научно-исследовательские, культурные, образовательные, экологические, контрольные, здравоохранительные, физкультурно-спортивные, правоохранительные.

Внешние функции государства, где для взаимопонимания между странами предусмотрена одна функция «международное сотрудничество», включая участие в решении общемировых проблем, а на случай вражды другая, называющая «обеспечением обороноспособности» (включая госбезопасность).

Вопрос

Президентская республика

Президентская республика – форма государственного устройства, в которой президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, он, как и парламент, избирается народом.

Вопрос

Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства, характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире – это унитарное (простое) государство, федерация и к Унитарное государство – это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью

Федеративное государство(Федерация, от латинского federacio– объединение ) - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определённой политической самостоятельностью, образуют одно политическое государство.

Конфедерация – объединение государств, для координации какого либо вида государственной деятельности. Чаще всего военная или экономическая. Входящие в конфедерацию государства, полностью сохраняют свою независимость и имеют собственные органы государственной власти.

Империи – государственные образования, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения

Протекторат – формальная опека слабого государства более сильным государством. Как правило, протекторат ведет к потере самостоятельности слабого государства, может сопровождаться оккупацией его территории или оккупация предшествует протекторату.

Уния представляет собой тесный союз, объединение нескольких государств. Это объединение может происходить в форме персональной унии – объединения двух монархических государств под властью одного монарха; при этом каждое государство сохраняет свои властно-управленческие структуры.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Общественные организации и движения в Республике Беларусь действуют на основе принятого 4 октября 1994 г. Закона об общественных объединениях, гарантирующего гражданам право на создание общественных объединений и вступление в уже действующие, кроме тех, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды. Этот юридический документ также регламентирует принципы создания, статус, права, направления и виды деятельности общественных формирований.

К числу наиболее массовых и влиятельных общественных организаций республики относится Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ), ключевое направление деятельности которой – защита трудовых и социально-экономических прав и законных интересов граждан.

Занятость.

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Сущность политики и ее роль в развитии общества

Термин ‘’политика’’ получил распространение под влиянием трактата Аристотеля о государстве, управлении и власти, который был назван им “Политика”. Этот термин соответствует древнегреческому слову “politika”, что в переводе означает государственные, общественные дела, искусство управлять государством.

Она тесно связана и взаимодействует с экономикой, культурой, идеологией, моралью, религией, правом и другими сферами общественной жизни.

Основные функции политики:

1) Рационализация возникающих противоречий и конфликтов, направление их в русло диалога власти и общества, достижения разумного компромисса.

2) Управление и руководство общественными процессами

3) Интеграция различных слоев и групп общества и единое целое.

4) Обеспечение целостности общественной системы и порядка в обществе.

5) Политическая социализация личности.

Политика подразделяется на внутреннюю, внешнюю и мировую.

Внутренняя политика характеризует деятельность государства, партий, общественно-политических организаций и движений, политических лидеров в области экономических, социальных, национальных, культурных и иных отношений внутри общества.

Внешняя политика-это сфера деятельности государства, всей политической системы той или иной страны на международной арене.

Мировая политика представляет собой совокупную деятельность государств, международных организаций и других субъектов международных отношений.

Вопрос.

Наши рекомендации